ПОЧЕМУ ВИНТАЖ?

Уже несколько лет я сознательно стараюсь покупать одежду только в секонд-хендах и на это у меня есть достаточно много причин.

Винтаж - это, в первую очередь, заявление, культурный код. Одежда всегда выполняла не только лишь практическую функцию: она позволяла выйти за границы собственного тела и сознания, обозначив своё «я», свою принадлежность к определённой группе, связывала воедино физическое и социальное. Отношения со своей телесностью у меня были всегда напряжёнными: с ранних лет одежда стала способом эскапизма, раздвижения границ своей физической сущности. Винтаж же стал эскапизмом в квадрате, бегством не только от физического, но и социального: от моды и современности, в выдуманный мир.

Винтажная одежда не идеальна и носит отпечаток времени - в этом её смысл. С детства мне было очень важно выглядеть не идеально, не слишком опрятно: опрятность на грани униформы сковывала движения и ассоциировалась с тем, чего я хотела бессознательно избежать. Идеальность заключает в строгие рамки, начиная от поиска идеального пальто и заканчивая фрустрацией по поводу пятнышек и ворсинок. Строгие требования к своему внешнему виду выливаются в строгие требования к внешнему виду окружающих. Очень легко незаметно превратиться в инструмент социального контроля, человека, который реально заботится о потрескавшимся лаке и стрелках на колготках совершенно посторонних людей. Кроме того, одержимость опрятностью всегда ассоциировалась с дресс-кодом, журналами для женщин, навязывающими вредные и болезненные бьюти-практики, корпоративной культурой. Конечно, некоторые сразу могут броситься в бой, доказывая, что человек не заботящийся о глажке рубашек, не заботится о том, чтобы умыться с утра, но это не так. Небрежность в данном случае - это тоже заявление, а не отсутсвие гигиены. История нарочитой небрежности насчитывает десятилетия и по ней вполне можно выпустить целую книгу из серии библиотека истории моды.

Винтажная одежда всегда выглядит свежо и нетривиально, её отличают необычные детали, цвета, крой и силуэт. Когда массовое производство выходит из под контроля и оказывается сосредоточено в руках нескольких транснациональных ритейлеров, вещи становятся все проще, их становится все больше, а что-то необычное превращается в редкую и дорогую находку. Винтаж - это доступный способ взглянуть на традиционные вещи по новому, или, старому. Натуральные ткани стали такой роскошью, что даже традиционно бюджетный H&M требует за вещи из натуральных материалов круглые суммы. В секондах по-прежнему можно найти чистую шерсть, кашемир, шёлк, хлопок и не разориться, не говоря уже о банальной вискозе.

Винтаж это также определённый маркёр, вызов. Многие говорят: я не могу носить винтажную одежду каждый день, что означает «я не могу позволить себе выглядеть странно, необычно, слишком торжественно или старомодно на постоянной основе». Иногда нам всем нужно спрятаться в униформу, для того, чтобы стать невидимым, получить для себя немного личного пространства из безразличия даже в самой плотной толпе: можно по-разному относиться к повышенному вниманию окружающих, но усталость от него почти всегда неизменна. Эксцентричность старомодности, однако, хорошо защищает от нежелательных интеракций определенного рода с мужчинами: они вряд ли захотят как-либо вторгаться в личное пространство человека, который не вписывается в их представления о женщине, как о сексуальном объекте.
Я пытаюсь составить абсолютно весь гардероб из винтажных вещей: среди них на самом деле полно и базовых. Но, конечно, не у всех есть время охотиться за ними по секондам. У меня есть. А если все-таки я хочу что-то современное, то часто пользуюсь своим же пабликом Богоматерь Цветов, в котором люди продают свои надоевшие или не подходящие вещи новым хозяевам. Иногда я все-таки делаю исключения для масс-маркета, но всегда перед покупкой сдаю пакет своих старых вещей на переработку. Не потому, что я верю в эту систему, являющуюся лишь индульгенцией одного популярного ритейлера на то чтобы продолжить заниматься перепроизводством, а как искупление моей его поддержки.

Этичность покупок в секонд-хенде является вопросом спорным: ведь секонд-хенды и перепроизводство не могут существовать друг без друга. Кроме того, широкие массы всегда будут покупать новые вещи: ведь целые команды маркетологов, специалистов по рекламе, дизайнеров и так далее, получают свою зарплату не просто так. Но покупка одежды только в секондах обеспечивает мне некую духовную чистоту и свободу от излишних трат, потребительский аскетизм, увлекательную тренировку воли. Кто победит: я или команда дизайнеров Зары, которые собрались, чтобы доставить мне самые свежие мечты с подиумов по относительно доступным ценам?

И самая главная причина это азарт. Поход в секонд это фактически охота за одеждой. Долгий поиск продираешься сквозь тонны одежды, которая тебе не нужна, чтобы найти то, что тебе нужно. Естественно, в момент, когда ты, наконец, это находишь, твой уровень эндорфина взлетает до небес. Я хожу в секонды, чтобы чувствовать себя счастливой, а ещё больше счастья приносит то, что мне удалось сделать этот процесс своей работой.

Телеграм-канал: https://t.me/lerochkafabricius

Иллюстрации: https://www.instagram.com/adoredvintage/