Казанский собор станицы Суворовская

Главной достопримечательностью станицы служил большой пятиглавый собор, построенный в честь Казанской Божьей матери в начале ХХ века. Храм был символом славы казаков, верой и правдой служивших на благо Отечества. Но собору не пришлось украшать родину долгие годы. На смену канувшей в лету Кавказской войне в России разгорелись Первая мировая и Гражданская войны. От страшных трагедий, пострадала Суворовская, в которой развернулись трагические события эпохи перемен, произошедшие после двух революций 1917 года. Смена общественного строя, изменение мировоззрения жителей России не оставили шансов всенародно возведённому храму.

Станица Ставропольская. gorodkresta.ru
Станица Ставропольская. gorodkresta.ru

Деревянная церковь

С осени 1825 по осень 1827 годов казаков переселили на Карантинный редут из станицы Ставропольской, построенной северо-восточнее одноименной крепости, которую строил Таганрогский (Владимирский) драгунский полк[1] с 1777 по 1780 года, под руководством командира драгунского полка полковника Николая Фёдоровича Ладыженского. Она была одной из крупнейших крепостей Азово-Моздокской линии.

Духовная жизнь казаков того времени составляла неотъемлемую часть их быта. Православие играло основополагающую роль в деле служения государства. Поэтому казаки уделяли особое внимание храмам и походным церквям.

В 1780-х годах казаки возвели в станице Ставропольской храм в честь Святого Георгия, в котором священник Тимофей Игнатьев приводил присягу у Хопёрского полка. Об этом писал С. Колмаков в книге «Крепостная церковь в г. Ставрополе», изданной в 1917 году. Далее в книге упоминается: «в 1793 году купцом Дмитрием Уткиным построена более обширная деревянная церковь в честь Казанской Божией Матери», возведённая в стиле русских шатровых церквей. На строительство церкви пошёл дубовый и ясеневый лес, произрастающий в окрестностях станицы. Храм дал название центральной площади станицы – Казанская. Со временем пользовались услугами церкви не только казаки, но и мещане, поселившиеся в образованном городе Ставрополе, расположившимся по соседству со станицей. В начале XIX столетия, в связи с постройкой ряда новых укреплений в более южных районах, крепость утратила своё значение. 11 марта 1821 года Ермолов обратился к императору Александру I с предложениями об укреплении границы по реке Кубань несколькими станицами. В 1825-1827 годах Руководство Кавказской области переселило казаков Ставропольской станицы на Куму в новую Карантинную станицу, при этом оставив Казанскую церковь на прежнем месте. Казаки и мещане долго судились и спорили за обладание храмом. Только спустя 12 лет после переселения, в 1838 году казакам станицы Суворовской разрешили перенести Казанскую церковь в новую станицу.

Ладыжевский Н. Ф.
Ладыжевский Н. Ф.

В записках Преосвященного Иеремии, епископа Ставропольской епархии (1843-1849 гг.) сохранились воспоминания: «...По состоявшемуся соглашению, утварь церковная предоставлена была гражданам, а здание и святые иконы — казакам. Очевидцы этого события рассказывали, что горожане скорбели и плакали плачем, подобным плачу иудеев о пленении кивота Господня, а казаки ликовали и радовались радостию пророка Давида о перенесении скинии из Силоама в Иерусалим. Все вещи, несмотря на тяжесть их и немалое пространство (около 100 верст), несены были казаками, их женами и детьми на руках: а граждане далеко сопровождали драгоценную святыню. Утварь, доставшаяся гражданам, была передана в Спасский храм».

Церковь возвели в центре станицы напротив казачьей управы. На вершине горы располагался Карантинный пост, вокруг которого обустроилась станица. Храм сместили к востоку горы. Описания убранства и внешнего вида деревянной Казанской церкви не сохранилось. Известно, что казаки обнесли церковь плетнёвым и земляным забором. Укрепления, возводимые вокруг храмов, служили последними цитаделями для обороны городов и сельских поселений. Все древние русские города имели собственные каменные или земляные стены. Со временем не только площадь вокруг церкви, но и весь холм, на котором обустроилась станица получил название Казанская горка. Суворовскую станицу окружал большой шестиметровый земляной вал и глубокий трёхметровый ров возведённый казаками на южной юго-восточной окраине станицы в тех местах, где склоны горы пологие. В станице были только одни ворота, через которые можно попасть внутрь. Деревянная Казанская церковь простояла в станице 54 года. Летом 1893 года в храм ударила молния. Здание сгорело до основания. Вместе с церковью сгорели архивные документы, находящиеся в храме: церковная библиотека, исповедальные росписи, метрические книги, которые вели псаломщики с 1827 года. Сохранились копии с метрических книг 1860 - 1866, 1883 и 1884, 1894, 1898, 1899 и 1902 годов, которые высланы из Ставропольской Духовной Консистории, также копии – с 1870 по 1893 года. Казаки тяжело переносили утрату главной святыни станицы. Храм служил не только центром духовной жизни станицы, но и был священной реликвией, связывающей жителей с предками, жившими в Ставропольской.

Казанский храм
Казанский храм

Школы

В Кубанской области были широко распространены школы ремесленников. Ежедневно учебный день начинался с общей молитвы. Перед каждым уроком читалась молитва в присутствии начальствующих и классных наставников. Ученикам много рассказывали, и заставляли конспектировать Истории покорения Кавказа, прививали уважение к героям Кавказской войны. Классные наставники проверяли тетради, в которых ученики записывали список прочтённой литературы. Существовали «штрафные журналы»[2], которыми наделялись ученики за леность и небрежение.

На всенародном станичном сходе в 1894 году станичниками принято решение о возведении большого каменного собора. По мимо храма, начато строительство и церковно-приходских школ. По сведениям Переписи населения Российской империи 1897 года, в Суворовской проживало 6500 человек. Основное население, оставалось безграмотным.

На территории храма были возведены: молитвенный деревянный дом, крытый железом, поставленный на каменном фундаменте. Саманная сторожка с железной крышей, состоящей из двух просторных комнат в которых созданы школы:

Женская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 73 девочки. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1896 году.

Мужская одноклассная церковно-приходская школа. В ней обучались 59 мальчиков. Располагалась в собственном деревянном здании. Открыта в 1888 году.

В Реестре клировых ведомостей по IX благочинническому округу Кубанской области Ставропольской Епархии за 1911 года описано, что здание сторожки, расположенной возле кладбища, имело железную крышу и каменный фундамент. В ней обучалось 36 мальчиков и 9 девочек. Школа открыта в 1897 году. В 1903 году, рядом с ней, полковник Илья Васильевич Лобов возвёл небольшую Софийскую церковь.

На содержание церковной школы выделялось 300 рублей от местного общества. и Баталпашинского отделения 120 рублей ежегодно.

Софийская церковь, построенная полковником Лобовым
Софийская церковь, построенная полковником Лобовым

Возведение каменного храма

К 1900 году в станице появился большой пятиглавый Казанский собор, равного которому не было в Баталпашинском округе. Каждая семья выделяла по одному-двум работникам и платила десятину на строительство и украшение храма. Глину для храма добывали из местных карьеров, изготавливали «отмывным способом» - так указано в брошюре «Казанский собор – история бытия» выпущенной в 2004 году благодаря стараниям казачьего клуба ГОУ Суворовской СОШ №2 и его руководителем Еленой Асановой. По всей видимости глину отмачивали, отделяя глинозём от примесей, растворяющихся в воде. Воду меняли несколько раз, затем заполняли в деревянные рамки и оставляли сохнуть под Солнцем. Затем кирпич обжигался в печах. Весь трудоёмкий процесс проходил вручную. Для подвода строительного материала были приобретены пара верблюдов и пара волов. Изготовление кирпича долгий процесс. Шесть лет станичники возводили храм. Служащие в конвое Императора Николая II Свидины заказали в Петербурге колокола. Казаки собрали всё золото, которым располагали для оплаты колоколов и позолоты крестов. Весной 1901 года из Петербурга в станицу прибыл курьер, сообщивший о выполнении заказа. Казаки выдвинули 60 подвод для перевоза церковной утвари. Станичники приготовили изделия ручной работы: наволочки, полотенца, скатерти, занавеси, покрывала для расплаты с мастерами. Подводы украсили для перевоза церковных снастей. Также на одной из подвод изготовили походную часовню. Поход в столицу за колоколами длился полгода. К осени казаки вернулись на Родину. Много историй было рассказано путешественниками. Казаки охотно делились увиденным, но народная память сохранила до наших дней лишь одну историю. Минуя село Куршава (ныне Андроповский район СК), суворовчане увидели всестороннее ликование жителей и поклонение святыне, направленной в Суворовку. За весь путь казаки не видели такого почтения перед церковной утварью по всей России. А жители Куршавы всем селом поклонялись обозу, долго провожали возвращающихся послов.

На въезде в станицу и при храме были отслужены молебны. Колокола поднимали на колокольни лебёдками.

Панорама станицы Суворовская 1920-е годы
Панорама станицы Суворовская 1920-е годы

Убранство

По определению Епархиального Начальства, храм освящён Благочинным священником Матвеем Белоусовым 4 ноября 1902 года в честь второго празднования Казанской иконы Божьей Матери. В день освящения, собор принял несколько тысяч человек. По завершении божественной литургии, проведён крестный ход. Стены церкви были розово-крас­ными, увенчанные золотыми куполами и крес­тами. Храм был виден практически со всей станицы.

Ограда построена каменная, из известняка, добываемого между станицами Суворовская и Бекешевская. Здание кирпичное, построенное на каменном фундаменте, покрыто позолоченным железом. Колокольня стоит на 6 деревянных столбах, покрыта позолоченным железом.

Перед входом положены белые мраморные ступени, а за высокими дубовы­ми дверьми дорогое внутреннее уб­ранство. Многоярусная алтарная стена украшена золочёной резьбой в виде виноградных листьев и кистей. В Казанском соборе было три предела: в честь Казанской иконы Божьей Матери, Николая Чудотворца и Георгия Победоносца. Стены украшали иконы, написанные маслом, эмалевые с позолоченными и серебряными окладами, полотна икон инкрустированы бисером, белым, розовым и чёрным жемчугом. Винтовая, чёрная кованая лестница с растительным орнаментом на периллах и позолоченными цветами поднималась на высокие балконы. Аналои изготовлен из резного дерева, покрытого позолотой. Тканевые покрывала с наличием бахромы и рюшами выпол­нены из дорогих шёлковых и парчовых тканей, преимущественно привезённых из походов по Турции и Персии. На полу лежали красные персидские ковровые дорожки с высокой мягкой ворсой. Светлый храм, со множеством больших окон позволял выращивать тропические лимоны. В больших кадках, расставленных по углам, росли плодоносящие деревья, привезённые специально для собора из Персии. Лимонный аромат заполнял храм, придавая ощущений райских благ, уготовленных праведным христианам. Во время больших богослужений в литургиях принимали участие «правый» и «левый» хоры. Название произошло из-за расположения хоров на двух балконах, располагавшихся на верхнем ярусе здания. В «правом» хоре участвовали станичники, в «левом» - приезжие епархиальные хоры.

Колокольня церкви Веры Надежды Любови и матери их Софии 2018 год
Колокольня церкви Веры Надежды Любови и матери их Софии 2018 год

Крупнейший колокол «Бугай» ос­тался от сгоревшей церкви. При падении во время пожара от него откололся кусок, но звучание не потерялось. Поэтому его прозвали «Щербатый». Колокол возвещал благовест на новой звоннице, разно­ся его по округе на десять километров. По записанным Людмилой Асановой воспоминаниям станичников, «звук был настолько сладок и приятен, что в народе его прозвали бархатным». Другой колокол именовали Свидин-колокол, по фамилии заказчиков. После разрушения храма, колокол уцелел и был закопан станичниками в землю, но до сих пор не найден. По всей видимости тех, кто закапывал колокол либо выслали из станицы в Среднюю Азию или Сибирь. Тайну они увезли с собой. Также одно время ходил слух, что колокол закопан на Пьяном кургане близ посёлка Новый (Прикубанский район КЧР). Уже выросло поколение, родившееся после наступления XXI века, и несмотря на интерес населения к православной культуре, мало кто представляет масштабы трагедии, происходящей в станице веком ранее. Люди заняты другими заботами и если слышали о храме, некогда стоящем на месте центрального парка, то вряд ли интересовались подробностями судьбы хозяйственной утвари собора.

В штате собора до 1911 года служили два священника, дьякон и два псаломщика. Священник Иоанн Крылов, священник Александр Залеский, диакон Василий Нестеров, псаломщик Георгий Архангельский, псаломщик Михаил Светлов.

Крупнейший колокол Нынешнего храма
Крупнейший колокол Нынешнего храма

Послужные списки церковнослужителей

Священник Иоанн Васильевич Крылов родился 23 февраля 1852 года. За отличную службу награждён 21 июля 1887 года - набедренником. 15 апреля 1892 года фиолетовой скуфьёй. Получил серебряные медали: коронации 1881-1894 годов за церковные школы 1884-1909 года, и бронзовую – за труды по первой Государственной переписи 1897 год; благодарность Ставропольского Епархиального Училищного Совета за усердное отношение к школьному делу от 8 августа 1899 года за № 186 и от 26 августа 1902 года за № 985 за особое усердие и ревность в деле благо-устроения церковных школ. Архипастырское благословение от 17 июля 1909 года за № 1976 святейшего Синода указом от 20 марта 1909 года за № 6907 - в уважение одобрительной по службе аттестации подсудность не считается препятствием к награждению установленным для духовенства знаком отличия.

В 1893-1899 годах получил должность учителя в суворовской мужской церковно-приходской школе;

19 декабря 1894 года Назначен заведующим местной церковно-приходской школы;

В 1903 1905 годах проходил должность депутата по выбору духовенства на епархиальные и окружные съезды;

1894–1901, 1905–1907 года получил должность окружного миссионера IX Благочиннического округа Кубанской области;

В 1896 году получил должность Законоучителя в Суворовской женской церковно-приходской школе;

12 апреля 1898 году утверждён в должности духовника IX Благочиннического округа Кубанской области;

18 октября 1897 году утверждён в должности Законоучителя местного двухклассного министерского училища;

10 марта 1900 году утверждён членом Баталпашинского отделения Ставропольского Епархиального Училищного совета;

10 ноября 1900 года Ставропольским Епархиальным Училищным Советом возложено руководство и наблюдение за преподаванием Закона Божия в Начальном министерском училище в экономии Глебовых.

Женат на Анастасии Ильиной, родившейся 28 октября 1857 года.

Дети:

Василий, 4 марта 1883 года рождения. Василий обучался в Неапольском Университете на медицинском факультете.

Инна 20 июня 1885 года рождения. Вышла замуж за священника Виктора Голубинского.

Александра, 10 октября 1889 года рождения. На момент известных ведомостей 1911 года, обучалась в Санкт-Петербурге на естественных женских курсах.

Пётр родился 31 июля 1892 года. Обучался в Варшавском Императорском Университете.

Иоанн Васильевич служил в храме до революции 1917 года. Его и его жену большевики расстреляли в 1920 году. Священник похоронен на суворовском кладбище.

II Священник Александр Павлович Залесский родился 21 октября 1877 года. Награждён набедренником в 1910 году. Получал содержание из кружечных доходов 685 рублей 59 копеек, за аренду земли 480 рублей, за молитвословие 60 рублей, за законоучительство 192 рублей.

В 1901 году окончил курс в Ставропольской духовной семинарии. По окончании которого, отбывал воинскую повинность в 1903 году, вольноопределяющимся по первому разряду и окончил в чине прапорщика запасной кавалерии;

21 августа 1903 года определён диаконом к Михайло-Архангельской церкви селе Новозаведенном Ставропольской губернии. 4 октября того же года, рукоположен в сан диакона:

В 1905 году определен в Казанскую церковь станицы Суворовской Кубанской области;

29 июня 1905 года рукоположен в сан священника и утверждён законоучителем местного мужского одноклассного и женского одноклассного министерских училищ;

В 1906-08 годах проходил должность кандидата в депутаты на епархиальных съездах духовенства;

В 1911 году проходил должность духовного следователя.

Женат на Марфе Сергиевой, рождённой 17 Июня 1884 года.

Диакон Василий Николаевич Нестеров родился 4 апреля 1866 года.

В должности псаломщика посвящён в стихарь 23 Февраля 1898 года. В отчёте Епархиального Наблюдателя за 1908-09 учебный год числился в должности учителя. В память 25-летия церковно-приходских школ получил из Баталпашинского отделения Ставропольского Епархиального училищного Совета серебряную медаль и удостоверение № 70 от 6 Февраля 1910 года.

Василий Николаевич получал содержание из кружечных доходов 457 рублей 6 копеек (1911год).

В 1885 году уволен из 2 класса Кавказской (Ставропольской 1911 - прим. ав.) Духовной Семинарии. 31 Мая Определен псаломщиком к Космо-Дамиановской церкви села Благодарного Ставропольской губернии;

27 Ноября 1888 переведён в Михайло-Архангельской церковь села Архангельского (Цыгановка) на должность псаломщика;

6 февраля 1890 года перемещён в Св.-Троицкую церковь станицы Воздвиженской Кубанской области;

12 апреля 1907 сдал экзамен на звание учителя одноклассной церковно-приходской школы при Ставропольской Духовной Семинарии. Экзаменационная комиссия выдала ему свидетельство учителя;

12 июня 1907 устроен диаконом в Казанскую церковь станицы Суворовской Кубанской области. 8 Июля Рукоположен в сан диакона;

С 2 апреля 1886 по 20 декабря 1888 оставаясь псаломщиком, проходил должность учителя в церковно-приходской школе села Благодарного Ставропольской губернии;

1 Сентября 1907 оставаясь в должности диакона, проходил должности Законоучителя и учителя одноклассной мужской церковно-приходской школы.

Василий Николаевич женат на Екатерине Дмитриевой, родившейся 8 Мая 1864 года.

Дети:

Николай, родившийся 27 Ноября 1888г. Обучался в Варшавском Императорском Университете на историко-филологическом факультете.

Александр, родившийся 9 Февраля 1893 года, обучался в Ставропольской Духовной Семинарии.

Зинаида, родившаяся 1895 года 24 марта, обучается в Екатеринодарском Епархиальном женском училище.

Елизавета, родившаяся 22 октября 1901 года, находилась в станице Суворовская.

Псаломщик Георгий Фёдорович Архангельский, родившийся 14 Апреля 1887 года.

За усердие по школьному делу награждён 25 рублями в 1909 году.

В память 25-летия церковно-приходских школ получил серебряную медаль и удостоверение за №69 от 6 февраля 1910 года от Баталпашинского отделения Ставропольского Епархиального Училищного Совета.

Получал содержание из кружечных доходов 228 рублей 53 копеек, от земельной аренды 250 рублей.

В 1906 году окончил курс в Новогригорьевской второклассной церковно-приходской ремесленной школы ;

С сентября 1906 по сентябрь 1911 поступил учителем Софийской одноклассной церковно-приходской школы станицы Суворовской;

17 августа 1907 после сдачи экзамена, определен псаломщиком в Казанскую церковь.

Псаломщик Михаил Васильевич Светлов родился 29 октября 1887 года.

Получал содержание из кружечных доходов 228 рублей 53 копеек, от аренды земли 250 рублей. Холост. В его семье проживали:

Брат Михаил, родившийся 12 марта 1890 года. служил в городе Тифлис, гренадерском Мингрельском полку.

Сестра Валентина. Обучалась в Ставропольском Епархиальном женском училище.

Брат Константин занимал должность псаломщика в станице Усть-Джегутинская. Женат на Неониле Ивановой, родившейся 18 октября 1888 года.

7 сентября 1907 выбыл из 4 класса Ставропольской Духовной Семинарии;

Определен псаломщиком Вознесенской церкви села Прасковеи Ставропольской губернии;

С 1908 по 5 августа 1910 года проходил должность законоучителя VII Прасковейского одноклассного М.Н.П. училища;

5 августа 1910 переведён в Казанскую церковь станицы Суворовской.

Заштатный священник Иоанн Алексеев Соловьянов рождён 23 Сентября 1868 года.

За ревностное исполнение и особо ревностное отношение к учительским обязанностям получил благодарности Ставропольского Епархиального Училищного Совета от 19 Ноября 1899 года и 24 сентября 1900 года. За руководство строительства храма в монастыре во имя Св. мученика Агафодора награждён набедренником от 4 Октября 1904 года.

Родители священника: Алексей Павлович 1843 года рождения, мать Александра Александровна 1845 года рождения. Женат на Анастасии Семеновой, рождённой 28 Октября 1869 года

15 июня 1889 Окончил курс в Кубанской учительской семинарии;

1 августа 1889 - 1 Января 1893 Состоял учителем в Кубанской Дирекции;

8 февраля 1893 Согласно прошению, определен законоучителем к церкви села Спицевскаго Ставропольской губернии;

В 1893 году рукоположен в сан диакона;

24 марта 1893 года переведён в должность диакона в станицу Рязанскую Кубанской области;

27 марта 1897 года переведён в должности диакона в станицу Батуринскую Кубанской области;

В 1898 году утверждён Законоучителем одноклассной церковно-приходской школы;

23 мая 1900 года определен Священником к Спаса-Преображенскому Сентинскому женскому монастырю;

18 июня 1900 года рукоположен в сан священника;

15 марта 1907 года переведён в церковь урочища вторые Барсуки;

18 мая 1910 года переведён в церковь хутора Каменномостского;

5 августа 1910 года переведён к Казанской церкви станицы Суворовской Кубанской области;

10 август 1910 года, согласно прошению из-за болезни уволен за штат.

Дочь умершего священника станицы Суворовской Иоанна Ляпидевского - Надежда, рождена 17 Сентября 1886 года. Надежда получала за учительство жалование 300 рублей.

В 1904 году окончила курс в Ставропольском Епархиальном женском училище.

Состояла учительницей в Молоканской церковно-приходской школе г. Владикавказа Терской области.

Просфорня. Ольга Дмитриевна Курдюмова рождена в 1885 году. Получает содержание за печение просфор от церкви 45 рублей в год. Жена священника. Муж пропал без вести в Русско-Японскую войну на Дальнем Востоке. Имела домашнее образование.

Церковный староста приказный Павел Петрович Бекичев 1848 года рождения.

За ревностное исполнение своих обязанностей награждён похвальным листом.

Имел домашнее образование.

Должность проходил с 15 июня 1904 года.

Легенды, порождённые станичниками

Как и любое важное для человека место, Казанский собор породил несколько суворовских легенд, которые со временем стали неотъемлемой частью истории станицы. Смотря на сохранившиеся фотографии станицы 1920-х годов, суворы́ (так называют станичников жители соседних поселений и городов-курортов) считают свой храм самым красивым и самым большим культовым сооружением страны того времени. В книге «Казанский собор - история бытия» написано, что церковь была видна из Ессентуков. На самом деле станицу видно с одной из вершин Нахрапкиной балки. Оттуда можно рассмотреть улицы и отдельные большие дома. Звон колоколов, действительно, разносился на несколько километров, но вряд ли достигал Пятигорска, даже в ветреную погоду. Также существует версия, что от храма был выкопан тоннель к берегу Кумы, пролегающий возле мол завода. Существовал ли тоннель или же нет, возможно узнать с помощью раскопок или попыткой возродить храм. книга о Казанском соборе написана с большим творческим подходом, в ней много литературных приукрашиваний, которые необходимо проверять. Хорошо, что сохранены описания переселения казаков из станицы Ставропольской в Карантинную и можно легко найти книги, статьи и очерки историков города Ставрополя и по ним восстанавливается истинная картина жизни людей того времени, включая и перенос церкви. Жители Суворовской до сих пор считают, что казаки перенесли церковь на плечах осенью 1825 года. На самом деле в 1825 году сюда перебрались несколько семей, которые на зиму вернулись обратно. В течении 1826 и 1827 годов казаки перевозили сюда пожитки и окончательно осели только осенью 27 года, ещё 11 лет продолжая спорить с руководством области и мещанами за право на Казанскую церковь.

Доходы храма за 1911 год

Из клировых ведомостей за 1911-й год известно, что собором получено: 2285 рублей 30 копеек с кружечных доходов. Возле многих икон на специальных подсевках находились кружки, в которые прихожане делали пожертвования. Также священники получали доход от аренды земли по 480 рублей в год, от молитвословий в приходе по 60 рублей и за Законоучительство в школах по 190 рублей. От аренды земли Диакон получал 320 рублей, а псаломщики – по 250 рублей.

Церковь располагала 1600 квадратными саженями земли (7,3 кв км): усадебной вместе с церковным погостом - 1 десятиной (примерно 10 000 кв м), пахотной - 75 десятин. сенокосной - 225 десятин. —- квадр. саж., в расстоянии до 20 вёрст от церкви. Средний, ежегодный доход с аренды земли 2580 руб. 75 копеек. Этой землёй пользовалось станичное общество без ведома церковного причта и не платило арендной платы. С 1904 года церковным старостой приказный назначен Павел Петрович Бекичев.

Построенная в 1902-1903 годах полковником Ильёй Васильевичем Лобовым Софийская церковь также была в подчинении Казанского собора. Здание храма стояло на каменном фундаменте, покрыто железом, под храмом располагался склеп, в котором был похоронен Лобов.

Разрушение

1917 год изменил жизнь в России. Февральская буржуазная революция унесла царскую семью с престола. Спустя полгода произошёл Великий Октябрьский переворот. Страна погрузилась в страшную Гражданскую войну, жестоко прошедшей в течении трёх с половиной лет. Страшные годы лихолетья уничтожили большинство жителей Суворовской. После установления советской власти упразднили церковь. Пострадали священники, служившие во время революции. Священника Иоанна Крылова и его жену расстреляли. Похоронен священник на суворовском кладбище. Состарившегося Иоанна Соловьянова избили в собственном доме, увезли в станицу Боргустанская, где привязали к пушке и стреляли из неё. После истязательств привезли домой. Через несколько дней священник умер. Священника Александра Багриенко отправили в ссылку. Там он тяжело заболел и в предсмертном состоянии его родители привезли его домой в Ставрополь. После похоронили. Его жену Анну и дочерей Алевтину и Людмилу отправили в Сталинобад. Спустя время Анна сменила фамилию на Захарьину и перебралась во Львов.

17 лет храм простоял в запустении. Последние службы прошли в 1918 году. После установления советской власти, храм использовался как конюшня и зерносклад. В 1935 году Суворовский районный совет принял тайное решение о сносе собора. Обманным путём был проведён сбор подписей о сносе храма. Станичникам обещали в обмен на поставленные подписи оказывать материальную помощь нуждающимся, также станица остро нуждалась в больнице, общественной бане, здании новой школы и библиотеке. Когда райсобес собрал подписи, жителям объявили о сносе Казанского собора.

Немногие станичники отважились разбирать церковь, построенную предками, но среди тех, кто разрушал, был Васильев Николай Иванович. Свёкор моей родной тётки Васильевой (Романовой) Галины Ивановны. Из Ессентуков привезли троих рабочих, один из которых упал с купола и разился на смерть. Храм взрывали, но здание выдержало три взрыва. Крупнейший колокол, оставшийся со времён деревянной церкви, разбился при падении с колокольни. Один из колоколов долго служил в пожарной службе. С него были стёрты лики святых и слова молитвы. Сейчас он находится на колокольне Софийской церкви. Станичники смогли выкрасть только колокол Свидиных, который был закопан в землю. Вопреки гонениям, прихожанами сохранена небольшая часть кирпичей от старинного разрушенного собора. Несколько икон вынесены женщинами по своим домам. Люди прятали церковную утварь. Из кирпича бывшего собора выстроены: новое здание ближайшей школы, общественная баня, расположенная у восточного склона горы, на улице Карла Маркса, здания старой больницы, располагавшейся напротив здания почты (Между гос аптекой и магазином «культтовары»), также корпус больницы находился южнее современного воинского мемориала между частными домами по улицам Золотова и Советской, пристроены помещения к клубу, располагавшегося на месте нынешнего магазина возле памятника Георгию Захаровичу Левчишину. После гибели собора, труд казаков не прошёл даром. До сих пор 20 школа работает на благо тысяч жителей Суворовской. Больница перенесена в конце 50-х годов на север Казанской горы. Возле территории храма в 80-х годах прошлого века построили воинский мемориал и парк. В 2014 году открыли аллею славы казаками построили детскую площадку. Под землёй закопан каменный фундамент, на котором, чаяниями станичников возможно будет восстановлен храм.

Попытки возрождения

Вначале двухтысячных годов в станице заговорили о возрождении храма. 4 ноября 2001 году был освящён поклонный крест. Создана инициативная группа из состава казаков, греческой общины, сотрудников администрации и предпринимателей станицы. Вопрос со строительством храма решался в то время. Меценаты Алексов и Музенитов изучали места застройки и проектирование здания храма. В октябре 2003 года инициативная группа подала прошение епископу Ставропольскому и Владикавказскому Феофану о благословении на восстановление собора. 6 февраля 2014 года пришла резолюция владыки, в которой разрешалось восстановление. Но обещания остались обещаниями, несмотря на все рассказы священнослужителей станицы, глав администрации и всю общественность станицы. 21 марта 2014 года прошло приходское собрание, на котором приняли Устав и состоялись выборы совета общины. Станичники выбрали Николая Вобликова председателем, Соловьянова Николая его заместителем в деле восстановления храма. На проведённом кругу были собраны первые 8400 рублей. С тех пор прошло 14 лет. Выросло новое поколение, привыкшее не только к обещаниям Федеральных властей, но и к обещаниям о воссоздании Казанского собора. Подобное возрождение храма произошло в Пятигорске со Спасским собором, построенном на цветнике. Работая над материалом, я спрашивал станичников о возрождении Казанского храма. Мнения суворовцев разделились. Одни желают видеть храм, и готовы помогать в его строительстве, другие сомневаются о целесообразности возведения, третьи считают, что за эти деньги можно построить более необходимые инфраструктурные объекты. Такие как мост через Куму и Тамлык в районе Наштырёва переезда (промежуток между часовней св. Марии и Суворовским курганом), две пешеходные кладки через реку Дарья, строительство тротуаров, установка светофоров на оживлённых перекрёстках.

В начале 2018 года главой суворовского муниципалитета Фёдоровым Олегом Алексеевичем была оформлена и передана РПЦ земля под строительство храма. Снова необходимо создавать общественный совет и инициативную группу людей, способную проводить сбор пожертвований.

Материалы и источники:

- С. Колмаков «Крепостная церковь в г. Ставрополе» 1917 год.

- Филологическая книга СГУ. Г. Н. Прозрителев. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе // труды ставропольской учёной архивной комиссии. — Ставрополь: типография губернского правления, 1910. — вып. 2.

- «История Ставропольской епархии (1843 — 1918)» Курсовое сочинение Выпускника СПбДА 1988 г. Протоиерея Павла Самойленко.

- http://gorodkresta.ru/

- http://www.altstav.ru/stv/stv111.php

- http://stavropolgid.ru/knigi/stavropol-i-ego-okrestnosti/1673-stavropolskaja-kazachja-stanitsa

- https://vuzlit.ru/501541/hramovoe_zodchestvo_sotsialnoy_infrastrukture_gorodov_eparhii

- Нещеретов Иван Валерьевич - «Казачьи школы в системе образования Кубанской области в конце XIX начале XX века». Материалы международной заочной научно-практической конференции актуальные вопросы философии, истории и политологии. Новосибирск, 2013 г

- Людмила Асанова «Казанский собор – история бытия» станицы Суворовская. 2004 год.

- ГАСК. Фонд 135, опись 69, дело 1007. «Реестр клировым ведомостям по IX благочинническому округу Кубанской области Ставропольской Епархии за 1911г.»

2 – 30 мая 2018

[1]http://gorodkresta.ru/index.php/docs/historians/limitstart

[2] Нещеретов Иван Валерьевич - «Казачьи школы в системе образования Кубанской области в конце XIX начале XX века». Материалы международной заочной научно-практической конференции актуальные вопросы философии, истории и политологии. Новосибирск, 2013 г