Аул Джантемировых

https://howlingpixel.com
https://howlingpixel.com

Песчаный брод

Немецкий востоковед, путешественник и полиглот Юлиус фон Клапрот пишет в своей книге: «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807 и 1808 годах» «Кума, именуемая черкесами Гумыж, что означает «Старый Гум», берет своё начало, как я о том уже говорил, на горе Мара и через 30 верст от своих истоков пополняет свои воды несколькими большими речками, что спускаются с той же горы. Она течет с юга на север, покуда не оказывается на русской территории, где в нее слева впадает маленькая речка Танлык. Чуть западнее от истоков этой последней расположены два озера с соленой водой, что находятся внутри русской территории. Напротив редута Песчаный Брод течёт Андар, спускающийся с известняковых гор и впадающий справа в Куму».

Хроника Песчанобродской крепости не оставит равнодушными любителей истории. Кумской редут служил важным военным укреплением на Северном Кавказе. Песчанобродский штеншанец (укрепление, земляной окоп) обеспечивал с севера защиту Константиногорской и Кисловодской крепостей.

Юлиус фон Клапрот
Юлиус фон Клапрот

Со временем редут был перепрофилирован в продовольственную крепость, снабжающую другие посты продовольствием и строительными материалами. После основания станицы Карантинной, он потерял свою значимость и стратегическое положение. По ошибочному мнению, бытующему среди жителей станицы Суворовской, Песчаный брод не располагался в микрорайоне Куйбышева, в устье реки Дарья. Укрепление находилось на территории современного села Гражданское Минераловодского городского округа в устье рек Горькой, впадающих в Куму. Горькая река - это Гаркуша, начинающаяся в окрестностях посёлка Октябрьский Прикубанского района КЧР. Андар или Идар - Дарья. Согласно записи журнала кампании по Кавказской линии генерала и кавалера Ивана Ивановича Германа: «Урочище Песчаный брод находилось на левом берегу р. Кумы, вёрстах в 8-9-ти ниже ст. Суворовской. На подробной карте России, ч. XV, изд. 1795 г. на этом месте значится редут. Редут этот носил названия Песчанобродского и Кумского, сохранив их даже после перестройки старого редута на новый штерншанец, названный Кумским. На неизданной карте Кавказской линии конца прошедшего столетия Е. Д. Фелицына Кумский штерншанец обозначен на левом берегу р. Кумы, в 9 вер. к востоку от стан. Суворовской, в том месте, где впадают в Куму с правой стороны р. Горькая и с левой – р. Идар-Су».

Но помимо редута и переправы через Большую Куму, на этом месте существовал аул Джантемировых – абазинского рода, кочевавшего по территории Пятигорья.

Абази́ны (самоназвание Аба́за) — один из коренных народов Северного Кавказа, принадлежащий к группе абхазо-адыгских народов. Причислен к понтийскому подтипу европеоидной расы и характеризуется средним ростом, карими, серыми и голубыми глазами. Правившие абазинскими аулами князья Джантемировы известны с 1643 года. С 1746 года зафиксировано их появление в бассейне верхней Кумы. В документах 1788 года среди абазинских селений упоминаются и «Жантемировы кабаки» (поселения). В рапорте от 24 ноября 1800 года Павлу I генерал Богдан Фёдорович Кнорринг описывая источник кислых вод, упомянул об абазинах: «Подле сего родника жительствуют Жантемирова роду абазинцы, — народ добронравный и послушный». Численность населения в 1794 году составляла 4264 человек.

Абазины http://maikop.bezformata.ru/
Абазины http://maikop.bezformata.ru/

Жантемировы кабаки

До XIX века у абазинцев не отмечено сведений о существовании князей, однако народ состоял в трёх сословиях: уздени (свободный человек), чагары (условно обязанный крестьянин) и рабы.

Народ делился на две общинные группы: тапанта («т1ап1анта») и шкарауа («шхъарауа»), обе группы состояли из ряда мелких племён. Тапанту черкесы называли «басхягъ» («басхяг»). Ногайцы - «алтыкесек абаза» («шестидольная абаза», по древнему делению тапанты на шесть общин). Но существовало и другое деление. У Ксаверии Главани, французского консула в Крыму, автора «Описания Черкесии» она названа «пятидольной абазой» — «бешкесек абаза» («бес — косек — абаза»), В начале XVIII века в состав тапанта, по всей видимости, входило пять племён. во начиная с середины XVIII века документы повсеместно называют их «шестиродными». Шесть частей абазинцев относились к кабардинцам и разделись между их князьями: поселения Клычева, Кашава, Дударукова, фамилии Атажукиной; беселбаевцы, бибирдоевцы и половина Лоовых — по роду Жанбулатова, а последняя половина Лоовых — принадлежала роду Мисостова. Они платили дань князьям, наравне с ингушами, назрановцами и карабулаками.

Территория проживания абазинцев-джантемировцев до основания станицы Суворовская
Территория проживания абазинцев-джантемировцев до основания станицы Суворовская

На территории от гор Бештау на востоке и Боргустан на юге, до рек Кубань на севере и истока Кумы на западе абазины вели полукочевой образ жизни, имея большие стада крупного и мелкого рогатого скота. Русские военные считали, что абазинцы внешне практически не отличались от черкесов, живших по соседству. Также высказывался и российский академик, путешественник Петер Симон Паллас: «На возвышенной равнине за рекой Подкумок мы увидели несколько поселений абазин, которые принадлежат семейству Джантемировых. Абазинские аулы в этих местах похожи на черкесские по построению и внутреннему расположению. Их манера одеваться, как у мужчин, так и у женщин, абсолютно аналогична черкесской».

В сентябре 1793 года Паллас составил карту долины реки Подкумок, притоков Березовки и Ольховки. На месте современного Кисловодска в конце XVIII были изображены абазинские аулы.

Шора Бекмурзович Ногмов
Шора Бекмурзович Ногмов

Однако, существовало и иное мнение. Его отстаивал Шора Бекмурзович Ногмов, кабардинский общественный деятель, просветитель, филолог-любитель, поэт. Он считал, что абазины переняли кабардинский образ в связи с подневольным положением перед князьями Большой Кабарды. В книге «Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX в.)» Ачугба Теймураз Алиевич утверждал:

«Абазинцы имели свой особый язык, не имеющий сходства ни с одним наречием языка адыге; судя по звукам и трудности выговора, язык абазинский стоит наравне с тавлинским языком. Домашний их быт похож на кабардинский; костюм - тоже; пища их из баранины, тот же хантхупс (суп) и вместо хлеба просяная каша. Зимой солёная и вяленая баранина с отличнейшим сотовым мёдом. Забавы: двухструнная балалайка, песни и сказки, которыми они усыпляют гостя, хотя бы тот ни слова не понимал по-абазински».

История сохранила критику Адиль-Гирея Кешева, северокавказского просветителя второй половины XIX века, в адрес высказавшего Шоры Ногмова мнения о выплате абазинами дани кабардинцам: «Это мнение только кабардинцев. Сами же абазинцы, не отрицая того, что им приходилось иногда терпеть от вдесятеро сильнейших кабардинцев, никогда, однако, не признавали над собой их власти, и не только во время автора, но и прежде никогда не платили им никакой дани. Под этой последнею кабардинцы, очевидно, разумели добычу, какую их шайкам удавалось иногда разбойническим образом захватить в наездах своих на абазинские аулы, преимущественно в рабочее время, когда мужчины находились в поле».

Абазины-алтыкесеки постоянно кочевали от устья Малого Зеленчука до Песчаной отмели, спасаясь от притязаний кабардинских князей, находящихся под покровительством генерала Потёмкина Павла Сергеевича и получивших от него разрешение выходить на левобережье Малки. Первым крупным исходом народа стал 1785 год. Тогда было вынесено постановление, подтверждавшее зависимость абазин при содействии командования кордонной линии на собрании кабардинских князей на реке Гунделене. Отказавшись платить дань кабардинским князьям, абазины к следующему году ушли в Северный Карачай. Несмотря на отправленные вслед войска, абазинские князья успели уйти в устье Малого Зеленчука. На землях Пятигорья, к которым относились окрестности Песчаной отмели, остался один абазинский аул Джантемирова.

Избранный в 1786 году под принуждением Павла Сергеевича Потёмкина старшим князем Кабарды Мисост Атажукин из рода Атажукиных вместе со своим отцом Магометом опирался на российские власти, обкладывая абазин данью. Мисост Атажукин угрожал выселением своему народу в случае неповиновения.

После притеснения кабардинцев у абазин появляется понятие «князь». Ими становились кабардинцы, либо абазины, присвоившие себе этот титул. Существовало предположение, не доказанное историками: «князья», будучи узденями, сумев приобрести вес среди знати Кабарды, не желали после освобождения от кабардинского гнёта наравне с другими абазинцами называться узденями. Уздени – это феодальное сословие у кавказских народов, аналог русского «дворянина». Люди, обладавшие этим титулом, считались свободными, у них были свои рабы, ухаживающие за собственным скотом «князей». Также рабы считались личной охраной.

Абазинки Кубанской области http://www.etoretro.ru/pic81783.htm?no_category=1
Абазинки Кубанской области http://www.etoretro.ru/pic81783.htm?no_category=1

Кавказская война. Разгром Батал-Паши

Несмотря на то, что абазины практически не были задействованы в сражении против или за Батал-Пашу, поход турецкого военачальника остался крупнейшим военным событием конца XVIII века на территории между Минеральными водами и Кубанью. Обойти стороной битву невозможно, но и делать большой акцент на битве Батал Паши с русской армией в рамках статьи не буду.

Батал-Паша — военачальник в чине сераскира, командовавший турецкими войсками, находившимися в Анапе в 1790 году.

Вдохновлённый поражением русской армией под Анапой, в 1790 году Батал-Паша начал поход к верховьям реки Кубани, для прорыва Кавказской линии и захвата Кабарды. Уверенный в поддержке мусульманского населения он полагал что турецкую армию пополнит весь Северный Кавказ. Но закубанские народы разбили планы турка.

25-тысячная армия Батал-Паши, имея 30 орудий, в сентябре 1790 года переправилась через реки Уруп, Большой и Малый Зеленчуки и ушла в верховья Кубани. Все разведывательные переговоры прошлых лет и задабривание местного населения вселяли в турецкого военачальника уверенность, что черкесы, карачаевцы, балкарцы, кабардинцы и другие народы будут верными солдатами Турции. Но когда его армия прибыла в верховье Кубани, он был поражён. Горское население не приняло предложения встать под его знамёна. Только небольшая часть горцев вступила в турецкую армию. На глазах Батал-Паши люди из одних аулов уходили в глубь русской территории, а мужчины других аулов вступали в русскую армию.

Русское командование собрало 4-тысячное русское войско под командованием генерал-майора Ивана Ивановича Германа в Песчаном броде и отправила его по левому берегу реки Тамлык к берегам Кубани.

Несмотря на всю важность битвы, произошедшей 30 сентября, в которой турецкий военачальник был разбит русскими, доподлинно неизвестно место сражения и переправ через реки турецкой армией. После поражения Турция никогда более не отправляла свою армию в верховье Кубани и Кумы.

Спустя 14 лет после разгрома Батал-Паши был создан казачий редут Баталпашинский, который приобрёл статус станицы в 1825 году с названием Баталпашинская. В 1931 году станица приобрела статус города сначала с названием Баталпашинск. В 1934 году Баталпашинск был переименован в Сули́мов, по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Даниила Егоровича Сулимова. В 1937 году город переименовали в Ежово-Черкесск. В 1939 г после ареста Николая Ивановича Ежова, советского партийного и государственного деятеля, в названии города осталась его вторая часть – Черкесск, которое носит по сей день.

Река Кума в районе Песчанобродской крепости
Река Кума в районе Песчанобродской крепости

Буферная зона

В 1792-1793 гг. граница по Кубани, начиная от впадения в неё Урупа, не выходя на Верхнюю Кубань, шла по степи в юго-восточном направлении до Георгиевска. Возводились новые казачьи редуты. На Куме в Песчанобродском урочище перестроили Кумский штерншанец, и до Константиногорска расселённые российские подданные ногайцы и абазины находились под охраной войск. Кочевники сезонно вместе со своим скотом беспрепятственно перемещались от горы Бештау до Песчаного Брода, и пересекая Куму, направлялись в Воровской лес, затем возвращались.

Генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович
Генерал-фельдмаршал граф Иван Васильевич Гудович

Новый главнокомандующий, получивший пост на Кавказе 12 ноября 1790 года, Иван Васильевич Гудович писал императору об абазинах-алтыкесеках, проживающих от Кубани до Георгиевской крепости. По его мнению, кочевники теперь закрыты передовыми постами и находятся под постоянным надзором русских военных. Гудович предлагал переселить к Каспийскому морю абазин и ногайцев, уличённых в укрывательстве горцев, присягавших Турции. Абазины вместе с пришлыми горцами шли на штурм казачьих пикетов. Но предложение Гудовича осталось не выполненным. Ногайцы и абазины выполняли важную роль, создавая «буферное» население между Кавказской линией и Верхней Кубанью. По их поведению узнавали, что происходит на турецких границах. Позволяя им выходить на земли впереди границ, под контролем русских войск оказывались восточные территории Карачая.

После окончания русско-турецкой войны Гудович намеревался построить укрепление напротив возможной переправы через Кубань Батал-Паши. Но его план остался не осуществлённым. В 1792 году построили пикеты при урочище Невинный Мыс, в устье Большого Зеленчука. В 10 вёрстах к северу от Баталпашинской переправы учредили пост Жмуринский. К востоку – Тамлыкский редут, Темнолесский редут на правом берегу Большого Егорлыка, Воровсколесский и Покоривший построенный в устье Курсавки, впадающей в Куму возле Кум-горы (гора Кинжал), где находился ногайский аул Султановский. В 1794 году на месте редутов донские казаки основали станицы Темнолесскую и Воровсколесскую.

Земляной ров Тамлыкского редута
Земляной ров Тамлыкского редута

В июле-августе 1791 года часть абадзехов, шапсугов, натухайцев и бжедугов обратилась к русскому командованию с просьбой поселить их на опустевшие земли ногайцев по левобережью Средней Кубани и принять в российское подданство.

После переселения с Крыма ногайского народа и новому плану Екатерины II по созданию Азово-Моздокской линии, основную часть ногайцев переселили на Урал, вернули в Крым и в Астраханскую губернию.

«Ясский договор» оставил закубанцев в подданстве султана.

9 января 1792 г. в городе Яссы в Молдавском княжестве между Россией и Османской империей был заключён мирный договор положивший конец русско-турецкой войне 1787—1791 гг.

Ясский мирный договор удостоверял условия соглашения 1774 года, вхождения в состав России Крыма и Кубани. Новая граница с Османской империей устанавливалась по Днестру. В состав России перешли земли между Южным Бугом и Днестром. За Петербургом осталось полностью Северное Причерноморье. На Кавказе граница была установлена по реке Кубань. Турция отказалась от своих претензий к Грузии и обязалась не нарушать её целостности. Также турецкая сторона была обязана сдерживать подконтрольные ей кавказские народности от набегов на русские земли. Турция обязалась возмещать убытки русским купцам, подвергнувшихся нападению алжирских, тунисских и триполитанских корсаров.

Стадо коров и отара овец
Стадо коров и отара овец

Побег за Кубань и возвращение

По сведениям, собранным Лавровым Леонидом Ивановичем, в 1804 г. абазины вновь ушли за Кубань. На следующий год часть населения вернулись на обжитые места междуречья Кумы и Подкумка, в черте современных сел Винсады, Гражданское, городов Черкесска, Кисловодска и земель между ними.

Лидером переселения 1804 г. стал полковник Росламбек Мисостов, двоюродный брат князя Адиль-Гирея Атажукина. В третьем томе «Утверждения русского владычества...» Василий Александрович Потто, начальник Военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа, военный историк, описал события, связанные с изменой Росламбека:

«Ещё во время первого похода Глазенапа в Кабарду, при нашем отряде состоял в звании полковника лейб-гвардии казачьего полка один из знатнейших кабардинских князей Росламбек Мисостов. Он отличился особой приверженностью к нам в сражении 14 мая на Шалухе, но вслед за тем, к общему изумлению, неожиданно куда-то исчез. Оказалось, что Росламбек, побуждаемый кровавой местью к нам за убийство в набеге одного из его племянников, бежал в Кабарду, поднял там весь свой род и с подвластными аулами ушёл к закубанским черкесам, имея в виду оттуда разорять наши пределы. Благоприятный случай к этому скоро представился».

Худ. А.А. Козлов.
Худ. А.А. Козлов.

Росламбек участвовал вместе с кузеном Адиль-Гиреем и своим младшим братом Атажуко Мисостовым-Атажукиным в кабардинском восстании. Старший представитель фамилии полковник Измаил-бей Темрюков-Атажукин убеждал восставших сложить оружие. Встреча Атажукиных произошла в ауле Джантемировых, после которой Измаил-бей прибыл к Ивану Петровичу Дельпоццо в Константиногорск с сообщением, что братья отказались снова подчиниться русскому правлению. Провал миссии Измаил-бея вызвал сильное раздражение пристава.

Дельпоццо составил рапорт, в котором перечислил 11 пунктов, описывающих вред, доставляемый кочевниками целям военного командования в регионе. В рапорте Ивана Петровича Дельпоццо, русского генерала, служащего на Кавказе. говорится о трёх побегах абазинцев и одном побеге ногайцев за Кубань. Также упоминается бывший полковник российских войск Росламбек Мисостов бежавший за Кубань, за которым ушли уздени в составе 275 семей.

Сергей Павлович Глазенап
Сергей Павлович Глазенап

Во время второго похода в Кабарду Сергей Павлович Глазенап ослабил Кубанскую кордонную линию. Воспользовавшись ослаблением, Росламбек, во главе большого скопища закубанцев, внезапно появился среди абазинцев и, не встречая сопротивления на кордонной линии, 27-го июня 1805 года перевёл с правого берега на левый джантемировцев и других абазинцев с их имуществом. На следующий день он начал переселять 54 аула ногайцев, стараясь уничтожить противников его идеи. Налёт был произведён скрытно, во время которого пристав бештаугорских татар, Султан-Менли-Гирей, едва успел убежать от преследовавших его войск, потеряв при отступлении 28 человек собственной свиты.

Многочисленное войско Росламбека отправилось от верхней Кубани к Песчаному броду, который дважды штурмовали, осадив посты от Прочного Окопа, (Крепость, у современного хутора Фортштадт Новокубанского района Краснодарского края) до Константиногорска, прервав сообщения между постами. Набег навёл панику на весь регион. Георгиевск находился три дня в оборонительном положении с 180 подразделениями Таганрогского полка, составлявших весь гарнизон. В «Утверждении русского владычества» написано: «30 орудий, случайно проходившие в это время через крепость и задержанные в ней, стояли на валах заряженными с курящимися фитилями».

В 1805 году появлялся первый список «беглых кабардинцев» И. П. Дельпоццо. Генерал совершил инспекционную поездку в направлении Кубани и остановился на обратном пути в станице Воровсколесской. Здесь он вызвал кабардинского узденя Могукова, проживающего на верхнем течении Кумы. Могуков сообщил о группе узденей, возвратившихся после прошлогоднего ухода вместе с Росламбеком Мисостовым.

10 семей узденей Шереметевых, 25 семей узденей Цымповых, принадлежащих князю Адиль-Гирею Атажукину, возвратились к прежнему месту жительства, в окрестности аула Джантемировых. Также здесь поселились уздени Росламбека Мисостова, Мазлов и Кляншев с 20 семьями.

Как видно из вышесказанного, абазины почувствовали себя спокойно на здешних территориях продолжили жить, как и прежде. По всей видимости, особо не досаждали русской армии, продвигающейся к Кавказским горам. Аул Джантерировых на ряду с аулами Трамово, Хагундоково, Аджиева и Кармово относились к числу «мирных».

В 1823 году Семён Михайлович Броневский, Феодосийский губернатор, историк Кавказа, писал, что джантемировские «аулы расположены по Куме и Подкумку малыми усадьбами до самой Кисловодской крепости, числом до 500 дворов».

С 1825 по 1827 год выше Песчаного брода появились 50 семей Хопёрского и Волжского полков, переселенцев из станицы Ставропольской. На возвышенности, именуемой ныне Казанской горкой, появилась станица Карантинная, переименованная через 10 лет после основания в Суворовскую. Сведений в исторической литературе о столкновениях между переселившимися казаками и абазинами мною не обнаружено.

Станица Суворовская. 1920-е годы
Станица Суворовская. 1920-е годы

Переселение

Кавказская война разбросала жителей аулов по всему Кавказу. В первой половине XIX в. продолжалось заселение нынешней территории Кабардино-Балкарии. В частности, в 1825—1847 гг. 18 аулов переселены на реку Малка из Пятигорья. Среди этих селений оказался и рассматриваемый мною аул Джантемировых. Секретарь суда поручик Бек-Мурзин писал Командиру Отдельного Кавказского корпуса господину генералу от инфантерии и кавалеру Головину 1-му Кабардинского временного суда 31 января 1839 г.

«Аул узденя Джантемирова до сего жительство имел на реке Падаре (Кума), где поселена Суворовская станица, ныне поселён по правую сторону реки Малки, выше станицы Солдатской».

Бибердовский аул на рубеже XX века http://www.etoretro.ru/pic82053.htm?sort_field=image_date&sort=DESC
Бибердовский аул на рубеже XX века http://www.etoretro.ru/pic82053.htm?sort_field=image_date&sort=DESC

Люди из Песчаного аула были переселены не всем составом на Малку, а некоторые были отправлены ниже по течению Кумы в ногайский аул Султан. Обращает на себя внимание один любопытный случай прошения от 30 июля 1838 года абазинцев из аула Султан на имя Кавказского областного начальника Павла Христофоровича Граббе: «С давнего времени семья наша, поселившись в Султан ауле, проживала под управлением умершего ныне Султана, была довольна во всех статьях... Со смерти же Султана ногайцы, совместно с нами живущие, другой веры, другого обряда и образа жизни начали нас теснить, отобрали землю и пастбища и оставили без малейшего способа в поддержании себя и нашего хозяйства... Осмеливаемся просить... дозволить нам в числе 21 семейства... переменить жительство наше из земли Султан аула на землю, состоящую пониже Пещаного». От имени жителей прошение подписали Ибраим Боруи, Хохо Хуконов и Хангер Нуров.

В 1840 году аул Султан насчитывал 24 абазинских семьи, 93 мужчины и 97 женщин. Они владели 69 лошадьми, 390 головами рогатого скота и 2160 овец. Жители аула получили положительный ответ, но судя по книге «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы» С. Н. Бейтуганова, «В 1841 г. оставались на старом месте жительства из-за слишком тяжёлой повинности, налагающийся на них в случае переезда. В неё входило содержание кордонной стражи, для которой необходимо отдавать «2-х конновооруженных с соблюдением между ними очереди и 2 арбы для перевозки леса на Минеральные воды с получением за то установленной платы».

Рапорт Дмитрия Степановича Кодзокова, составленный 16 февраля 1865 года начальнику Терской области поясняет причину переселения аула в Кабарду: «Начальник главного управления наместника Кавказского просил уведомления вашего превосходительства, не представится ли возможность дозволить переселиться в Кабарду 30 дворам абазинцев Песчаного аула Пятигорского уезда, коих земля пожалована частному лицу». Начальник области дал двойственный ответ. В нём разрешался переезд в Кабарду при желании абазин, однако, если люди будут против добровольного переселения, весной этого года они должны переселиться в аул Канглы, где приказано сосредоточить оставшихся на Калаусо-Саблинских землях ногайцев. Второй вариант, вероятно, абазин не удовлетворял. Об этом говорит их обращение к Ставропольскому губернатору Пащенко Константину Львовичу. 1 мая 1865 года бывшие джантемировцы просили дозволения переселиться к абазинцам Кубанской области. Также было написано, что у них нет мирной жизни с ногайцами, живущими собственными обычаями и религиозной традицией, чуждой абазинам.

Гора Кинжал. (Кум-гора)
Гора Кинжал. (Кум-гора)

Терская областная поземельная комиссия обсуждала дело о переселении Песчаного аула в Кабарду. Первоначально было вынесено постановление расселить джантемировцев в разные аулы по 5 семей в каждый с последующей ассимиляцией абазин согласно устоявшимся традициям поселений. Окружное управление приказало начальнику Баксанского участка расселить 30 дворов следующим образом: 10 семей перевести к ногайцам в аул Канглы (бывший Султан), 10 дворов поселить в аул Лафишева, 6 в аул Кармова и 4 двора в аул князя Хасанби Атажукина. Указание выполнено не было. Об этом повествует сообщение 21 апреля 1865 года Дмитрия Степановича Кодзокова, кабардинского общественного деятеля начальнику Кабардинского округа: «Абазинцы Песчаного аула поступили в состав Кармова аула не вразброс, а полностью, но сколько именно дворов, мне неизвестно».

Из ответа начальника Баксанского участка начальнику Кабардинского округа от 16 июня 1866 года становится ясно, что все семьи, перевезённые в Кабарду, были поселены в аул Кармово, где им отвели собственный квартал: «...Абазинцы бывшего Песчаного аула в числе двадцати дворов поселились в аул Кармова, список коим при сём представляю. Докладываю, что остальные жители этого аула, по показаниям переселившихся в вверенный мне участок, отошли в ведение заседателя 5-го участка и поселились в селение Канглы. При этом доношу, что препровождённый список при предписании от 30 апреля прошлого года за № 429 утерян».

В книге «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы» приведён список переселенцев с указанием количественного состава каждой семьи:

«Исуф Боров – 7 (членов семьи – прим. ВР), Бекмурза Боров – 3, Шомахов – 5, Едигов – 8, Каспот Едигов – 4, Исхак Хоконов – 5, Исуп Хоконов – 5, Гиса Хоконов – 7, Жамбек Кушхов – 7, Хачимахо Ныров – 10, Сахид Ныров – 5, Адамей Ныров – 10, Мастафа Ныров – 5, Султан-Гелди Арсланов – 4, Исмаил Арсланов – 5, Бий Лигафшев – 4, Езаго Османов – 3, Дагаза Азойбеков – 8, Сальби Саринов - 4».

В докладе о распределении аульных участков в Большой Кабарде 1865 года существует в примечаниях уточнение: «Песчанный (Нырова) аул на Куме, ниже станицы Суворовской… не 10 дворов, а 32 двора». Также следует добавить, что часть переселенцев из родов Хоконовых, Аслановых возвратились в село Канглы в последующие два десятилетия из аула Кармово. Жители Песчаного аула, переселившиеся в Кабарду, не только образовали свой квартал в селе Кармова, но и сохранили свой полукочевой образ жизни.

Вид на гору Верблюд из окрестностей Песчаного брода
Вид на гору Верблюд из окрестностей Песчаного брода

В докладе упоминается ещё одно название Песчаного брода — Аул Нырова. Есть три версии происхождения названия и произвольной от этого фамилии:

Первая - Фамилия Ныров абазинского происхождения. Она образована от прозвища «Ныр», в значение «озеро». Вероятно, стан рода располагался недалеко от какого-либо озера. Вероятно солёных озёр, располагавшихся на месте современного Кубанского водохранилища;

Вторая - прозвище Ныр восходит к абхазскому слову «нырра» - «воздействие, влияние». Так могли назвать властного человека. Возможно так называли человека, подвергавшегося чужому влиянию. И действительно, джантемировцы подвергались влиянию русского, черкесского, кабардинского и ногайского народов, живших с ними рядом;

Третья версия - славянское происхождение фамилии. прозвище Ныр происходит от слова «нырь» - «башня в укреплении». Ныром называли человека, живущего недалеко от башни. А как известно Кумской штеншанец был крупной крепостью и важным пунктом в регионе Пятигорья. Также следует указать, что Кума в XIX веке была намного больше чем сейчас. Чтобы перебраться с берега на берег необходима была лодка или плод. На месте Песчаной отмели можно было пересечь широкое русло реки пешком, поэтому на этом стратегическом месте появился Песчанобродский редут. Нырами также называли строителей, смотрителей или рабочих башен.

Все три варианта имеют место на существование. Сейчас уже невозможно точно установить единственно верный вариант названия аула Нырова.

Отара овец
Отара овец

Первоначально, действительно, было принято решение о расселении жителей Песчаного по разным аулам, но, как свидетельствуют и Кодзоков, и начальник Баксанского участка, этого исполнения не было. По всей видимости причины были разные, среди которых могли быть разрозненные уздени, кочующие по обширным просторам Кубани и Кумы, никак не пересекающиеся между собой. Другой причиной могла быть потеря «буферного» населения. По сохранившимся документом расселение продолжалось более чем 30 лет, за которые вырастали новые поколения кочевников. Идея переселения не исходила от комиссии Кодзокова. Также абазины не изъявляли желания покидать родных просторов, Навязанное начальником главного управления наместника Кавказа переселение было выполнено частично. Из 30 дворов в Кабарду отправлено только 20. Остальные осели у подножия горы Кинжал. Сегодня переселение целого населённого пункта повергает в ужас. Однако, 250 лет назад для полукочевого народа это не вызывало особенного страха перед началом новой жизни. Кровопролитная Кавказская война перемалывала малые народы Кавказа. Понимая, что интересы России и Турции здесь вызывают страдания простых людей, целые народы шли на уступки лишь бы дать возможность собственным детям жить мирно.

Есть сведения, что часть джантемировцев в ходе реформы 1865 года по укрупнению горских аулов отказалась поселиться в верховьях реки Кумы при образовании аула Кумско-Лоовского (современный Красный Восток) и только после этого получила разрешение перебраться в Кабарду на реку Малку. Но среди жителей аула Красный Восток в Карачаево-Черкесии сохранился топоним «Джьантемыркт» – бывшее место расположения селения Джантемирова. В станице Суворовской не осталось коренных жителей аула Джантемирова, поскольку абазины были лишены земель, занимаемых ими с середины XVIII по середину XIX столетия.

Горцы-переселенцы http://zilaxar.com/istoriya/gorcy-pereselency/
Горцы-переселенцы http://zilaxar.com/istoriya/gorcy-pereselency/

Источники и материалы:

- Абхазия и абхазы в российской периодике (XIX - нач. XX в.) Книга I Составители: Агуажба (Гожба) Р. Х., Ачугба Т. А.

- Сведения личного архива Т. X. Кумыкова

- Народы карачаево-Черкессии (Историко-этнографические очерки) Под редакцией П. И. Балтина и М. М. Сакиева.

- Бутков П.Г. Указ. соч. С. 337, 340.

- Фелицын Е. Материалы для истории Северного Кавказа 1787-1792 гг. // Черкесы и другие народы Северо-Западного Кавказа в период правления императрицы Екатерины II. 1787-1791 гг.: Сборник документов. Т. IV. Нальчик, 2004. С. 111. С. 361.

- Фелицын Е. Указ. соч. С. 123, 149, 401-403.

- Карта Кавказа. С указанием политического состояния до 1801 г. // АКАК. Т. 1.

- «Земля адыгов». Авторы Георгий Галкин, Николай Алешин, Алий Кушу, Байзет Шеуджен, Асхад Шеуджен.

- «Описание поездок по Кавказу и Грузии В 1807 и 1808 годах» Юлиус фон Клапрот

- «История адыхейского народа» Шора Ногмов

- 1078. Всеподданнейший рапорт ген.-л. Кнорринга, от 24-го ноября 1800 года.

- http://do.gendocs.ru/

- http://www.adygi.ru/

- https://topwar.ru/

- http://www.vostlit.info/

- http://www.adygvoice.ru/

- http://www.zolka.ru/

10-16 декабря 2017

Река Кума. Суворов курган.
Река Кума. Суворов курган.