МАНИПУЛЯЦИЯ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ В РОССИИ 2

"..как только все люди поймут основу своего «Я», самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими, будет чрезвычайно тяжело, ....люди не хотят быть манипулируемыми, когда они имеют знания.." с огорчением признался Герман Греф

"От­нять си­лой или ку­пить у рус­ских эту сво­боду ду­ха и бы­та нель­зя. Но вы­манить об­ма­ном — тех­ни­чес­ки воз­можно. Этим сей­час и за­нима­ет­ся це­лая ар­мия спе­ци­алис­тов. Ду­маю, по­могать им — боль­шое свинс­тво. Да и кон­чится это, ско­рее все­го, пла­чев­но. Лиш­не­го го­ря до­бавит, да и чи­нить раз­ру­шен­ное обой­дет­ся до­роже." С. Кара-Мурза

«В кибернетическую эру личность всё больше и больше подвержена манипуляции. Работа, потребление, досуг человека манипулируется с помощью рекламы и идеологий. … Человек утрачивает свою активную, ответственную роль в социальном процессе; становится полностью «отрегулированным» и обучается тому, что любое поведение, действие, мысль или чувство, которое не укладывается в общий план, создаёт ему большие неудобства». Э. Фромм.

Научно-техническая и последующая за ней культурная революции двадцатого столетия стали толчком к стремительным изменениям и глобальным открытиям практически во всех отраслях науки и затрагивали все сферы жизнедеятельности общества. Появление и активное развитие таких направлений как нейропсихология, кибернетика, информационные технологии, психология, политология, социология, политическая психология и др. позволило в значительной мере расширить арсенал средств и методов управления, как небольшими социальными группами, так и целыми народами.

В условиях безудержного развития рыночных отношений на Западе, специалисты в области маркетинга, менеджмента, рекламы начали изобретать все более изощренные методы воздействия на массы с целью пробудить в них желание, заставить бездумно покупать и потреблять товар, который им предлагают те или иные компании. Крупные предприниматели начали вкладывать огромные деньги в развитие научного знания о психологии потребления, об управлении массами, о воздействие на массовое сознание и о том, как превратить народ с относительно рациональным мышлением в бездумную толпу.

С развитием либерально-демократических институтов эти технологии стали имплантироваться в сферу политики. Рыночные машины управления массами, внушения и убеждения были поставлены на политические рельсы. В политике появились такие понятия как политическая реклама, политический PR, политический имиджмейкинг, политический лоббизм и прочее. Все это можно объединить термином «манипуляция».

Манипуляция массовым сознанием есть один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. В отличие от пропаганды, которая была основным идеологическим инструментом и оружием в борьбе с политическими конкурентами и является  систематическим распространением фактов, аргументов, слухов и других сведений, в том числе заведомо ложных, для воздействия на общественное мнение с целью мобилизации и побуждения людей к действию, манипуляция есть латентное воздействие на подсознание индивидуумов посредством слов, жестов, визуальных образов, музыкального сопровождения и др., внедрение в подкорку идей и желаний, которые заведомо выгодны манипулятору, а жертва искренне убеждена в том, что это решение есть ее личный и осознанный выбор. В большинстве своем жертва манипуляции даже не подозревает о том, что мысли в ее голове и самые глубинные желания есть установка, запрограммированная кем-то из вне.

Манипулятивные технологии стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Они используются как в экономических отношениях, так и в политических. В бесконечном потоке информации и огромном количестве информационного мусора сложно отличить правду от лжи. Повсеместно используются такие методы как игра слов, подмена понятий, замалчивание и прочее. В каждодневной политике манипуляция используется для подготовки общественного мнения для внедрения в жизнь какого-то политического решения, для зондирования общественного мнения «пойдет или не пойдет» предполагаемая реформа. Но основным полем действия манипуляции общественным сознанием являются выборы.

Цель любого политического манипулирования есть получение, реализация и сохранение власти. На нынешнем этапе жизни российского общества эти цели достигаются путем выборов. Успех на выборах невозможен без значительной общественной поддержки. Следовательно, цели манипуляторов сводятся к формированию у избирателей определённого мнения и побуждению их поддержать на выборах данную социальную группу. Манипулятор должен угадать социальное ожидание и предложить оптимальный образ кандидата или программу, а затем убедить в том, что имеющаяся у кандидата программа и есть оптимальная. Стратегия получения власти требует решения таких тактических задач, как привлечение и удержание внимания, а также формирование благоприятного имиджа.

 Общий смысл политической манипуляции заключается в получении поддержки населения. Задача заключается не в том, чтобы довести до людей свою программу и снискать одобрение, а в том, чтобы, изучив ожидания и предпочтения электората, подстроиться и создать нужный образ. Ведь население не знает, за кого в действительности оно голосует - оно знает только агитационные заявления кандидата. Фактически избиратель голосует не за человека, а за образ этого человека, а то каков человек на самом деле и то какой ему создали демонстративный образ – большая разница. Поэтому нередко кандидат на ту или иную должность старается не свою программу донести до людей, а, напротив, выстраивает ту программу, которая, по его мнению, в наибольшей степени отвечает ожиданиям избирателей. Цель манипулятора - создание политического мифа, т. е. «комплекса идей, которые массы готовы рассматривать в качестве истинных независимо от того, истинны они или ложны в действительности», говорит американский социолог Г. Лассуэлл. Для того, чтобы политическая манипуляция достигала цели, манипуляторами проводится постоянное зондирование общественных мнений и представлений. Большое внимание уделяется более ли менее точному определению умонастроений конкретных групп населения. Это позволяет вносить своевременные коррективы в пропаганду, устранять возникающий диссонанс между  воззрениями кандидата и чаяниями народа.

Все средства манипулирования основываются на создании и внедрении в массовое сознание социальных мифов, т. е. идей, утверждающих интересы манипуляторов и принимаемых большинством на веру, без серьёзного осмысления. Может показаться, что эпоха слепой веры в мифы давно ушла в прошлое, но ежедневная политическая практика показывает, что это не так. Новые политические мифы создаются по точному плану, в соответствии с личной и социальной психологией людей и целями манипуляторов. По мнению М. Лернера, у человека «возникает полная мешанина понятий и никакой взаимосвязи событий. Единственная система, в которую он способен подставить отдельные факты, - это система стереотипов, уже сложившихся у него в голове. Это система, ориентированная главным образом на соревнование и борьбу, где понятия добра и зла принимаются на веру. 

Выборы особенно показательны для исследований политических манипуляций потому, что, во-первых, в период агитационных кампаний мобилизуются все манипулятивные ресурсы с целью побудить население к активной поддержке тех или иных сил, а во-вторых, в ходе выборов можно легко наблюдать результаты манипулятивных операций. Тем не менее политические манипуляции отнюдь не ограничивается выборной практикой. Манипуляция может быть успешной только при условии тотальности (всеохватности и непрерывности) и безальтернативности (отсутствия сколько-нибудь масштабных и действенных противоположных по направленности манипулятивных акций). Поэтому механизмы политической манипуляции постоянно действуют, совершенствуются, отлаживаются, чтобы в критические моменты  сработать на полную мощность и привести к заданному результату. Один из важных элементов системы манипулирования есть внедрение в массовое сознание нужных социально-политических мифов.

В советское время в сознание населения внедрялись мифы о безупречности социального строя в СССР, об отсутствии определённых недостатков и пороков (как, например, наркомания, проституция, межнациональная рознь). Сегодня содержание мифов изменилось, а форма их подачи усовершенствовалась.

При помощи прессы и особенно телевидения власти ориентируют население на нужные социально-политические установки, контролируют противодействие, дают фактам нужную оценку, внедряют определённые ценности и идеалы.

Например, положительный имидж современной либеральной демократии западного образца  и конкретных демократов в частности. Пользуясь популярностью термина «демократия», манипуляторы исказили его значение и, пользуясь термином как прикрытием, оправдывали «демократией» любые действия. Особенно ярко это можно проследить в событиях 90-х годов. В народе бытует мнение: «Мы в 90-е досыта наелись вашей демократии, когда на улицу выйти страшно, когда в магазинах пусто, зарплаты по пол года не платят и есть нечего. Бардак – эта ваша демократия».

Евроцентризм (западоцентризм) – глобальный политический миф, который внедряется в умы не только россиян. В какой-то  исторический момент весь мир принял правила игры западной цивилизации и поверил, что они – цивилизованное общество, а все остальные, кто на них не похож, - варвары. Всю свою историю с переменным успехом власть убеждает людей в том, что Европа – высокоразвитое цивилизованное сообщество, и нам нужно догнать и перегнать ее, что мы отсталые и недоразвитые. Далее, как под копирку, срисовываем западное устройство политической системы, пытаемся внедрить западную культуру, презирая свою собственную. В и тоге получается, как сказал Виктор Степанович Черномырдин: «Хотели как лучше, получилось как всегда». Не приживаются их семена на нашей почве.

Политических мифов огромное множество. С изменением вызовов времени, внутренней и внешней обстановки меняются и мифы. При помощи создания, внедрения и постоянного поддержания социально-политических мифов власть контролирует массовое сознание, программирует оценки и поведение людей, вызывает по необходимости народное негодование или одобрение, создаёт врагов и друзей.

В манипуляции массовым сознанием ключевую роль играет роль слова. Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт есть существо биосоциальное. Человек живет и в мире природы и в мире культуры, которую создает сам. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир информации. Язык, как знали ещё в древности, имеет не только коммуникативное, но и внушающее значение. Этим успешно пользуются политические манипуляторы. «Силой, которая привела в движение большие исторические потоки в политической или религиозной области, было с незапамятных времён только волшебное могущество произнесённого слова», — утверждал А. Гитлер.

 Манипуляторы создают своеобразный язык, язык образов и язык эффимизмов. Достаточно вспомнить такие лексические пары, как «наведение конституционного порядка» и «военная агрессия», «защита прав человека» и «точечные бомбардировки», «общечеловеческие ценности» и «принципы западной демократии», «введение свободного рынка» и «развал отечественной экономики», «права малых народов» и «международный терроризм». Явления не называют своими именами. Война – вооруженный конфликт или военная агрессия. Суть заключается в том, что эти эффимизмы блокируют в мозгу процесс создания ассоциативных образов. Слова-пустышки стирают эмоциональную окрашенность словю Каждая из этих пар словосочетаний может в определённом контексте быть синонимической. В результате человек судит не о событиях, а об их названиях; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.

 Элемент языковой манипуляции - «наклеивание ярлыков». Существует множество слов-«ярлыков», которыми можно дискредитировать человека или идею. Достаточно, например, представить патриота «националистом» и т. п. «Наклеивание ярлыков» основано на эксплуатации живущих в массовом сознании стереотипов.

Еще один метод – обращение к эмоциям. Люди, как правило, «голосуют сердцем», особенно это относится к женщинам. Поэтому одной из главных мишеней манипуляторов является сфера человеческих эмоций. Управление сознанием человека базируется на тех эмоциональных предпосылках, которые в этом сознании уже имеются — страх, любовь, жажда чего-либо. Не нужно ни в чём убеждать, достаточно задействовать имеющийся эмоциональный потенциал, взять в руки управление «эмоциональным взрывом». Для того, чтобы «сыграть» на эмоциях, не нужны стройные логические выкладки. Иногда бывает достаточно убедительного тона и честного лица манипулятора, чтобы поверить в заявляемую им «очевидность» и «безальтернативность» его суждений.

Важную, даже ведущую, роль в манипуляции массовым сознанием играют СМИ. Информация «готовится» на любой вкус. Её можно сфабриковать, исказить путём односторонней подачи, отредактировать, «выжать», вырвать из контекста и т. д. Распространён приём «информационной перегрузки», когда в потоке второстепенных сообщений теряются действительно важные. Например, развернувшийся ажиотаж вокруг получения российского гражданства французским актером Жераром Депардье, при чем за считанные дни. Тысячи людей годами пытаются вернуться на Родину из бывших союзных республик, а тут за считанные дни и гражданство и паспорт прям из рук Президента и прием по всем правилам, а дальше и звание «почётного удмурта» и квартира в Грозном. В то время как сотни людей замерзают в своих «домах», которые давно перешли за черту аварийного жилья, которое вообще сложно назвать жильем.

Часты случаи, когда выигрышное для кандидата сообщение помещается в контекст, полярно меняющий его суть. Некоторые высказывания манипуляторов не содержат прямой лжи, но искажают ситуацию совершенно неприемлемым образом. Достаточно из множества фактов выбрать нужные, а остальные представить тенденциозно, односторонне, умолчать об их истинной природе. Или, например, такой приём, как использование средних цифр: учёные знают, что при большом разбросе показателей средние цифры не передают действительного состояния дел (классический пример: в больничной палате у одного пациента жар, другой пациент уже остыл, а средняя температура — 36,6; точно так же можно оперировать с данными о «среднем доходе россиян» и т. д.).

Методы политических манипуляций постоянно совершенствуются, её роль в современном российском обществе стала огромной. Действие политических манипуляций реализуется не столько в том, что люди голосуют за нужного кандидата, сколько в том, что население вообще воспринимает выборный институт как единственно легитимную и эффективную форму выражения народной воли, признаёт правила игры, установленные правящим режимом, даже если не признаёт легитимность самого режима. Человек, идущий на выборы и искренне надеющийся в их ходе повлиять на жизнь государства, - уже жертва манипуляции, за кого бы он ни ставил свою галочку в бюллетене. «С помощью промывание мозго может осуществляться зомбирование людей, создание пассивного послушного человека, превращение народа в легко управляемую массу. Выборы давно стали управляемым (пусть не без оговорок и исключений) процессом, и доверие населения к демократическим институтам, механизмам и ценностям есть не что иное, как результат тотального и направленного манипулирования сознанием, существующего в России в легальной и активной форме уже более 15 лет.

Разумеется, в той или иной форме манипуляция сознанием существовала и существует практически в любой форме общественного устройства любой эпохи. Однако нужно отметить, что именно в ходе перестройки и либерализации манипуляция общественным сознанием в России развилась и вышла на новые качественные уровни. Объяснить это можно тем, что в конце 1980-ых-начале 1990-ых в нашей стране была введена новая (выборная, представительская) форма государственного управления, которая предполагает принципиально новые отношения «население-власть». Легитимность власти стала формально определяться степенью расположения общественного мнения, степенью одобрения со стороны народного большинства властных полномочий того или иного кандидата. Отсюда у элиты возникла необходимость активнее прибегать к современным коммуникативным символообразующим технологиям: рекламе, паблик рилейшнс, пропаганде через электронные СМИ и др. — для усиления эффективности своего воздействия на сознание и поведение масс. Другими словами, эффективная манипуляция стала необходима правящей элите как залог существования последней в актуальном качестве.

Некоторые исследователи механизмов и масштабов политических манипуляций считают, что  манипулирование в его сегодняшней форме свело действительное участие народа в своей судьбе практически на нет, превратив проявления «воли народа» не более чем в декоративные (неэффективные) выступления. Понятие демократии сегодня сузилось до определения «система, подобная существующей в странах Запада и прежде всего в США» - это относится не только к России, но ко всему (и прежде всего западному) миру, в котором манипулятивная демократия установилась ещё раньше, чем в России.

Средства политического манипулирования неизбежно будут совершенствоваться и развиваться с увеличивающимся ускорением. С одной стороны, это необходимо сегодняшнему российскому политическому режиму как условие его относительно стабильного существования, с другой - это диктуется бурным научно-техническим прогрессом, когда возникают новые формы контроля за личностью и её сознанием (даже такие на первый взгляд безобидные, как сотовые телефоны, кредитные карточки, ИНН, новые формы СМИ и т. д.).

«Свобода слова для СМИ ограничивает человека в большей степени, чем несвобода физическая, - считает Н. Островский. - Она лишает его конституционного права на самостоятельное мышление. Мысль, оперирующая образами, определяемыми внешней по отношению к человеку средой, свободной, да и то относительно, может быть только при равном для ВСЕХ доступе ко ВСЕЙ информации, при том, что активным элементом в поиске информации и формы общения является сам человек, а не СМИ».

Противостоять действию политической манипуляции становится всё труднее. От манипулирования не свободен никто, т. к. среда обитания (и информационная в том числе) действует на всех, кто не защищён специальными средствами (у абсолютного большинства населения такой защиты нет). Фактически в результате массированной атаки на сознание человека у него изменяется не только взгляды (изменить точку зрения можно не манипуляцией, а простым обманом), но и сам характер мышления. Уже не сам человек думает, а некто думает за него, в человека вкладывают табу, стереотипы, программируют сознание и поведение. 

http://lawinrussia.ru/content/manipulyaciya-massovym-soznaniem-v-rossii-2