Черкесский сепаратизм

13.07.2018

В Российской Федерации все малые народы могут свободно развивать свои национальные движения. Но некоторые их представители открыто действуют против России, даже особо не скрывая своей антирусской направленности. Примером являются черкесские националисты. Они часто делают русофобские заявления, дружат с врагами нашей страны и по всему миру кричат о притеснениях. На сегодня есть три республики - Кабардино-Балкария (кабардинцы - 55%), Карачаево-Черкесия (черкесов - 12%) и Адыгея (адыгейцев - 26%), где постоянно поднимается черкесский вопрос и планируют создать Великую Черкессию. Может ли он осложниться в будущем? Конечно, если государство не примет жесткие меры по отношению к криптосепаратистам.

Использование истории

Суть национального движения адыгов/черкессов - постоянное повторение мантры о том, что Российская империя якобы вела геноцид горного народа во время Кавказской войны, убивала и выгоняла многих кавказцев в Османскую империю. Активисты хотят поднять тему геноцида на международной арене, чтобы его признавали примерно так, как во всем мире признают убийства армян в начале XX века. Хотя на самом деле никакого уничтожения не было. Шла обычная для того времени война, где русские победили своих противников. Ну а потом кавказцы стали уезжать к туркам, так как сами не хотели жить под владычеством православного императора, который, с их точки зрения, был кафиром и угнетателем.

Тогда на присоединенные территории специально направились турецкие агитаторы, обещавшие переселенцам небо в алмазах. Сулили освобождение от налогов и военной службы, обещали мигрантами лучшие земли и имущество христианских народов Балкан. В результате за море отправилось примерно полмиллиона человек. Кто не захотел жить под ярмом русских - убежали в Османскую империю, кто не захотел эмиграции - остались жить припеваючи в России. Тут дискуссию о положении в прошлом черкесских народов РФ можно было бы закрыть, если бы сейчас активисты не стали использовать тему для сепаратизма и русофобии.

Специалисты нацбилдинга, в том числе из западных стран, стали искусственно формировать на имеющемся фундаменте конфликтный потенциал, основанный на обидах и поражениях. Для поднятия этнического самосознания адыгские активисты все глубже затрагивают прошлое, откровенно придумывают исторические факты, доказывая сами себе, что они великие и угнетенные. По ним, например, черкесы занимали чуть ли не весь Северный Кавказ. Претендуют адыгские ученые - в кавычках - и на казаков. Якобы в древности вольные люди называли себя черкасами, а значит налицо прямое доказательство, что те являлись черкесами. Также радикалы требуют от России выплаты компенсации за имущество, потерянное 200 лет назад. В общем, обычный для нынешней национальной политики РФ театр абсурда.

Против империи добра

Ислам проник в черкесскую среду достаточно поздно. Только к XIX веку он стал доминировать среди абсолютно всех черкесских народностей. А ведь почти тысячу лет они были христианами - православными и католиками с сильным языческим компонентом. Мусульманство при содействии турецких союзников помогло консолидироваться адыгским племенам. С принятием самой мирной - в кавычках - религии они стали вассалами Османской империи. Турки для собственных целей подбивали их на набеги и восстания против злых урусов. Причем все преподносилось как священная война против неверных.

Петербург окружал беспокойные области казачьими станицами и военными укреплениями, ведь зараза могла разрастись на весь регион. На завершающем этапе Кавказской войны из Петербурга пришел мудрый указ переселить черкесов подальше от побережья, чтобы наглые турки больше не могли на них влиять. В столице Кавказский комитет в 1862 году принял постановление «О переселении горцев», в котором указывалось, что они могут поселиться дальше от моря. Но многие решили в знак протеста уехать в единоверную Османскую империю, так как посчитали, что братья-мусульмане предоставят им лучшие условия. Но турки кинули переселенцев и поселили в каких-то необжитых окраинах, где вскоре начали ассимиляцию. Также черкесы показали себя во всей красе в годы геноцида армян и понтийских греков в начале XX столетия.

Губительная дружба народов

После революции большевики от большой любви ко всему нерусскому в 1922 году из Кубано-Черноморской области выделили Черкесскую (Адыгейскую) национальную автономную область. Причем в качестве центра ей сначала назначили Краснодар. К новообразованному субъекту трижды (в 1936-м, 1940-м и 1962 годах) прирезали дополнительные территории, населенные преимущественно славянами, чтобы братушки не почувствовали себя уж очень мелкими. Такая же судьба постигла казачьи территории созданной красными Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.

Но кавказцам показалось мало. В 70-е годы черкесская интеллигенция попросила Москву о репатриации соотечественников из других стран, чтобы заселить ими западную часть Северного Кавказа - вместо русских, разумеется. Но власти СССР в редком приступе адекватности посчитали, что репатриантами станут люди, которые вообще не разделяют коммунистическую идеологию и опасны для стабильности региона. Ведь зарубежные представители народа из-за ассимиляции стали культурно и ментально больше походить на турок и арабов, чем на кавказцев.

Спецслужбы Советского Союза впервые услышали о Великой Черкессии в 70-е годы от бандитов. В то время в Кабардино-Балкарской АССР появились преступники, которые тратили часть награбленного на националистическое черкесское подполье. Тогда в Нальчике и других городах Кабардино-Балкарии появились листовки с призывом к населению поднимать восстание против Страны Советов. «Независимая Черкесия - вот наше требование!» - говорилось в одной из них. Но лавочку быстро прикрыли самым жестким способом, и мечтания о независимости умножили на ноль.

С начала 1980-х некоторым черкесам все-таки разрешили возвратиться из-за границы на Кавказ. В Нальчик и Майкоп стали приезжать официальные делегации из Ближнего Востока и Северной Африки. Кабардино-Балкария была единственной из трех черкесских субъектов в СССР, в вузах которой получали образование студенты-репатрианты. К примеру, 1986 году в двух вузах Нальчика обучались свыше ста сирийских и иорданских студентов адыгского происхождения, многие из них остались там на ПМЖ. http://4pera.ru/~PnVit