Туристическая «Мекка» – Волгоград. Или почему в ближайшем будущем нам не светит въездной туризм.

Можно было бы сказать очень просто, одной фразой: «Чтобы было – надо делать».

Но кто-то принимается спорить, а кто-то начинает причитать. У меня есть своя точка зрения на этот счет.

"Дорогой мундиаль, пишем тебе всем селом ...."

Сотни чартерных самолетов приземлились в первые дни ЧМ 2018 в Аэропорту Волгограда, доставив к нам туристов со всего мира, которые за несколько дней должны оставить в нашем городе, страшно подумать, сколько долларов и евро.

И тем ожиданиям есть причина: футбол в нашем городе.

Вход в фан-зону на Центральной набережной
Вход в фан-зону на Центральной набережной

Стадион "Волгоград Арена"
Стадион "Волгоград Арена"

Была потрачена уйма денег на проекты, строительство объектов, парков и фан-зон к сему выдающемуся событию. Но футбол уйдет, оставив за собой недостроенные набережные, недоделанные тротуары и недовысаженные деревья.

Проект набережной в Центральном районе
Проект набережной в Центральном районе

Реальный вид набережной
Реальный вид набережной

Кто сможет с уверенностью сказать, что после ЧМ все это недоделанное великолепие окончательно не превратится в развалины по примеру Рио-де-Жанейро после Олимпийских игр в 2016 году? А долго продержится Сочи?

Олимпийские объекты в Рио-де-Жанейро сегодня
Олимпийские объекты в Рио-де-Жанейро сегодня

Что нужно сделать для того, чтобы город с уничтоженной инфраструктурой и разворованными градообразующими предприятиями все-таки выжил? Ну, само собой, руководство, вы понимаете. А еще? Мы не восстановим заводы в ближайшие….. много лет. Мы не возродим научные институты тоже в ближайшие …… десятилетия. У нас были знаменитые на весь мир спортивные школы, сильнейшие ВУЗы, было Качинское училище, было развито сельское хозяйство и добыча ценных пород рыбы… было… было… было… и прошло. ©

А остался Волго-Донской канал, благодаря которому Волгоград все-таки пока – порт пяти морей, остался Мамаев Курган, осталась Сарепта, музей-панорама «Сталинградская Битва» да подземный трамвай. Немного, да?

Волго-Донской канал
Волго-Донской канал

Мамаев Курган
Мамаев Курган

Музей-панорама "Сталинградская Битва"
Музей-панорама "Сталинградская Битва"

Музей "Старая Сарепта"
Музей "Старая Сарепта"

Станция "Ельшанка" скоростного трамвая
Станция "Ельшанка" скоростного трамвая

И тут я услышала, что мы решили заняться туризмом. Неплохая идея, в принципе, почему нет? Давайте вообразим, что мы можем построить в Волгограде туризм. На минутку.

Однако, на пустом месте этот самый «туризм» не построить. Работая внутри этой сферы и зная сию "кухню" изнутри, предполагаю, что отчасти могу быть права. Прошу простить, но я вижу вот что.

У нас есть множество причин и возможностей сделать город туристическим и рекреационным центром. Но у нас нет даже "лица" этого города. Когда, в других странах, представляясь людям, я говорю "I Am from Volgograd" (Я из Волгограда), меня спрашивают : "Where is it?" (А где это). О нас нигде не знают ничего.... от слова совсем. И только кое-кто, когда-то давно, в детстве, слышал про "Stalingrad". Те, кто, видимо, учился на "отлично". Я лично глубоко против культов чего бы то ни было, в том числе культа личности. И я категорически против того, чтобы называть города по имени людей. Я уверена, что смена имени на прежнее нас не спасет. И вот, почему.

Лицо города - то, чего нет.

Туризм никогда не обходится без рекламы. Для создания же туристского и инвестиционного интереса необходимо создать яркий и привлекательный рекламный образ или, говоря по-модному, «Брэнд». У нас его нет. Туристических маршрутов – нет. Отельная база больше похожа на военную )). «Довоенную», если хотите. Сервиса необходимого уровня – нет. Его вообще нет! Сопутствующих туризму услуг – нет.

Но все по порядку. Начнем с брендирования и рекламы.

И для начала – немного теории. «Брэнд» (от английского «Brand» - клеймо, тавро) - образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. И это вполне может быть образ города, региона или даже целой страны. Брэнд города - это его лицо.

Упрощенно говоря:

Чехия - это старинная архитектура и отличное пиво, а вот в Пизе, по большому счету, ничего, кроме башни, и нет. Ничего. Это не Барселона с ее великолепием, поражающим воображение самых взыскательных глаз. Просто «недоупавшая» башня. Среднегодовой доход маленькой, небогатой Италии, от туризма – на минутку -12% от ВВП. Неплохо, да? Но там, конечно, Ватикан. В Мексике есть Чичен-Ица и Тулум (доход от туризма – 14% от ВВП), в Марокко – Шеф Шауен и Касабланка (3% от ВВП).

Но вернемся в Россию.

в России есть Питер, Москва, Золотое Кольцо, Кавказ, Байкал, Урал, Алтай и Краснодарский Край... Среднегодовой доход от туризма на всю Россию – угадайте, сколько? 3 % от ВВП.

Теоретически, блистательный пример технологии создания брэнда продемонстрировал маленький российский городок Мышкин. На практике, крохотный городок в Ярославской области – Мышкин, усилиями местных маркетологов превращен в брэнд общероссийского значения, и ежегодно местные музеи мыши, валенок и смирновской водки посещают 70 тысяч туристов со всего мира.

г. Мышкин
г. Мышкин

Старый русский купеческий город Мышкин, имеющий довольно типичную для волжского региона историю, сегодня славится как туристический брэнд. Это – результат предприимчивости наших современников, любящих свой город и умеющих его презентовать туристам, а также деятельности Евгения Владимировича Петрова на посту главы Мышкина. Население города Мышкин – около 6 тысяч человек, с окрестностями – 12 тысяч, но их кипучая энергия заставляет туристов снова и снова возвращаться в город. Если вы плывёте на теплоходе, вас встретят красочным представлением. Когда вы посетите музеи – всё будет оживать на ваших глазах. И вы накупите в Мышкине огромное множество съедобных, обиходных и сувенирных мышат самого приличного уровня.

Таким образом, если поставить дело на научную основу, то сколько туристов могло бы посещать Волгоградскую область, уж куда более богатую на всякого рода «туристические приманки»? Пример Мышкина не единственный. Их масса по всему миру. Сейчас о другом.

Стало быть, первое дело - создание привлекательного брэнда.

В эпоху глобализации все жаждут самоидентификации. Каждая страна, каждый город ищут свою уникальность, - то, чем может понравиться и выделиться в ряду прочих.

Мы должны ответить на вопросы, что мы можем продать в этом мире, в чем наша уникальность. Родина-мать - это только один из маркеров, который может позиционировать Волгоград как один их мировых туристических центров. Но таких маркеров необходимо несколько, и разных, чтобы в представлениях туристов со всего мира Волгоград ассоциировался не только с историческими, но и экологическими, географическими и культурными моментами.

Маркер брэнда.

Маркер первый: Волгоград – это история ВОВ. Мамаев Курган, Аллея Героев, Панорама Сталинградской Битвы и т.п.

Маркер второй: Волгоград – уникальный географический регион для производства горчичного масла. Ну с этим Ясно. Сарепта. Кстати, можно поднять производство нардека. Арбузы у нас лучшие в России. Но нужен опять же брэнд.

Маркер третий, самый сильный, на мой взгляд - это эко-туризм и лечение. Это наши многочисленные и уникальные природоохранные зоны и заповедники. Вот лишь небольшой список из того, что есть.

Эльтон – крупнейшее в Европе соленое озеро с уникальным бальнеологическим ресурсом – грязью и рапой. Его площадь – 180 кв. км. Эльтонские грязи — единственные в мире, по составу и лечебным свойствам, аналогичны грязям Мертвого моря. И оно наше.

Озеро Эльтон
Озеро Эльтон
  • Озеро с лотосами в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма». Цветет лотос с июля по сентябрь.
Лотосовое озеро
Лотосовое озеро

• Бабинские Озера в Алексеевском районе. Рядом с поселком Большой Бабинский, в пойме реки Бузулук расположились озера Большое и Малое Бабье. По их водам по воле ветра «курсируют» небольшие плавающие острова. На озере Большое Бабье жизнь этих островов коротка – появившись в весеннее половодье, они быстро исчезают, размытые водой. А на Малом Бабьем «навигация» продолжается до самого ледостава. Разница здесь – в грунтовом составе основы островов. Количество островов меняется: одни появляются, другие прирастают к берегам. На Малом Бабьем – их до десяти.

Бабинские озера
Бабинские озера
  • Ландшафтный заказник «Тюльпанный» — расположен на территории Алексеевского района у хутора Шарашенского и представляет собой участок целинной степи с тюльпанами Шренка.
Ландшафтный заказник "Тюльпанный"
Ландшафтный заказник "Тюльпанный"
  • Озеро Строкальное. Согласно сохранившейся легенде, озеро «Строкальное» является местом захоронения клада предводителя восстания Болотникова и местом обитания ценных видов рыб и животных (лещ, рыбец, бобер, русская выхухоль).
Строкальное озеро
Строкальное озеро
  • Особо охраняемый охотничий заказник «Усть-Бузулукский» — расположен северо-западнее станицы Алексеевской и предназначен для сохранения и воспроизводства диких животных, главным образом ценных пушных зверей — бобра и выхухоли.
Усть-Бузулукский заказник
Усть-Бузулукский заказник

• У нас даже карстовые пещеры есть! Карстовые пещеры в окрестностях озера Баскунчак привлекают внимание спелеологов, как любителей так и профессионалов. Самая известная пещера - Баскунчакская, протяженностью около полутора километров. Она была известна с начала прошлого века. Пещера "Баскунчакская" является крупнейшей пещерной полостью, не только Астраханской области, но и Северного Прикаспия. Пещера горизонтального типа, на настоящий момент имеет протяженность порядка полутора километров, максимальная глубина около 32 м. Находится в верховьях балки Пещерная, впадающей с севера в котловину соляного озера Баскунчак.

"Баскунчакская" карстовая пещера
"Баскунчакская" карстовая пещера
  • Щербаковская балка. Ландшафтный памятник природы регионального уровня, расположенный на северо-востоке Камышинского района в пределах территории природного парка «Щербаковский» (в 60 км от города Камышин) и занимающий площадь около 141,1 га. Возраст балки - свыше 50 миллионов лет. Она представляет собой живописнейшее ущелье глубиной около 200 метров. По дну ущелья протекает единственная горная река в Волгоградской области – Щербаковка. Благодаря ее быстрому течению даже в летние месяцы местный воздух остаётся прохладен и свеж.
Щербаковская балка
Щербаковская балка
  • Столбичи — отвесная стена на берегу Волги, сложенная опоками желтовато-серого цвета палеогенового возраста, которая в ходе экзогенных процессов расчленена на десять высоких (высотой до 100 м) башен. Столбичи так же находятся на территории природного парка Щербаковский. Останцы тянутся вдоль берега на 200 м. До создания водохранилища около уреза Волги обнажался контакт меловых и палеогеновых отложений. Объект участвовал в региональном этапе конкурса «Чудо России 2012»
Столбичи
Столбичи
  • Меловые горы (Природный парк «Донской») С вершин обрывистых утесов открывается лучший панорамный вид на пойму и малую излучину Дона. Наивысшая точка – плато Венцы: 250 метров над уровнем моря.
Меловые горы
Меловые горы
  • Огневище (Природный парк «Донской») - культовый комплекс, аналогичного которому нет во всей Европе. Это огромное святилище индоиранских огнепоклонников, появившееся здесь ещё до новой эры, — храм бога огня Агни. По результатам радиоуглеродного анализа, возраст храма оценивается не менее чем в 2500 лет. Он представляет собой сооружение, отличающееся не только внушительными размерами (диаметр сооружения 200 м), но и сложной внутренней архитектурой. Это искусственный холм, окруженный мощным рвом. В центре сооружения в специально созданной и сложно устроенной печи диаметром до 40 м на протяжении нескольких сотен лет поддерживался огонь. Температура горения в печи по данным химических анализов шлаков могла достигать 1100-1300ºС. Это место многими учеными и экстрасенсами сегодня считается мощным энергетическим центром. Неподалеку от святилища находится Румын-гора, куда съезжаются уфологи со всех уголков планеты. Современные космоэнергеты утверждают, что в этом месте встречаются энергетический поток, движущийся ввысь, с потоком, движущимся из космоса в недра земного шара.
Огневище
Огневище
  • Кипучий колодец (Природный парк «Нижнехоперский» у х. Шакин) – удивительное явление природы – кипящий родник. Из недр земли прорывается кристально чистая вода. Если опустить руку в белый песок, через который бьет родник, можно почувствовать, как под ней вибрирует земля. Иногда родник выбрасывает из себя доски с названием неизвестных кораблей. Местные старожилы считают, что источник связан с огромным подземным морем, а оно, в свою очередь, с земным морем, - это и объясняет появление на поверхности родника частей от кораблей. Существует легенда, что в хуторе недалеко от родника жила старая ведьма. Много зла она сделала местным жителям. Тогда разгневанные казаки решили утопить ведьму в роднике. С тех пор ведьма бушует на дне, мечется из стороны в сторону и никак не может успокоиться. Поэтому вода в источнике постоянно кипит.
Кипучий колодец
Кипучий колодец
  • Ледниковые валуны (Природный парк «Усть-Медведицкий» в г . Серафимович) - геологический памятник природы. Огромные 2-3 метровые ледниковые гранитные валуны – остатки ледников Донского языка Днепровского оледенения. Гранитные глыбы, впаянные в лед в Скандинавских горах, прошли путь длиной более двух тысяч километров от Норвежского моря до берегов Хопра. Особую же ценность представляет Слащевский валун, который является своеобразным пограничным столбом южной границы Донского ледникового языка.
Ледниковые валуны
Ледниковые валуны

• Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в (Природный парк «Усть-Медведицкий») - одно из самых посещаемых исторических мест, расположенных на правобережье Дона. Среди достопримечательностей Усть-Медведицкого монастыря - выкопанные в 1874 году подземные ходы общей длиной 150 метров. Существует мнение, что когда-то подземный ход проходил под самым руслом Дона, давая таким образом возможность перебираться на левый берег. В одной из частей пещер и ныне находится главная святыня обители — «монашкин камень». На нем, словно по велению каких-то чудесных сил, остались отпечатки двух ладоней и коленей — по преданию они принадлежат Богородице, которая явилась молившейся здесь матушке Арсении. Считается, что если припасть к этому камню в проникновенной молитве, можно исцелиться от самых разных недугов и болезней.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский  монастырь
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь
  • Шукшинский утес. Неподалеку от станицы Клетской, среди меловых гор есть место необычное и поразительное сразу по нескольким параметрам. Сплав роскошных пейзажей с историей, вдохновляющей и трагической одновременно - здесь снимался фильм "Они сражались за Родину" и оборвалась жизнь потрясающего писателя, актера и режиссера Василия Шукшина.
Шукшинский утес
Шукшинский утес

И это далеко не все. Множество древних легенд, исторических мест, красивых ландшафтов, православных святынь, лечебные грязи, серо-водородные источники и многое другое всего в одной Волгоградской области. Но помимо идей, и ресурсов нужна господдержка и финансирование, например, как у городка Мышкин.

Что в итоге?

Для того, чтобы действительно построить какой-никакой "туризм" в нашем регионе, ко всему прочему, нужны еще и интересные и грамотно выстроенные туристические маршруты, задействующие все виды транспорта: грамотное и недорогое авиа- и жд- сообщение, сплавы по рекам, пароходство, полеты на дельтаплане и воздушном шаре, велотуризм, автотуризм, всякие ралли-сафари и прыжки с парашютом. И все это в зачаточном состоянии, если не сказать хуже. Уж простите.

Почему так?

Нужна сильная туристическая инфраструктура, твердая отельная база и непременно высокий (!) уровень сервиса. Ведь мы же не только для себя это делаем, в конце концов. Но у нас нет абсолютно ничего, кроме желания привлечь туристов. А этого совсем недостаточно для того, чтобы реализовать немалый потенциал в плане въездного туризма в таком богатом на туристические объекты регионе, как Волгоградская область. И поэтому, сколько памятники не мой, сколько ты церкви и торговые центры не строй, сколько ты остановки не переделывай, сколько тысяч раз ты асфальт не перекладывай, а "не светит" нам в ближайшем будущем стать туристической "Меккой".