Как сделать Алматы удобным городом: взгляд из Берлина

Берлин – не самый продвинутый город Германии, утверждают сами немцы. Тем не менее казахстанским городам есть чему поучиться у столицы ФРГ.

Шагающая по миру концепция Smart City («Умный город») подразумевает такие мудреные вещи, как

  • интеграция различных информационных систем,
  • гармоничное сосуществование жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, экономики, здравоохранения, общественной безопасности и прочего.

В Берлине идея упрощена и предельно конкретизирована. Постоянно растущий город должен предоставлять жителям высокий уровень жизни при нынешних (а в идеале – сниженных) затратах ресурсов. Цель ставится на перспективу, однако впечатляющих успехов город сумел добиться уже сегодня.

Энергия мусора

Про то, как в Германии старательно разделяется и перерабатывается мусор, писалось и говорилось тысячи раз, а разноцветные контейнеры для разных видов отходов появились и в Алматы. Однако

немцы пошли дальше: мусор теперь освещает и отапливает их дома

Так, содержимое уличных урн, не пригодное для повторного использования, сжигается. Гораздо интереснее складывается судьба пищевых отходов. Очистки и объедки превращаются в метан. Он дурно пахнет, но исправно греет котлы для вращения турбин.

Биогазовая станция вырабатывает нешуточные 4500 мегаватт-час. Всего же 23 малых и больших мусороперерабатывающих предприятий Берлина на 12% покрывают потребности города в электричестве и на 6,5% — в отоплении. А Берлин, стоит напомнить, город с населением 3,6 млн человек и площадью 892 кв. км (для сравнения, площадь Алматы – 682 кв. км).

В целом же муниципальное предприятие по очистке города и переработке мусора успешно справляется с

  • 480 тыс. мусорных контейнеров при жилых домах,
  • продуктами жизнедеятельности примерно 160 тыс. собак,
  • 110 тыс. кубометров листьев
  • 12 млн туристов ежегодно.

При этом складировать не прошедший хотя бы первичную переработку мусор в стране запрещено. Соответственно,

Германия на сегодняшний день уже избавлена от свалок в их классическом понимании

Новый подход к зданиям

Интересна еще одна концепция – использование зданий как долговременных хранилищ ресурсов. Согласно этой идее, почти любое строение когда-то демонтируется либо серьезно реконструируется. А между тем 48% всей меди, 25% пластика, 50% алюминия и более 60% железа расходуется именно на строительство. Следовательно, решили немцы, ничего из вышеперечисленного грузить в самосвалы и высыпать где-нибудь в пригороде нельзя. Это нерационально и вообще расточительно – все пригодится и вновь пойдет в дело.

Корзины против собак

Финальный «мусорный штрих» из повседневной жизни. Наверняка каждый алматинец видел разбросанное усилиями бродячих собак содержимое урн либо рвущееся из этих же урн пламя. В Берлине проблему решили элементарно: мусорные корзины подвешены к столбам на высоте не менее метра от земли (опорожняются с помощью люка снизу). Специально для окурков выделен небольшой отсек, под которым белым по оранжевому написано «Zigarette».

Такое ноу-хау не требует сложных расчетов и инноваций, но справляется со своей задачей. В этом, наверное, и есть главный козырь Германии:

немцы умеют внедрять и успешно использовать банально простые и вместе с тем максимально эффективные решения

Действительно, зачем все усложнять, если можно сделать дешево и работоспособно?

Под землей, на земле и над землей

Другая больная для любого мегаполиса тема – эффективный общественный транспорт. В Берлине он представлен

  • подземкой (U-Bahn),
  • электричками (S-Bahn),
  • трамваями,
  • троллейбусами и
  • автобусами.

Местами пути метро выходят на поверхность и даже поднимаются над улицами по мостам. Линии «ушек» пересекаются с маршрутами «эсок», что позволяет перейти на другую станцию и добраться до любого конца немаленького города, потратив не более часа.

Впрочем, и тарифы в берлинском транспорте нешуточные, а для жителя СНГ даже пугающие. Короткая разовая поездка на метро обойдется в 2,8 евро. Посчитайте-ка по нынешнему курсу к тенге – до сих пор 150 тенге без «Онай» кажутся заоблачной ценой? А суточный талон на пользование всеми видами транспорта во всех трех зонах города (А, В и С – по удаленности от центра) стоит 7,7 евро.

В поездах метро, кстати, из соображений экономии электричества нет кондиционеров, потому даже в прохладную погоду там весьма душно. Зато автобусы просторные и с большим количеством мест. Трепетное отношение к инвалидам:

каждый автобус оснащен выдвижным пандусом для колясок, при этом заехать в салон нуждающемуся пассажиру поможет водитель – это входит в его обязанности

Кроме того, на каждой остановке машина наклоняется правым бортом – так удобнее входить и выходить.

В пилотном порядке по улицам Берлина курсируют необычные электрические автобусы. Они имеют две батареи: основная заряжается всю ночь во время стоянки в автопарке, другая черпает энергию на остановках и наполняется… всего за семь минут! Никаких проводов, которые бы тянул к автобусу водитель – зарядки индукционные, представляют собой специальные плиты в асфальте и передают заряд «по воздуху».

Часто в городе попадаются зарядные станции для электромобилей. Такие «колонки», кстати, обычно оборудованы сразу тремя вилками — под стандарты разных производителей. Дело в том, что у европейских, японских и американских электрокаров штепсели имеют разный формат. В Берлине можно «запитать» экологически чистую машину любого концерна.

Велогород

Вместе с тем очень развита система проката велосипедов (в том числе электрических) и каршеринг. Чтобы прокатиться на автомобиле, достаточно установить на смартфон приложение. Оно любезно подскажет расположение ближайшей машины и не менее любезно спишет деньги с карты за поездку (около половины евро за минуту). Прокатными машинами пользуются весьма активно: своего «коня» в Берлине содержать недешево, но прокатить на арендном кабриолете по ночным улицам города – эффектно и приятно.

Главное – не упускать из внимания велосипедистов. Они в Германии пользуются почетом, водители боятся их, как огня. Между тем велодорожками исчерчен весь Берлин, потому при любом маневре нужно помнить об этих многочисленных участниках движения. К слову, на своей территории – то есть на специальных полосах – они чувствуют себя вольготно. А потому

берлинцы шутят, что в городе пешеход скорее попадет под колеса байка, чем под машину

Еще один момент: городские власти признают, что расположение велодорожек на крайних полосах проезжей части – аналогично, например, улице Кунаева в Алматы – не самое лучшее и безопасное решение. Придумываются иные варианты. Возможно, властям южной столицы Казахстана тоже стоит принять на заметку этот факт. Исходя хотя бы из того, что велосипедное движение Берлина в разы интенсивнее.

Еще не сегодня, но уже завтра

Кроме действующих решений, в Берлине постоянно рождаются амбициозные проекты «на вырост». Это неудивительно при воистину огромном количестве высокотехнологичных компаний и различного рода стартапов. Например, группа энтузиастов решила очистить один из популярных в прошлом купальных каналов. Конечная цель — вновь сделать порядком загрязненные воды Шпрее безопасными для здоровья отдыхающих.

Удивительно, но в тестируемом варианте нет никаких сложных «наворотов». Это просто плавучий фильтр с растительностью и микроорганизмами. И такой подход уже приносит свои плоды – вода, согласно результатам анализов, действительно становится чище.

Проходит обкатку система оповещения об опасности – KATWARN. С помощью смартфонов, бортовых компьютеров машин, соцсетей, информационных табло в общественных местах люди не только получают сведения об угрозе (пожаре, урагане, наводнении), но и инструкции о том, как правильно действовать и куда обращаться.

Помимо этого, в столице Германии регулярно внедряются различные варианты получения обратной связи от граждан

Сведения используются для реконструкции улиц, корректировки маршрутов общественного транспорта и решения других насущных проблем.

Самый «умный» город, отмечают немцы, не стоит и гроша, если людям в нем неудобно жить, передвигаться, учиться и работать.

Редакция 365info.kz благодарит посольство Германии в Казахстане, генеральное консульство Германии в Алматы, Министерство иностранных дел Германии за сотрудничество в рамках информационного тура «Smart City — innovative solutions for the megacities of tomorrow» и помощь в подготовке статьи.