Байки из «Чайника»: мистические тайны заброшенного дома

06.04.2018

Дом-коммуна на улице Конёнкова — печальный пример социалистического утопизма первых послереволюционных лет. Мечта о жизни единым сплочённым коллективом разбилась о безумные бытовые неудобства, включавшие воду и другие удобства на первом этаже и в подвале семиэтажного дома без лифта. В 70-е годы дом сгорел, жильцов расселили, а постапокалиптические руины облюбовали неформалы и лица без определённого места жительства.

В Москве есть «нехорошая квартира». В Смоленске — целый «нехороший дом».
В Москве есть «нехорошая квартира». В Смоленске — целый «нехороший дом».

Неизвестно доподлинно, когда за окрестностями «Чайника» закрепилась дурная слава мистического свойства. Даже о причинах «нехорошести» этого места есть разные версии. Кто-то говорит, что то ли некогда стоявший тут частный дом был проклят обиженной изменой мужа ведьмой, то ли дом самой ведьмы был проклят её недовольным клиентом. Некоторые рассказывают, что где-то тут нашли то ли капище Перуна, то ли захоронение языческих жрецов, хотя историки и археологи о подобном не слышали. Вряд ли стоял тут и замок жестокого литовского наместника в XV веке.

По одной из легенд на месте «Чайника» в древности было святилище грозного языческого бога Перуна и захоронение его жрецов
По одной из легенд на месте «Чайника» в древности было святилище грозного языческого бога Перуна и захоронение его жрецов

Более «исторические» версии связывают проклятие с тем, что «Чайник» и его окрестности построены на изъятых большевиками землях Воскресенского женского монастыря. А возможно — даже монастырского кладбища. Другие намекают, что ещё в XVII веке проклятие наложили изгнанные из города иезуиты, которые построили здесь свой коллегиум во времена короля Сигизмунда. Есть сведения и о том, что во время оккупации немцы здесь расстреливали военнопленных и жителей города.

Не прокляли ли это место члены могущественного и таинственного ордена иезуитов, изгнанные из возвращённого в состав России Смоленска?
Не прокляли ли это место члены могущественного и таинственного ордена иезуитов, изгнанные из возвращённого в состав России Смоленска?

Как же проявляется это самое проклятие? Во-первых, согласно всё тем же легендам, в «Чайнике» строго ежемесячно кого-нибудь убивали, кто-то умирал или кончал жизнь самоубийством. И так все четыре десятка лет его обитаемого существования. Конечно, по причинам скученности, тесноты и бесконечных очередей к кранам с водой, трём горелкам и туалетам в подвале социальная атмосфера в «Чайнике» была ужасающей. Как и гигиена. И это не могло не вызвать повышенного числа травм и смертей. 

По сравнению с реалиями «дома-коммуны» жизнь в обычной коммунальной квартире — вода, плита и туалет всего лишь на 3-4 семьи и даже на том же этаже! — была почти что райской
По сравнению с реалиями «дома-коммуны» жизнь в обычной коммунальной квартире — вода, плита и туалет всего лишь на 3-4 семьи и даже на том же этаже! — была почти что райской

Но, во-первых, это всё не выходит за рамки строжайшего диалектического материализма, а во-вторых, речь вряд ли идёт о ежемесячных трупах. Простой подсчёт показывает, что в таком случае в этом доме должно было погибнуть около 500 человек. Впору снимать триллер, пропитанный безысходностью и коммунальным хоррором.

Жизнь в «доме-коммуне» мало напоминала светлое коммунистическое завтра
Жизнь в «доме-коммуне» мало напоминала светлое коммунистическое завтра

Есть, впрочем, и более мрачные легенды. Многие рассказывают, что в туманные ночи и сумерки здесь можно встретить странное чёрное существо, похожее на гибрид собаки с рысью. Рандеву с «псом Чайниквиллей» не предвещает ничего хорошего, и не все переживают эту встречу живыми или в здравом рассудке. От некоторых не остаётся даже трупов. Впрочем, в 90-е, когда скорее всего и родилась мифология «Чайника», тут обреталось немало бродячих собак, на которых по темноте натыкались граждане разной степени нетрезвости. А уж если это происходило после посиделок с рассказыванием страшных баек, да с человеком впечатлительным, то и потерявшийся пудель покажется жуткой тварью из адских бездн. 

Смоленск — не Гримпенская топь, но и у нас есть легенды о собственной собаке Баскервиллей
Смоленск — не Гримпенская топь, но и у нас есть легенды о собственной собаке Баскервиллей

Не менее материалистичны и объяснения периодически замечаемых на крыше «Чайника» чёрных фигур демонического облика в отблесках инфернального пламени. Ибо эта самая крыша долго была традиционным местом посиделок всевозможных неформалов, и без всякой мистики пугавших своим видом консервативных бабушек. Ровно по той же причине смело можно отмести легенду о том, что после пожара «никто не пережил в этом доме ночи». Впрочем, возможно, демонов и призраков просто отпугивали объёмы употреблявшегося здесь алкоголя. 

По легендам эти старые лестницы скрывают мрачные и кровавые тайны
По легендам эти старые лестницы скрывают мрачные и кровавые тайны

Впечатлительность, байки, тусующаяся молодёжь и алкоголь вполне объясняют рассказы и о странных фигурах или черепах в окнах, и о загадочных звуках вплоть до плача несуществующих детей. Впрочем, о творящейся в здании жути рассказывают и люди скептического склада, не склонные к вранью и фантазиях — так что кто знает…

В 2013 году смоленские неформалы отметили фотовыставкой внутри здания и салютом его 80-летие. Инфернальные силы празднику мешать не пытались.
В 2013 году смоленские неформалы отметили фотовыставкой внутри здания и салютом его 80-летие. Инфернальные силы празднику мешать не пытались.

Тем более, что есть здесь и странности самые что ни на есть материальные и даже запечатлённые на фото. В середине 2000-х возле «Чайника» на куполе бывшего Воскресенского монастыря, который тогда ещё был зданием выставочного зала, установили большой, прочный и красивый крест. 

Вот такой вот поворот.
Вот такой вот поворот.

Вот только одной ночью в 2005 году он взял и изогнулся вместе с навершием купола, став перевёрнутым. Некоторые даже утверждают, что случилось это аккурат на Вальпургиеву ночь, когда по древним легендам в человеческий мир прорывается нечисть, устраивает шабаши и летает в ночи Дикой Охотой. Конечно, могли и подрядчики подвести, сэкономив и схалтурив. Но многовековой опыт изготовления и приёмки крестов вряд ли оставляет простор для злоупотреблений, да и о других подобных случаях что-то не слышно. 

Не Дикая ли Охота «пошутила» в Смоленске на Вальпургиеву ночь?
Не Дикая ли Охота «пошутила» в Смоленске на Вальпургиеву ночь?

Да и количество сообщений о странном вокруг «Чайника» сошло на нет вскоре после возвращения соседнего здания церкви. Быть может, потому и погнулся крест, что кому-то из не очень объяснимых наукой обитателей этих мест категорически не понравилась идея возобновления работы Вознесенского монастыря. «Нормально же сидели…»

«Дом-коммуна» не смог стать коммунистическим раем, обернувшись коммунальным адом — но зато со временем превратился в самое интересное и таинственное заброшенное здание Смоленска.
«Дом-коммуна» не смог стать коммунистическим раем, обернувшись коммунальным адом — но зато со временем превратился в самое интересное и таинственное заброшенное здание Смоленска.

Ну и напоследок — пара страшных историй о «Чайнике» из интернета:

«2009 год. У нас в городе стали пропадать люди в области «дома Парижской Коммуны». Дом на пустыре, практически в центре города, недостроенный, заброшенный, там часто тусуются панки и прочая молодёжь, потому что там бухать хорошо. Менты никого не могли найти, говорили, что типа маньяк. Тел - тоже не было. Ничего… Ни следов, ни крови. 
Но вот обнаружился свидетель - алкаш какой то. Говорил он всякий бред, что это не человек. Пил вечером возле входа в Чайник, видел, как парень пошёл туда по естественным потребностям. Мимо проходил — свернул к Чайнику, чтоб не загребли. Стал к стенке… и вдруг его что-то прямо внутрь затащило. Тот за дверной проём руками зацепился, но не смог удержаться. Пьяница — аж протрезвел. По его словам он видел только, как глаза в темноте сверкнули красные. Ну или огонь, точки — как угодно. Жертву словно ломали, скручивали внутри - какие то шорохи, но криков не было - только один в конце громкий - аж уши заложило. Очень высокий, резонирующий звук.
Свидетель убежал, позвал ментов, те, пока собрались, пока пришли. - ничего не обнаружили. Но мужика допросили. Разумеется не поверили ему, а он только и говорил про нечистую силу!»
«Было уже темно — часа 2 ночи. Сквозь музыку услышали ,что кто-то передвигается наверху. Мы затихли. Подумали, что наверху какие панки или гопники сидят - тоже пьют. Тишина… Только стали играть — опять звуки… На этот раз какое-то царапанье, сопенье. Совершенно неожиданно на моего друга сверху посыпался песок. Вот тогда мы и побледнели! Дело в том, что песок с мелкими камушками мог посыпаться на голову только из большой дырки сверху. Только, если его кто-то заденет. Значит, там что-то было — и находилось оно прямо над нашими головами! 
Парень, что играл положил гитару, а Андрей заорал: «Смотрите!» — и показал на гитару. 
От её лакированной поверхности отражалась жуткая клыкастая морда, выглядывающая из верхней дырки. Она пару секунд, прищурив глаза внимательно смотрела на нас сверху. Я поднял глаза вверх и увидел небольшой клубок пара, как изо рта вырывается. Потом послышалось несколько быстрых шагов в сторону от места, где сидели мы. Создавалось ощущение, что существо передвигалось на четвереньках. 
Звуки указали на то, что эта хрень спускается по кирпичам к нам, но не через лестничный проём, а по промежутку между двух стен. Там человек без снаряжения не спустится, далее в полу дырка — упадёт в подвал и покалечится. Да быстро так! Мы заорали и дали оттуда дёру — даже вино не забрали!»

Так что материализм — материализмом, но не стоит лишний раз в одиночку бродить вокруг «Чайника» туманными ночами. 

«Не советую, гражданин… мнэ-э… не советую. Съедят».

Алексей Костенков

Если вам нравятся наши публикации - подписывайтесь на наш паблик вконтакте!