Рецензия на блокбастер Спилберга «Первому игроку приготовиться»

31.03.2018

7 1 0

О да, детка! С первых секунд новый блокбастер от Стивена Спилберга густо обмазывает зрителя эстетикой 1980-х. Композиция Jump от американского ВИА Van Halen перебирает струнки вашей души, приглашая на два с половиной часа вернуться во времена, когда трава была зеленее, «Назад в будущее» считался лучшим блокбастером, а кеды и футболка с рыжим кантиком — лучшей одежкой. 71-летний маэстро очень старался. Так сильно, что немного перестарался.

«Реальность — полный отстой»

Доползти до 2045 года человечеству было непросто. Не все пережили мятежи, вспыхнувшие из-за сбоев в интернете. Зато теперь большинство людей живет в виртуальной реальности, потому что настоящая — полный отстой. В лучшем случае будете жить в несуразных многоэтажках из контейнеров, в худшем — попадете за долги в виртуальное рабство к какой-нибудь корпорации.

Так что нет ничего странного в том, что человечество всем своим многонациональным составом зависает в Oasis — гигантском виртуальном мире, где можно быть хоть киборгом, хоть няшным героем из Final Fantasy, хоть букашкой, хоть таракашкой. В общем, такой продвинутый Instagram, из которого можно не вылазить (разве что поесть да в туалет сходить).

Уэйд Уоттс — обычный американский парень, который, как и все, зависает в Oasis, копит деньги на новый костюм для имитации реальных ощущений в виртуальности, убивает боссов в симуляциях DOOM и дружит с местными страшилами, до настоящих личностей которых никому нет дела, даже им самим.

Сюжет «Первого игрока» завязан на личной драме создателя Oasis. Джеймс Холлидэй оставляет всем своим миллиардам почитателей послание. Надо найти три спрятанных в виртуальном мире ключа, которые дадут победителю власть над всей системой, а заодно и доступ к 500 миллиардам долларов. Задача проста: пройди испытания, найди три ключа, стань хозяином мира. По ходу действа нас познакомят с несчастной жизнью Холлидэя и претендентами на мировое господство, среди которых окажется не только Уэйд Уоттс, но также его друзья и враги.

Основная «фишка» всего происходящего на экране в том, что Джеймс Холлидэй был ярым фанатом поп-культуры 1970-х и особенно 1980-х. А поскольку он всем нравится, то и мир ленты в целом каждым своим уголком старается отослать вас в те времена. Не помните? Не хотите? Ничего о них не знаете? Вас силком затащат в 1980-е и вернут с багажом и опытом пожившего пенсионера.

Сюжет «Первого игрока» посвящен поискам «пасхалки» — приятного дополнения, которое не предусмотрено официальным коммерческим кодом Oasis. Фактически вся картина сама состоит из таких «пасхалок», отсылающих в последнюю четверть прошлого века. Вся мощь поп-культуры того времени обрушивается на зрителя. Все для того, чтобы вышибить слезу-другую или разбудить сладостные воспоминания о былом. Если вспомнить нечего, что ж — вот вам чумовые спецэффекты, которые клещами откроют вам рот и зажмут его в тиски, чтоб все два с половиной часа он не закрывался.

«Первому игроку приготовиться» — потрясающе зрелищный аттракцион! Гонки за первым ключом, трансформер против мехагодзиллы, невероятный эпизод с «Сиянием» Стэнли Кубрика — это первоклассный Диснейленд из мира кино, который беззастенчиво щекочет центр удовольствия в мозгу и напоследок игриво треплет по щекам, мол, давай, заходи еще, будет интересно.

Все это время авторы фильма яростно забрасывают зрителей приветами из 1980-х. В уши патокой изливается Bee Gees, перед взором мелькают кусочки калейдоскопа в виде DeLorean из «Назад в будущее», малыша-Чужого, куклы Чаки, мотоцикла из аниме Akira, Йоды из «Звездных войн», жабы из Battletoads...

В какой-то момент Стивен Спилберг устами одного из героев картины словно извиняется. Мол, он бы и рад на все 100% заполнить поле зрения зрителей отсылками к прошлому, но ограничился 80%, потому что если больше — начнутся конвульсии. Конвульсий нет, но и кино как таковое из «Первого игрока» не совсем получилось.

«Реальность — единственное, что реально»

Если бы Спилберг по-честному отыграл свою дирижерскую роль в этом визуально-оргазмическом попурри из разных отсылок к прошлому, то и претензий никаких бы не было. Складывается впечатление, что изначально он-то как раз и нацеливался на классные спецэффекты и непрерывный движ. Это круто!

Но потом Стивен словно вспомнил, что он все-таки режиссер, а значит, надо попытаться связать набор разрозненных эпизодов-аттракционов в цельный фильм с историей, драмой и моралью. Отсюда появилось сопротивление а-ля «Матрица», противостояние злой корпорации, картонный антагонист, приключения в реальности и все прочие излишки. Уж лучше бы вели до конца линию с тремя ключами, артефактами и виртуальным магом, не сворачивая в попытках морализаторства в дебри, из которых пожилому маэстро не так-то легко оказалось выбраться.

Стивен Спилберг мастерски управляется с культурой 1980-х, жонглирует поп-иконами, органично вплетает все это в современные технологии. Мол, посмотрите, я все еще в курсе молодежных трендов-брендов, при этом и о вас, мои средневозрастные бродяги, не забываю. Иногда это приводит к перенасыщению символами, иконами, отсылками, «пасхалками». Ленте очень хочется казаться актуальным приветом из 1980-х. Вот прямо чересчур. Такие моменты не раздражают, но они видны и тоже смазывают впечатление о картине. С другой стороны, это могло достаться в наследство от книжного первоисточника, который называют самым гиковским романом в истории.

Хорошо, что авторы фильма не слишком переусердствовали с морализаторством на тему «виртуальность — опиум для народа». Стивен Спилберг сумел сохранить свой фирменный, отнюдь не назидательный гуманизм. Он не клеймит виртуальность и почти не навязывает «правильное» мировосприятие, а лишь мягко, как любящая мама, напоминает: сначала уроки — потом развлечения.

7,5Оценка Onliner.by«Первому игроку приготовиться» — доброе и наивное, как 1980-е, развлечение. Оно вышло классным, но лишь там, где не пытается казаться серьезным и взрослым драматическим кинополотном.

Что еще посмотреть

«Первому игроку приготовиться» создает определенное настроение, под которое, как нам кажется, хорошо зайдут несколько других культовых работ. Вот пятерка проектов, которые на уровне ощущений перекликаются с новой работой Стивена Спилберга, но в ней не упоминались (или мы этого не заметили).

«Полет навигатора» (1986 год). Этот фильм в определенном смысле и есть отражение эпохи, с которой заигрывают в «Первом игроке». Здесь есть и подросток, и пространственно-временные загадки, и корабль пришельцев, и правительственные исследования. Картина о 1980-х прямиком из 1980-х!

«Очень странные дела» (2016—2017 годы). В последние годы ностальгическая тема стала особенно модной. Успешнее всего сыграть на этом поле пока получилось у создателей сериала «Странные дела». В некотором смысле их творение вышло более «спилберговским», чем недавняя работа самого Спилберга. Прекрасный настроенческий синти-поп для ушей и эстетика поп-культуры 30-летней давности.

«Инопланетянин» (1982 год). Культовый фильм, во многом схожий с «Полетом навигатора», только на этот раз от самого Стивена Спилберга и, скажем откровенно, художественно более ценный. Часто именно «Инопланетянин» используется в виде отправной точки для ностальгических кинопереживаний о «благословенных восьмидесятых».

«Аватар» (2009 год). Творение Джеймса Кэмерона очень похоже на работу Стивена Спилберга в том смысле, что оба проекта претендуют на новое слово в визуальной составляющей киноязыка. При этом и там, и там как раз хватает проблем именно с драматургией. Зато как же «Аватар» и «Первый игрок» красивы!

«Запрещенный прием» (2011 год). «Первый игрок» бóльшую часть своего хронометража похож не на фильм, а на какой-нибудь стрим компьютерной игры. В этом смысле блокбастер близок к «Запрещенному приему». Вот только, на наш взгляд, работа Зака Снайдера более цельная, потому что не пытается казаться тем, чем она не является.