Многие знают кличку собаки "Полка", но откуда все началось ответят не все.

Полкан — герой русских былин, пес, богатырь, песиголовец, один из героев русского сказочного и былинного эпоса; мы встречаем его (по текстам XVIII века) в числе "сильных богатырей" вместе с Самсоном Колывановичем и Святогором, в свите князя Владимира. В споре с Аникой-богатырем Смерть упоминает Полкана в ряду наиболее сильных и непобедимых богатырей. По другим данным, "чудище Полканище, Полкан Полканович" является дублетом Идолища Поганого: "в Киеви людей поедает, по туриному жвачку жует"; Илья Муромец, обменявшись одеждой с каликой, является в Киев, застает Полкана за едой и, посмеявшись над его обжорливостью, раскалывает на двое. В другой былине Полкан является кормчим Сокола — корабля, которым командует Илья Муромец.

Полкан попал в русский народный эпос с песьей головой и другими характерными признаками из средневековой переработки четвертой книги поэмы "Reali de Francia", заключающей в себе повесть о "Бове Королевиче" (Buovo d 'Antona). Полкан — Pulicane, пес-богатырь — родился от знатной христианской сеньоры и пса (известия о рождении подобных уродов очень часты в средневековых хрониках). В повести о Бове Полкан послан преследовать героя, спасшегося бегством из плена. Полкан вступает с Бовой в бой, в котором Бове помогает его конь. В русской сказке Полкан бьет Бову, подобно русским богатырям, целым дубом (аналогия с былиной про Василия Буслаева с его червленым вязом), но побежден Бовой и делается верным его другом.
Полкан охраняет коней Световида
Картина художника Виктора Королькова

На такое происхождение Полкана в русской сказке и затем в былине указано было А. А. Котляревским, Пыпиным, Александр. Веселовским. По мнению Бессонова, не выдерживающему критики, Полкан — коренной русский богатырь, а не итальянского происхождения; имя его происходит будто бы от "Пол-конь". Полкан известен в русской литературе давно: Азбуковник XVII века сообщает о нем, что Полкан — получеловек, полуосел; это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы; так, в лубочной сказке XVIII века о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех. Лубочная сказка выводит их из "за-астраханских степей". Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы названной итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV века, изданной академиком А. Веселовским ("Из истории романов и повестей", II).

В XVII века число рукописей и переводов увеличивается; в XVIII веке повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство, и т. д. Отсюда при несомненном воздействии лубочной литературы на народную сказку и былину Полкан появляется и в былинном эпосе, занимая место постепенно забываемых Идолища и Ермака (в былине о Соколе-корабле).

ПОЛКАН (Палкан, Полкановиц, Чудище-Полканище, Полкан-Богатырь) – дух со сверхъестественной силой и невообразимой прыткостью бега, имеющий до пояса человеческое телосложение, а ниже пояса телосложение коня. Аналог греческого кентавра, хотя с существенными отличиями. Тот факт, что он помогал людям в битвах и сражениях имеет большое отражение в легендах и мифах. Поэтому он даже изображен на обережных орнаментах древних славян и является неотъемлимым образом традиционных русских керамических игрушек. Вот что читаем в описании к такой игрушке: «Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище - как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана - лучистое солнышко. Полкан в каргопольской игрушке - это образ неодолимо могучего богатыря. Очень редко лепили Полкана удалым и молодцеватым, обычно он статный "стар матёр человек". Упоминания о полканах в русской письменной традиции начинаются с 11 века. Известны многочисленные изображения полканов, например на стенах Дмитриевского собора во Владимире (1194 г.) или на стенах Георгиевского собора в Юрьеве-Подольском (1230 г.). Славяне считали Полкана полубогом и приписывали этому существу неимоверные силу и прыткость. Считали, что Полкан может одним прыжком преодолеть расстояние в семь вёрст. Полкан - персонаж из рассказа о Бове-королевиче, и сначала он выступал в повести как враг Бовы, но после сражения с ним Полкан стал его верным другом и соратником во всех сражениях. Он считается практически неуязвимым. Но герой помнит и отлично знает, что должен погибнуть от львиного когтя. Вот он и погиб, когда защищал детей и жену Бовы от когтей и клыков хищных и кровожадных львов. Имя его, ставшее кличкой большинства русских деревенских собак, вовсе нерусское. Оно латинско-итальянское и происходит от Pulicane — «полупес» (значит, еще один псоглавец, но только на Руси?). Полкан. Роспись на крышке сундука. Великий Устюг, XVII век Давайте спросим у фольклористов. Полкан известен в русской литературе давно: «Азбуковник» XVII в. сообщает, что Полкан — получеловек, полуосел, и это, вероятно, отражение античных представлений о кентаврах. Помимо народного эпоса, имя Полкан стало нарицательным для людей необыкновенной силы. Так, в лубочной сказке XVIII в. о Добрыне полканы (народ) собираются на битву целыми полками. Вид их ужасен: руки и лица в крови, глаза светятся как раскаленное железо, с дыханием их вылетает пламя; они мечут камни величиною с горы и тучи трехсаженных стрех.

Лубочная сказка выводит их из «за-астраханских степей». Проводником в народную среду представлений о богатыре Полкане были переводы итальянской повести о Бове, из которых древнейший известен по белорусской рукописи XV в., изданной академиком А. Веселовским. В XVIII в. повесть о Бове является в целом ряде лубочных картин, иллюстрирующих либо всю повесть, либо отдельный ее эпизод — борьбу Бовы с Полканом. Из лубочной сказки о Бове Полкан переходит в такие же сказки об Илье Муромце и Добрыне, в сказку об Иване-богатыре, крестьянском сыне, где Иван побеждает Полкана, напавшего на китайское царство. Полкана крылатого называли Китоврас. Он приобретает крылья, причем последние располагаются не в области плечевого пояса лошади (как у некоторых парфянских изображений), а за спиной человеческого торса. Такой полкан обычно изображался в короне (Новгород 1336 г.). В колдовских стихах Полкан - спаситель "солнцевой девы" от змея. Китоврас из Сборника Кирилло-Белозерского монастыря (книгописец Ефросин). XV в. Существует ещё несколько древнерусских книжных легенд, связанных с именем Полкана - Китовраса. Согласно русской версии легенды, царь Соломон нуждался в помощи Китовраса для того, чтобы построить Иерусалимский храм. Характерны мотивы состязания Китовраса и Соломона в мудрости. По завершении строительства Соломон говорит Китоврасу, что его сила не превышает человеческой, так как его удалось поймать. В ответ Китоврас просит снять с него цепь с заклятием и дать ему волшебный перстень Соломона. Когда это исполняется, Китоврас забрасывает Соломона в далекую страну, наказывая его таким образом за гордыню. Легенды о Соломоне и Китоврас получили на Руси самостоятельное развитие. В них о Китоврасе рассказывается, что он был родным братом Соломона, сыном царя Давида. Поимка Китовраса связывается с предательством его неверной жены (восточный сказочный мотив), которую Китоврас носил в ухе.

Царь Соломон и Китоврас. Клеймо Васильевских врат. 1335–1336 гг. Софийского собора в Новгороде. Надпись верху изображения: «Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово» Еще одна легенда, известная по списку 17 в., повествует о похищении Китоврасом жены царя Соломона. Здесь Китоврас также брат Соломона, царь, правящий в соседнем граде. Он наделен чертами оборотня — днем в виде человека правит людьми, а ночью в виде “зверя Китовраса” — зверями. Китоврас обманом похищает неверную жену Соломона. Последний отправляется за ней, спрятав войско в лесу. Жена узнает Соломона и предает его Китоврас Соломон просит казнить его по-царски, перед повешением ему разрешено сыграть на рожке. Появляется войско Соломона и освобождает царя, а на приготовленной виселице вешают Китовраса и неверную жену.

Источник: http://paranormal-news.ru/news/polkan_slavjanskij_kentavr/2015-12-29-11704