Тарас Бульба: новый взгляд

И.Е. Репин  "Запрожцы пишут письмо турецкому султану"
И.Е. Репин "Запрожцы пишут письмо турецкому султану"

Из рубрики "По страницам школьных сочинений"

На повесть Гоголя "Тарас Бульба" традиционно в русской литературной критике и школьной и вузовской дидактике существуют две во многом диаметральные точки зрения. Это либо святое оправдание либо полная демонизация запорожских казаков.

Как часто бывает в подобных случаях обе точки зрения нельзя назвать верными. Для того, чтобы проникнуть в суть представленной дилеммы необходимо рассмотреть ее в сугубо жанровой плоскости и прежде всего отметить, что "Тарас Бульба"- произведение эпическое.

Принадлежность к жанру эпоса в свою очередь не предполагает сложности характеров персонажей. Каждый из них в данном случае представляет из себя некий общий архетип определенных человеческих качеств, часто гипертрофированных. Например сын Тараса, Остап являет собой верность долгу,но при этом совершенно неважно каковы детальные особенности его характера, в чем заключаются его культурные запросы и недостатки.

Если же его младший брат Андрий это психофизический тип предательства то его другие проявления также остаются за скобками. Важно лишь то каким "пятном" является конкретный персонаж на общем полотне произведения. Забывая обо всем этом мы нередко слишком усложняем гоголевских героев и именно поэтому для нас нередко остаются непонятными даже при внимательном взгляде слишком черно-белые акценты автора

Таким образом в эпосе сюжет выстроен исходя прежде всего из позиции выгодной подачи авторского замысла.

Неважно где и когда развивается действие, вполне допустимо и нарушение логики в сюжетных поворотах. Таким образом вроде бы выглядит вполне логичной невозможность подхода к эпичному "Тарасу Бульбе с реалистических позиций, однако абстрагироваться от них при знакомстве с этим произведением бывает крайне затруднительно.

Такой казус связан с тем, что даже принимая во внимание внешнею былинность сюжетной канвы присутствуют в ней и явные элементы реалистической прозы.

Действие происходит отнюдь не в столь древней эпохе как скажем произведения Гомера, а в относительно современном и понятном для нас времени. Все понятно и с местом действия ( территория современной Украины) и временем (расцвет Речи Посполитой). Вот и получается что общий реалистический фон порой затеняет глобальный стержень произведения.

К тому же в то же время и реализм и историзм там тоже все таки присутствует, поэтому весьма непросто бывает отличить реализм от эпоса.

Действие "Тараса Бульбы" происходит в специально сконструированном под авторские задачи мире, а все моменты из реальной истории там во многом лишь декоративны.

Обоснованием данного утверждения может служить и тот факт, что условно-историческая формация повести Гоголя имеет не много не мало 200-летний хронологический разброс.

Такая кажущаяся небрежность связана с тем что автор и не стремился к аутентичной научности своей повести.

Главной его задачей было наиболее ярко и подробно обрисовать конфликт и противостояние двух полюсов добра и зла- католической Польши и православной Украины. В этом контексте обращает на себя внимание и неоднократно высказываемая Гоголем мысль о русскости его героев и земли за которую они воюют..

Дело здесь не в географии, а именно в духовной сфере. Во время описываемых событий украинские земли пребывали не под русской, а под польской юрисдикцией. Таким образом причиной казацких восстаний служил прежде всего религиозный вопрос так как поляки жестоко преследовали православных украинцев и те видели в России на тот момент прежде всего духовную опору.

Важной в этом смысле является и поднимаемая автором тема воинского подвига. Ведь Гоголь отнюдь не идеализирует казаков. Он прямо говорит что они склоны к пьянству, гульбищам и непотребству, но подвиг совершаемый ими на поле брани служит искуплением совершенных ими грехов.

Религиозная составляющая в "Тарасе Бульбе" находится в тесной связи с понятием патриотизма. То же "знаменитое" предательство его младшего сына Андрея носит во многом метафорический характер. Выбирая прекрасную полячку он автоматически отвергает православие. Таким образом главным в данном случае является совсем не любовь о выборе в пользу которой многие говорят, рассуждая о поступке Андрия. Ренегатство с его стороны совершается как раз в тот момент, когда он поднимает саблю против своих братьев по вере. Он отрекается от родной земли отец же получает право на отречение от сына. Те трагические события, которые за этим последовали в данном случае отличаются неумолимой во всех смыслах логикой.

В свою очередь смерть Остапа от жесткой казни в Варшаве это опять таки эпическое выражение поступка противного тому, который совершил Андрий и окружено оно у автора таким же характерным пафосом как и в первом случае.

На таких, нарисованных яркими мазками картинах построено во многом все произведение целиком.

Даже смерть главного героя на костре имеет надлежащий флер.

Перед смертью Бульба думает не о себе, а о своих товарищах, которых спасает до последней минуты.

В этом выражен как бы апогей гоголевской мысли о подвиге, красной нитью прошедшей через весь сюжет повести. Гоголь по сути во многом и был первым нашим автором, который во многом и сформулировал понятие подвига, в этом и заключалась его своеобразная сверхзадача.

Спасибо за внимание. На сегодня все.