Восковые фигуры ученых в музее Наджафа

Выставка восковых скульптур в музее Наджафа, консервативного шиитского города в Ираке, знаменует собой крупный культурный прорыв.

В январе 2018 года в музее Наджафа открылась выставка восковых фигур 68 шиитских религиозных ученых и политических деятелей. Это первая “полупостоянная” инсталляция такого рода в Ираке.

Асиль Ат-Талкани, председатель Комитета по туризму и древностям в Совете мухафазы Наджаф, сказала корреспонденту Аль-Монитор на открытии выставки, что восковые фигуры изображают религиозных, политических и культурных деятелей из Ирака и ряда зарубежных стран, которые были связаны с историей преимущественно шиитского иракского города Наджаф.

“Некоторые из них родились в Наджафе, в то время как другие учились в нашем городе, например, основатель шиитской богословской школы Шейх Туси, Абу Аль-Касим Аль-Хои и Мухаммад Бакир Ас-Садр”, – сказала она, добавив, что музей является туристической достопримечательностью, которая способствует развитию как культурного, так и религиозного туризма.

Губернатор Наджафа Луай Аль-Ясири сказал во время церемонии открытия, что статуи в последующем переедут в новый музей, как только его строительство будет завершено. Музей начал строиться в 2011 году и еще не достроен.

Решение построить этот музей в священном городе Наджаф, где проживают выдающиеся шиитские священнослужители, вызвало споры как среди суннитов, так и среди шиитов. Некоторые осудили сам факт создания восковых фигур, расценив его как нарушение шариата, в котором имеются строгие предписания относительно идолов и статуй. В 2012 году, когда идея музея только задумывалась, многие шиитские и суннитские ученые выступили с его критикой.

“Даже те мертвые люди, чьи статуи выставлены, не одобрили бы это”, – сказал шиитский ученый Али Башир Ан-Наджафи.

Многие мусульмане-сунниты также запрещают возведение статуй и считают восковые фигуры “идолами”. Музей также подвергся критике за то, что в нем выставлены только шиитские скульптуры. Восковые фигуры ждали своего часа в подвале Художественной галереи Наджафа, пока местный Комитет по культуре и туризму не подготовил их для показа в музее.

Некоторые умеренные священнослужители рассматривают музей как объект, который обогатит культурную жизнь религиозного города и будет способствовать его большей открытости миру.

Источник фото: Washington Post

Хади Аль-Хиснауи, представитель Великого Аятуллы Али Ас-Систани в Кербеле, сказал “Аль-Монитору”, что восковые фигуры приемлемы, потому что они способствуют изучению культуры и знакомят новые поколения с выдающимися деятелями прошлого.

Он указал на фетву, позволяющую “владеть резными статуями, которые не способствуют многобожию или распутству и которые поддерживают религию и этику”. Аль-Хиснауи подчеркнул, что ислам не запрещает открывать музеи и возводить статуи, если они являются способом сохранения истории и памятников и служат распространению знаний.

Али Мирза, член Совета провинции Наджаф, сказал Аль-Монитору: “Я считаю, что музей является туристической и культурной достопримечательностью, которая способствует культурному и религиозному туризму, который принесет много денег в город Наджаф. Музей, вероятно, привлечет туристов из-за рубежа, а также студентов и ученых.”

Писатель и исламский ученый Али Мумин сказал Аль-Монитору: “Фигуры были изготовлены на специализированной фабрике в иранском городе Исфахан. Музей является единственным в своем роде на Ближнем Востоке.”

Он продолжил: “Точность этих статуй восхищает. Они так же хороши, как и статуи в музее восковых фигур в Лондоне. Они настолько реалистичны, что вы можете подумать, что они вот-вот заговорят с вами. Эти статуи не предназначены для того, чтобы их боготворили, поэтому они являются дозволенными. Они были сделаны в Иране, который управляется факихами и выставлены в Наджафе, который считается столицей исламских факихов. Это означает, что эти восковые фигуры являются законными, несмотря на некоторые противоположные мнения.”

Вне всякого сомнения, восковые фигуры Наджафа бросают вызов консервативным стереотипам этого исторического города.

Исламосфера / по материалам газеты Al–Monitor