Об этике письменных коммуникаций

31.03.2018

С тех самых пор, как человек изобрел письменность, письменные коммуникации стали неотъемлемой частью человеческого общения. От записок до книг, от социальных сетей до новостных сводок, коммуникации с помощью письма все прочнее и прочнее закрепляются в нашей жизни. В наше время можно даже сказать, что диалоги при личной встрече уступили место сетевому общению. Письменные коммуникации важны для любого человека, который по долгу работы или личной занятости общается дистанционно. А для журналиста, который работает в издании или новостном агентстве, письменная коммуникация становится областью профессиональной компетенции. Какие проблемы ждут человека при попытке разобраться в этой области? Как он может решить эти проблемы?

Прежде всего, с письменными коммуникациями стоит работать крайне осторожно. Этика письменных коммуникаций, т.е. компетентность автора в данном вопросе, притягивает читателя, либо наоборот, отталкивает его. На письме не прослеживается интонация, не чувствуется настроение того, кто пишет. Поэтому одно неверное слово может стать причиной серьезного непонимания. Этот пример легко могут проследить для себя те, кто часто общается в соц. сетях. Там интонации непонятны без особых дополнительных знаков – т.н. «смайлов». И отсутствие смайлов, бывает, приводит к оценке интонации человека, как агрессивной. Конечно, в статьях и новостных заметках смайлы не имеют смысла, но значение имеют как порядок слов в предложении, так и знаки препинания. Потому что позиция автора на письме прослеживается весьма легко – по используемым речевым оборотам, метафорам, аккуратности и изящности письма. Если автору необходимо сохранять нейтралитет в своем тексте, то он должен проверить все сомнительные места в нем.

Также одной из главных проблем письменных коммуникаций является отсутствие четко сформулированной мысли. Не все авторы понимают, что они хотят сказать на письме, как они хотят это сказать, что из сказанного будет интересно читателю. Из-за этого — отсутствие линейного плана и постоянные «скачки» между темами, следить за которыми читателю будет в принципе неинтересно. Отсюда большое количество переходных фраз, злоупотребление словами-связками наподобие слова «который». Отсюда общая рыхлость предложений, расплывчатость выводов. С другой стороны, может встречаться злоупотребление конкретными деталями, которые будут малоинтересны читателю. Перегруженность фактами по-своему уводит от главного, заставляет концентрировать внимание на ненужных вещах.

Разумеется, для художественной литературы подобные промахи бывают некритичны, иногда они даже приветствуются, как новаторский подход к письму. Но в конкретной статье следует придерживаться структурного плана. Стоит сначала подумать, что можно сказать по интересующему вопросу, затем составить линейный план (он должен быть последовательным и четким). После можно приступать к написанию текста. После текст имеет смысл проверить, весьма полезно, если при проверке будет присутствовать кто-либо еще кроме автора. Ошибки исправляются, неверные словесные конструкции переделываются. Рано или поздно должен выработаться навык грамотного написания статей, которые будут интересны читателю.

Четкость и однозначность мысли никогда не бывает лишней в любой статье. Правила можно всячески нарушать, но стоит подумать, нужно ли это. В каком-то случае может получиться шедевр. Но в остальных случаях выйдет просто плохая статья. Поэтому человеку, начинающему работать в сфере письменных коммуникаций, необходимо хотя бы знать эти каноны и понимать целесообразность их применения. Со временем придет осознание того, насколько это важно.