Юридические тонкости ресторанного консалтинга

Деятельность ресторана, впрочем, как и вся деятельность сферы общественного питания, содержит немало подводных камней, столкновение с которыми чревато весомыми издержками для предпринимателя  в виде штрафов, претензий и т.д.

Еще до открытия своего бизнеса необходимо быть готовым к взаимодействию с контролирующими органами. Так, перед открытием любого заведения общепита необходимо будет уведомить  Роспотребнадзор о начале вашей деятельности.  Уведомление составляется по утвержденной Правительством форме  и направляется в соответствующий территориальный орган Роспотребнадзора.

Также при открытии ресторана необходимо удостоверить соответствие помещения различным нормам и правилам.

Так помещение ресторана должно соответствовать

А) Требования пожарной безопасности.

Б)  Требования к обустройству помещений.

В) Требования к размещению предприятия общественного питания.

Г) Требования к водоснабжению и канализации.

Д) Требования к уборке помещения.

В частности требования пожарной безопасности регулируются двумя основными документами:

А) Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ)

Б) Правилами противопожарного режима (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. №390).

Конкретные меры, которые должен осуществлять руководитель организации по соблюдению правил противопожарной безопасности содержатся в  разделе 1 Правил противопожарного режима. Необходимо учитывать, что приобретаемое противопожарное оборудование должно соответствовать типу здания, и видам осуществляемой деятельности. Нельзя забывать и про размещение в помещениях правил пользования пожарной техникой, телефона вызова пожарной охраны, плана  эвакуации.

При проверке, руководителя организации наверняка попросят продемонстрировать следующие документы:

а) инструкцию по пожарной безопасности;

б) план, график и программу инструктажа;

в) приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность, эвакуацию, проведение инструктажа;

г) журнал регистрации инструктажей работников;

д)  журнал учета средств пожаротушения.

Однако указанный перечень документов, регулирующих противопожарную деятельность, является лишь небольшой частью обязательного пакета правил, журналов, приказов, которые должны быть в наличии у руководителя предприятия общественного питания, так к их числу можно отнести:

— Журнал медицинских осмотров сотрудников.

— График уборки помещений.
— Технологические карты на каждое представленное в меню блюдо.
— Инструкция по проведению уборки, мытью посуды, использованию моющих и дезинфекционных средств. и т.д.

Особенно пристальное внимание следует уделить порядку продажи алкогольной продукции, необходимо понимать, что на практически любой вид спиртосодержащих напитков необходимо получение соответствующей лицензии. Указанная лицензия предоставляется на конкретное помещение и на конкретную организацию и действует в пределах одного субъекта федерации.

Однако, помимо лицензии, на каждый вид алкогольной продукции необходимо сохранять сопровождающие документы, такие как сертификаты о соответствии, декларации, товарно-транспортные накладные и т.д. В их отсутствие возникнет риск признания алкогольной продукции контрафактной, что ведет к огромным убыткам.

Также владельцу ресторана необходимо организовать взаимодействие с посетителями, чтобы, в случае возникновения конфликтных ситуаций, действовать в соответствии с положениями закона.

Если случился конфликт с посетителем кафе или ресторана посетитель,  скорее всего, первоначально обратится непосредственно к руководителю ресторана с жалобой. В случае, если претензии клиента удовлетворить не удалось или же если клиент решил действовать в административном порядке, необходимо понимать стратегию его действий. Первый вариант – обратиться в Роспотребнадзор, далее  — в прокуратуру, с сообщением о факте нарушения его прав.  Факт обращения неминуемо станет причиной проведения внеплановых проверок в отношении заведения, по итогам которых выносится предписание об устранении нарушений, или же штраф.  Также клиент может обратиться в суд, потребовав взыскания компенсации морального вреда, вреда здоровью и т.д. На этом этапе важно грамотно построить линию защиты, придерживаясь ей как в судебном процессе, так и при административном споре.  Положительным фактором будет наличие локальных правил, положений регулирующих  взаимоотношение с посетителями, и, само собой, четкое соблюдение этих правил на практике.

Конечно же, нельзя не обратить внимание на договорное обеспечение деятельности ресторана, рекомендуется проработать и согласовать юристом следующие договоры:

— Договор аренды помещения, в котором располагается заведение. Содержанию данного договора необходимо уделить особенное внимание, по сути, он является главным документом в ваших взаимоотношениях с собственником помещения. Юридические ошибки при его составлении чреваты значительными убытками, поэтому рекомендуется проработать договор с компетентным юристом.

— Договоры на проведение периодических медицинских осмотров, на санитарно-гигиеническую подготовку и аттестацию сотрудников. Несмотря на шаблонные формы данных договоров, зачастую владельцы заведений пренебрегают их оформлением, как следствие, при проведении проверок оказываются беззащитными перед сотрудниками соответствующих органов.

— Договоры поставки/купли-продажи и иные договоры на закупку сырья и продукции.  Рекомендуется проработать шаблонные формы данных договоров в целях упрощения дальнейших взаимоотношений с контрагентами. Часто, такие договоры оформляются в качестве рамочных соглашений, содержащих общие условия о поставке, что позволяет значительно упростить дальнейшую работу.

— Договоры на оказание коммунальных услуг, услуг связи. Несмотря на шаблонный характер таких договоров пренебрегать их анализом также не стоит, так как по их содержанию могут быть предусмотрены значительные неустойки за просрочку оплаты услуг. Рекомендуется учитывать данный момент и стараться оплачивать услуги вовремя.

В данной статье мы рассмотрели только часть вопросов,  возникающих при фактической деятельности ресторана. Грамотное и своевременное их решение зачастую требует участия квалифицированного юриста, обладающего опытом разрешения аналогичных ситуаций. Не стоит пренебрегать юридической поддержкой вашего бизнеса, ведь зачастую, превентивные действия юриста, позволят вам сэкономить значительные средства в будущей деятельности.

Данный материал подготовлен юристами Sparta Consulting.

Оставайтесь с нами.

Наши каналы:

http://sparcon.ru

https://t.me/sparcon/

https://www.facebook.com/sparcon.official/

https://www.instagram.com/spartaconsulting/

https://twitter.com/sparconofficial/