Новые правила по ОСАГО

18.05.2018

Добрый день, дорогие друзья

Сегодня я хочу вас познакомить с основными новеллами действующего законодательства, касающимися Договора по ОСАГО.

Сразу отмечу, что данные изменения, согласно статье 3 Федерального закона от 28.03.2017г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (за исключением подпункта «а» пункта 12 статьи 1 названного Федерального закона), применяются к Договорам по ОСАГО, заключенным после 28 апреля 2017 года.

Соответственно, возможность возмещения причиненного вреда в натуре будет зависеть от даты заключения Договора ОСАГО потерпевшим в случае его обращения к своему страховщику, либо датой заключения Договора по ОСАГО самим причинителем вреда.

Иначе, Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в редакции Федерального закона № 49-ФЗ предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

1) путем обращения к страховщику, с которым у него заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности, при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 14.1. «Прямое возмещение убытков» Закона об ОСАГО;

2) или путем обращения к страховщику, с которым у причинителя вреда заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности (в случае отсутствия у потерпевшего своего договора ОСАГО либо отсутствия условий, предусмотренных статьей 14.1. «Прямое возмещение убытков» Закона об ОСАГО.

Вторая особенность новелл заключается в том, что при возмещении вреда устанавливается приоритет восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой.

Это означает, что после осмотра поврежденного транспортного средства страховщик теперь преимущественно выдает страхователю не денежные средства, как было раннее, а направление на ремонт на станцию технического обслуживания (СТО). К последней предъявляются определенные требования:

1) срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства должен быть осуществлен не более чем за 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на Станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта;

2) доступность для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. При этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 км, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно;

3) требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт ТС, с года выпуска которого прошло менее 2 лет, должен осуществляться СТО, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории РФ и осуществляющими сервисное обслуживание таких ТС от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) ТС определенных марок).

При проведении восстановительного ремонта не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов. Иное может быть определено соглашением страховщика и потерпевшего.

Устанавливается перечень случаев, в которых осуществляется страховая выплата:

- в случае, если ни одна из СТО, с которыми у страховщика заключен договор по организации восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами ОСАГО требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего и потерпевший не согласен на проведение ремонта на иной СТО;

- в случае полной гибели ТС;

- в случае смерти потерпевшего или причинения ему тяжкого или средней тяжести вреда здоровью;

- в случае, если стоимость восстановительного ремонта превышает страховую сумму или лимит по "европротоколу";

- в случае, если потерпевший является инвалидом;

- в случае признания всех участников ДТП ответственными при отказе от осуществления доплаты за ремонт;

- при наличии соглашения между страхователем и страховщиком и в ряде других случаев.

Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного ТС составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, 12 месяцев.

При возмещении вреда в случае нарушения установленного срока проведения восстановительного ремонта поврежденного ТС или срока, согласованного страховщиком и потерпевшим и превышающего установленный срок проведения восстановительного ремонта поврежденного ТС, страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5% от определенной суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

В случае выявления Банком России неоднократного (2 и более раза) в течение одного года нарушения страховщиком обязательств по восстановительному ремонту, в том числе обязанностей по его организации и (или) оплате, Банк России вправе принять решение об ограничении осуществления таким страховщиком возмещения причиненного вреда в натуре на срок до одного года.

Кто предупрежден, тот вооружен!

Желаю всем вам удачи. Если вам понравилась моя статья, не забывайте поставить лайк и подписаться на мой канал. На канале "Правовой Навигатор" вместе с вами мы будем повышать правовую грамотность, учиться ориентироваться в действующем законодательстве, рассматривать наиболее интересные правовые вопросы и ситуации. До новых встреч!

Если вам оперативно необходима юридическая помощь, вы всегда можете связаться со мной по телефону, указанному на моем сайте.