GTA 2. Бандитский киберпанк

Серия Grand Theft Auto всегда работала на создание гротескного, карикатурного образа преступного мира. В этой серии, как и в небезызвестной серии Carmageddon, позволялось делать все, что делали только лихие гангстеры в голливудских фильмах. Устраивать огромные взрывы и месиво из покореженных машин, успевать перекрасить машину перед самым носом бдительного копа, сбивая звезды розыска, выполнять миссии и зарабатывать уважение банд - перечислять фирменные элементы серии сейчас не имеет смысла, потому что о них знают почти все. Практически не изменяясь, эти маркеры успешности GTA благополучно дожили до пятой части, поэтому у игроков мог бы возникнуть закономерный вопрос - а было ли в игре что-нибудь еще, что-то кроме условно-современного и тождественного нашему мира с городами Либерти-Сити, Вайс-Сити и штатом Сан-Андреас.

Наш, «православный» вариант обложки. Для конца девяностых понятие «беспредел» весьма многослойно и неоднозначно — как, впрочем, и игра.
Наш, «православный» вариант обложки. Для конца девяностых понятие «беспредел» весьма многослойно и неоднозначно — как, впрочем, и игра.

Вторая часть серии хороша не только тем, что она является вершиной тех, олдскульных частей GTA с видом сверху, и даже не тем, что с нее скандальная слава серии начинает распространяться все дальше, привлекая неофитов. GTA 2, вышедшая в 1999 году, как раз предлагает нам «еще что-то» - то, чего в современной устоявшейся франшизе почти наверняка уже не будет. А именно - киберпанковский антураж. Конечно, по части той самой атмосферы «high tech, low life» GTA 2 никогда бы не переплюнула ту же Deus Ex или Syndicate. С романами Берроуза и Гибсона сюжетному наполнению игры тоже не потягаться - оно не ушло далеко от первой части, оставшись на уровне телефонов с короткими диалоговыми окнами. Вообще, сам игровой процесс в сравнении с первой частью изменился мало, мы все так же гоняем на нелепо стилизованных под вид сверху машинках, водим за собой одних странных человечков и убиваем других странных человечков из диковинного оружия, плюс увеличиваем боевой множитель и собираем капитал, устраивая хаос в городе и выполняя задания. В игру добавилась шкала уважения - в каждом районе есть три банды, которые выдают миссии только особо уважаемым людям. Девиз игры «Respect is everything» действительно объясняет всю суть - без уважения не закроешь миссии и не получишь нужное количество денег, чтобы свалить в другой район (здесь серия себе не изменяет).Уважение достигается до боли простым методом — убиваем бесконечных членов одной банды, понижаем свой авторитет у нее, но зарабатываем авторитет у другой банды. С низкой репутацией банда будет пытаться нас ликвидировать, с высокой — любить и иногда защищать от стражей правопорядка. Инструмент хоть и шаблонный, но очень важный, ведь самые сочные миссии даются при высоком авторитете, а при низком авторитете у остальных банд некоторые сложные миссии становятся почти невыполнимыми, что заставляет нас держать своеобразный паритет. В других играх серии авторитет привязали к сюжетным поворотам, и с тех пор шкалы, как таковой, уже не было (не считая своеобразного параметра «уважения» в San Andreas). Кто знает, может быть это и к лучшему.

Наравне с огнеметом электрошок в игре является довольно футуристичным оружием. К великому сожалению, бьет он на короткой дистанции, плюс очень быстро исчерпывает заряд.
Наравне с огнеметом электрошок в игре является довольно футуристичным оружием. К великому сожалению, бьет он на короткой дистанции, плюс очень быстро исчерпывает заряд.

Что же здесь от киберпанка? Сюжет просачивается скорее через намеки и короткие фразы боссов банд - но это добавляет сеттингу своеобразной остроты. Действие игры начинается в 2013 году в неком Anywhere City (Город Гдеугодно или Коегде-Город) - это нам известно из внешней документации. Главный герой - странный киллер в черном по имени Клод (имя тоже в дальнейшем будет позаимствовано другой частью) Спид, судя по ролику в начале игры, дичайший социопат и псих. Клод Спид начинает свою вендетту у церкви, в которой лысый мужик со сложным лицом учит его ключевым принципам игры. Клоду не привыкать иметь дело с разными мутными фракциями, поэтому в итоге он решает сколотить капитал в несколько миллионов и познать прелести Города Гдеугодно. В городе заправляет Корпорация, которая называется Зайбацу (с японского - «конгломерат»), она производит лекарства, технику, одежду, еду, все радиоэфиры забиты ее рекламой. Зайбацу также ведет и теневой бизнес - естественно, в этом корпорации может помочь наш скромный герой. Помимо вездесущих Зайбацу, в каждом районе города (которых три - Центр, Жилой и Промышленный) есть еще по две банды, на которые тоже можно и нужно поработать. На этом официальная часть заканчивается, и игроку предоставляется полная свобода действий. Можно поработать на все банды (и в итоге, завершив все задания, столкнуться с самими боссами на красивых машинах), получая задания по телефону, выполнить часть миссий, можно вообще не чахнуть над златом, а устроить какой-нибудь здоровый кипиш (пока не закончатся жизни - в отличие от последующих частей, здесь реально можно проиграть). За любые взрывы и убийства дается денежка - она тем больше, чем больше выполнено миссий банд. Но и все в игре стоит немалых денег - от перекраски за пять тысяч зеленых, до сохранения за пятьдесят (понятно, какие заработки имеют местные священники под логотипом «Jesus Saves»). Словом, ничего особо отличного от других частей и правда нет - разве что к машине в лучших традициях какого-нибудь Кармагеддона можно присобачить пулемет, разбрызгиватель масла или миномет. Сюжет никак нас не сдерживает - все продвижение по миссиям в большей степени определяется только счетчиком уважения, и уйти из района можно будет до завершения всех миссий (а выиграть игру - только заработав пять миллионов в последнем районе). В определенных местах нам доступны всякие побочные вещи - это старые добрые значки «Жажды смерти», жетоны GTA (открывают бонусные уровни с мини-миссиями), нумерованные гоночные машины, которые можно собрать, дабы получить автопарк с самыми крутыми и редкими тачками. Да, все это уже было, но в 1999 году это казалось почти абсолютной свободой. Даже пешеходы-болванчики не кажутся такой уж банальной задумкой - особенно после финальной миссии в каждом районе, когда они устраивают полную анархию и могут без особого труда отправить героя в больницу. Фирменный стиль, что тут еще сказать.

В игре есть энное количество забавных достижений, одно из них заключается в том, чтобы с первого раза передавить шестерых клонов Элвиса, которые гуськом ходят по улице. Название достижения, как можно заметить, тоже достаточно меметично.
В игре есть энное количество забавных достижений, одно из них заключается в том, чтобы с первого раза передавить шестерых клонов Элвиса, которые гуськом ходят по улице. Название достижения, как можно заметить, тоже достаточно меметично.

Но вернемся к антуражу, от которого мы фактически отошли. Разработчики, не имея возможности проработать персонажей, очень неплохо проработали сами банды, которые весьма колоритны и вполне вписываются в киберпанковскую движуху. Зайбацу и их седые бровастые лидеры встречают нас в каждом городе, и почти везде им нравится заигрывать с полицией, собирать уникальные машины и прочие вундервафли, плюс ненавязчиво рушить бизнес конкурентам. В первом районе нас встречают Якудза, которые делают наркоту и пластические операции (а их лидер собирает коллекцию гоночных машин) и Отморозки - абсолютно поехавшие парни в зеленых халатах, которые владеют территорией местного университета и совершают рейдерские налеты на своих машинах с подмигивающим смайлом. Во втором районе все становится куда более забавно - мы сталкиваемся с Учеными, которые производят боевых солдат из пробирки (все члены банды являются клонами их лидера - исландца доктора ЛабРата) и клепают машины с ядерным ускорением, и с Реднеками (последние в лучших традициях «старой доброй Америки» красят волосы в огненно-рыжий, имеют стилизованный флаг Конфедерации на своих пикапах и производят взрывчатку и бухло на задворках своего деревенского клуба песен Элвиса). Третий район встречает нас недобрыми улыбками Русской мафии и слишком уж добрыми лицами Кришнаитов. Русские «Иваны» как всегда продают оружие, делают супербронированные тачки и создают загрязняющие среду предприятия в черте города (умолчим уже о том, из чего они делают хот-доги на мясокомбинате района Лубянка). Кришнаиты же занимаются обращением пушечного мяса в своем Храме (непонятно, какие технологии зомбирования у них есть, но результат, судя по всему, стопроцентный), гоняют со своими бритыми братками на желтых автобусах в цветочек, а всех несогласных тихо сжигают из огнеметов во славу понятно кого. Согласитесь, достаточно безумный набор? Общую атмосферу игре добавляют постоянные сумерки (которые, впрочем, можно отключить), старомодные машины (которые уже не так сильно похожи на крашеные прямоугольники), динамичные и чутка кислотные плейлисты радиостанций и миссии. Их не так много, но они колоритнее, чем миссии из первой части - мы постоянно отжимаем какие-нибудь высокотехнологичные изделия, оригинально расправляемся с предателями и взрываем всякие генераторы, превращая целые здания в горы мусора. Сейчас это уже не кажется впечатляющим, но в начале двухтысячных эта игра выглядела достаточно красиво и технологично. Более того, на какой-то момент в игре можно словить концентрацию настоящего духа киберпанка - и, вскрывая высокотехнологичные замки, взрывая генераторы холодного синтеза или расправляясь с киллерами, на секунду почувствовать себя Джей-Си Дентоном. К сожалению, гигантских текстов со всей подноготной мира в игре не существует - игра обходится куда более скудными средствами стилизации. Но в ней уже есть все, что в других частях еще только будет шлифоваться. И, даже несмотря на почтенный возраст, вторую часть великой серии порой интересно бывает запустить, дабы поностальгировать об ушедших надеждах второго тысячелетия, плюс опять покататься на угнанном танке (да, весьма знакомое удовольствие).

Шесть звезд розыска. Снова никуда не денешься от многочисленных танков и военных.
Шесть звезд розыска. Снова никуда не денешься от многочисленных танков и военных.

Напоследок скажу еще о нескольких вещах, задающих игре некую долю стиля. Во-первых, это короткометражка, снятая в качестве промо для игры. Ее часть мы видим во вступительном ролике, в ней мы можем увидеть Клода Спида и отчетливей понять, чем он вообще занимается. Словом, вещь интересная, причем не только для фанатов игры, но и в какой-то мере для фанатов серии (и прочих олдскульных ребят). Во-вторых - русский перевод. В начале двухтысячных небезызвестная «Бука» делала переводы не хуже того же «Фаргуса». В GTA 2 некоторые жаргонизмы стилизованы под словечки из бандитских девяностых, что добавляет игре какой-то совершенно новый уровень безумия (чего стоит хотя бы «Передел сфер влияния» крупными буквами на коробке от диска с игрой). Полицейская машина в умах переводчиков становится Ментовозом, боссы просят героя быстрее «метнуться на хазу», героя попеременно называют «дауном» и «уродом», а в третьем районе мы можем встретить милого русскому сердцу товарища с такой знакомой фамилией. Попытка сделать западные реалии чуть ближе нашему менталитету, в принципе, зашла - но такое сочетание братковской романтики с антиутопичным будущим дает по-своему взрывной коктейль. Многие подмеченные фишки и детали, скорее, являются личной ностальгией автора, игравшего в этот шедевр еще в далеком 2000 году, и не будут интересны абсолютно всем. Но эта игра действительно стоит того, чтобы скачать ее на винт и залипнуть на пару вечеров в годной ретро-атмосфере - впрочем, этого стоят все без исключения игры серии.

Примерный автопарк игры. Некоторые машины принадлежат бандам и рассекают только по их территориям.
Примерный автопарк игры. Некоторые машины принадлежат бандам и рассекают только по их территориям.
 Этот мужик в итоге и прикончит Клода Спида.
Этот мужик в итоге и прикончит Клода Спида.