Китайская мечеть в Джакарте

09.04.2018

Мусульманская культура Юго-Восточной Азии – это смешение самых разных цивилизационных и культурных влияний. Китайские мусульмане с их узнаваемой архитектурой и традициями занимают свое место в этом уникальном многообразии.

Красные, желтые и зеленые стены, черепичная крыша в китайском стиле, ярко-желтые оконные коробки, развешенная повсюду китайская каллиграфия  – будет простительно, если вы вдруг решите, что это здание, расположенное в китайском квартале Джакарты, является китайским буддистским храмом.

Но не тут-то было, наряду с китайской каллиграфией здесь висят и надписи на арабском, точнее цитаты из Корана.

Да, трехэтажное здание в действительности является мечетью, которая называется Лаоцзы в честь улицы, на которой она располагается с 1991 года.

Газета Jakarta Globe посетила мечеть в прошлую пятницу, чтобы поговорить с имамом мечети и ее постоянными посетителями.

Айван Тан, 45-летний мужчина с китайско-индонезийскими корнями, принявший Ислам 12 лет назад, рассказал, что посещает мечеть Лаоцзы с 2009 года каждую неделю, чтобы совершить пятничную молитву.

«Я узнал о мечети от своей жены. Она увидела ее в новостях», – сказал Айван, который в прошлом был буддистом.

Айван, являющийся владельцем грузовой компании, сказал, что ему нравится ходить в мечеть, потому что здесь он может встретиться с другими мусульманами, которые также имеют китайско-индонезийские корни.

По словам Айвана, мечеть Лаоцзы очень гостеприимна к людям с китайско-индонезийскими корнями, которые хотят узнать больше об Исламе. Многие из них в конечном итоге принимают Ислам.

«Я чувствую себя здесь желанным гостем. Хотя мечеть и маленькая, исламское братство очень сильное. Люди здесь очень открыты», – сказал Айван, который также является выпускником Австралийского университета.

Мечеть Лаоцзы была основана в 1991 году Фондом Хаджи Карима Оэя, и была названа в честь выдающегося националиста и китайско-индонезийского мусульманина Абдул Карима Оэя (1905-1988).

Основная цель фонда заключается в распространении исламских знаний среди китайских индонезийцев, принадлежащих к меньшинству на Малайском архипелаге.

«Мечеть была намеренно расположена в китайской общине. Мы хотим распространять учения Ислама, особенно умеренные взгляды индонезийских мусульман», – заявил нынешний глава фонда Мохамад Али Карим Оэй.

Али, сын покойного Абдул Карима Оэя, сказал, что в 1991 году они арендовали трехэтажный сарай и сделали из него мечеть.

Первоначальное здание мечети простояло два года, после чего в 1994 году оно было расширено за счет соседнего магазина. Это произошло благодаря тому, что бывший президент Мухаммед Сухарто выделил на это средства.

Несмотря на свой относительно молодой возраст, мечеть Лаозцы стала символом симбиоза китайской и исламской культурных традиций в Индонезии.

После того как китайско-индонезийская мусульманская община в столице провинции Западная Ява стала стремительно увеличиваться, фонд Карима Оэй построил вторую мечеть в Бандунге.

В отличие от обычных индонезийских мечетей, мечеть Лаозцы открыта только с 9 утра до 5 вечера. Однако на протяжении всего месяца Рамадан, она бывает открыта 24 часа в сутки.

62-летний Али сказал, что фонд черпал вдохновение в сильном характере его отца.

«Мой отец был уникальной личностью. Он был китайцем, но яростно выступал против японской оккупации во время Второй мировой войны и оказал поддержку индонезийским борцам за независимость», – сказал отец троих детей.

Али сказал, что теперь некоторые из основателей мечети уже умерли. Он выразил надежду, что следующее поколение, которое будет посещать мечеть, продолжит распространять в обществе умеренные взгляды на Ислам.

themalaymailonline.com