Как внедрить стратегию развития

15.05.2018

В одной из статей я уже писал о том, как важно создать конструктивную стратегию для построения эффективной системы управления предприятием. Но этого недостаточно, нужно организовать внедрение стратегии в жизнь. Перечислю основные элементы внедрения стратегии развития предприятия.

1. Вовлечение персонала

Внедрять стратегию в жизнь будут сотрудники предприятия, от высших руководителей до исполнителей. Как правило, 10-15% сотрудников сопротивляются изменениям, столько же - активно поддерживают, остальные инертны. Для успешного внедрения стратегии нужно использовать энтузиазм вторых для нейтрализации первых и вовлечения третьих.

Для этого важно объяснить сотрудникам цель и процедуру создания и внедрения стратегии, привлекать персонал в ходе разработку путём анкетирования, участия в стратегических сессиях и обсуждения результатов разработки, продумать меры материального стимулирования и нематериальной мотивации.

2. Разработка системы показателей

Классической методикой внедрения стратегии является Система Сбалансированных Показателей. Действительно, если стратегические инициативы не «оцифрованы», внедренцы даже не смогут понять, внедряется ли стратегия в жизнь или нет.

Методом декомпозиции стратегических уровень показателей должна быть построена система операционных показателей. Иначе стратегические инициативы останутся благими намерениями и никогда не будут внедрены.

3. Внедрение бизнес-процессов управления реализацией стратегии

В составе стратегии должны быть описаны бизнес-процессы контроля выполнения плана мероприятий и выполнения плана по показателям. Конечно, недостаточно описать эти бизнес-процессы, нужно добиться, чтобы они регулярно выполнялись, в результате план-фактного анализа вырабатывались управленческие решения, решения контролировались до момента их выполнения.

4. Поддержка бизнес-процессов в информационной управленческой системе

В 21 веке для управления бизнес-процессами используют средства информационных технологий. Если расчёт показателей будет вестись на бумажках, а выполнение бизнес-процессов будет контролироваться путём многочасовых совещаний, о внедрении стратегии нужно будет забыть.

5. Регулярный мониторинг и коррекция стратегии

Жизнь не стоит на месте. В ходе управления внедрением стратегии может выясниться, что на рынке произошли важные изменения, интересы собственников предприятия изменились, а персонал вырос и видит новые пути достижения наиболее общих целей компании. Значит, пришло время пересмотреть стратегию.

Не нужно бояться таких изменений. Стратегия - это не догма, а руководство к действию. Вот только изменения должны быть подготовлены путём вовлечения персонала, доработки системы показателей и далее по выше описанным пунктам.

Кручинецкий Сергей, руководитель компании "Питер-Консалт"

При копировании и цитировании в соответствии со ст. 1274 ГК РФ указание авторства и индексируемая ссылка на источник обязательны.