Семейное образование детей - полезные советы родителям

18.05.2018

У этой формы обучения детей несколько названия: семейное обучение, самообразование или хоумскулинг. Возможно, вы читаете эту статью, потому что вас не устраивает то, что творится в школе вашего ребенка. И от знакомых вы слышали, что можно вообще туда не ходить.

Многие родители с энтузиазмом забирают документы ребенка из школы, чтобы учиться дома. Но справляются с этим далеко не всегда. Причина этого – в неготовности самих родителей организовать свободное, но не хаотичное обучение. А именно последнее и случается чаще всего.

Какие подводные камни встретятся на вашем пути и как их обойти - читайте в этой статье:

Собственно, забрать ребенка из школы или вовсе его туда не отдать – несложно. Закон настолько прост в реализации, что достаточно лишь написать уведомление в отдел образования, о том, что вы с ребенком удумали учиться сами. «Вы с ребенком» - правильное сочетание, поскольку на самообразовании ребенок учится учиться, а вы учитесь управлять учебным процессом. Получив должность менеджера семейного образования, вы попадаете в ситуацию «пойди туда, не знаю куда» и начинаете делать все-не-знамо-что.

Семейное образование вовсе не требует наличие у родителя педобразования. И в чем-то даже лучше, если его у родителей нет, иначе велик соблазн устроить школу дома. Но как только вы понимаете, что у вас впереди целый день, а до аттестации – целый учебный год, вы все равно начинаете имитировать школу и… понимаете, что школа не получается. Красиво разложенные ручки, наточенные карандаши и сонные глаза ребенка сообщают вам о том, что что-то идет не так. И изучение фонем вовсе не то же самое, что чтение книжки про Буратино.

В чем же основные «подводные камни» самообразования? Из-за чего возможен провал?

Плохие отношения с ребенком. Вообще весь процесс самообразования – это постоянное сотрудничество с ребенком. Если вы привыкли подавлять его - кричать, ругать, обзывать, сравнивать, бить, то диалог с ним под вопросом. Ну никак вы не договоритесь с тем, кто вас боится. Придется становиться адекватным родителем, запрещать себе «позицию сверху», извиняться за родительский произвол в прошлом. Ребенок простит, но нужно много времени, чтобы он стал вашим другом.

Другая крайность – вседозволенность без ограничений. Ломай все что хочешь, за все заплачено. Ешь конфеты с фантиками, только не плачь. Так как ребенок никогда не будет слушать тех, кому не умеет добровольно и уважительно подчиняться, то ваш энтузиазм с учебой дома будет ему непонятен. Сначала сами учитесь уверенно ограничивать.

Как обойти подводный камень: научиться общаться с ребенком уважительно, проработать свою скрытую и явную агрессию, выучить алгоритм просьб, благодарить ребенка, как бы ни скрипел ваш родительский авторитет, держать в голове, что вы – прообраз будущего начальства: будьте адекватным и сильным и ребенку будет везти с работой в будущем.

Отсутствие системного подхода. В первые 8 попыток вдохновить ребенка на устный счет вы близки к истерике или флегматично безучастны к тому, что за первый месяц он ни разу сам не открыл ни один учебник. И лишь к первой половине года вы вдруг выясняете, что самообразование – это все –таки про учебу. Вернее про новый этап взаимоотношений с ребенком, когда он начал учиться. И вам предстоит научить ребенка интересоваться тем, что он делает, легко решать жизненные задачи и спокойно относиться к тому, что у каждой работы должен быть результат. В общем, вы готовите ребенка к тому, чтобы он смог трудиться. Без обязательного работодателя.

И хотя вы ушли из системы, она вам требуется. Вам неожиданно плохо из-за того, что вы не решили для себя, что для вас правильнее – учить ребенка самостоятельно или с помощью репетитора, ввести ежедневные занятия по полчаса или 3 раза в неделю по часу.

Еще один подвох в том, что родитель, будучи в тревоге из-за собственной некомпетентности, черпает информацию про самообразование отовсюду и пробует применить сразу все, без какой-бы то ни было логики. И ладно бы выдыхается сам, что неизбежно. Хуже, что затюкивает ребенка педагогическими подходами и сложными программами. Родитель же еще сам себе пытается доказать, что он может.

Обойти подводный камень: визуализировать идеальный учебный процесс, создать учебный план для самого родителя, ознакомиться с ФГОС, играть в игры, в которые естественным образом встроены математика и словесность.

Отсутствие единомышленников

Понятно, что значит, да? Представили уже себе, что говорите семье и знакомым о том, что учитесь дома? Ага, и что они в ответ? "О, какие вы молодцы!". Нет? Конечно! Вы – белые вороны. По крайней мере до первой аттестации. Но чем это нормально. Тем, что у ребенка и у вас выработается стойкий иммунитет не опираться на мнение других, совершая собственный выбор. Полезнейший навык. Тренировка на отказ от общественного мнения, если все в рамках закона и для личной пользы. При этом ребенок постепенно понимает, что не совершает ничего плохого, а мнение со стороны может быть разным. Но когда важные люди в лице родителей - за него, он и сам становится за себя. Без особого бахвальства за свой необычный образ жизни. Кстати, сверстники-школьники на каком-то этапе будут осуждать, на каком-то начнут завидовать. И постепенно в друзьях останутся только те, с которыми интересно, а не те, с которыми вынужденно дружишь из-за одной школьной парты на двоих. Ничего плохого в школьной дружбе нет. Просто дружба по интересам – крепче.

Обойти подводный камень: развивать самодостаточность, обниматься с ребенком, создавая ощущение физической защищенности, никому не навязывать преимущества хоумскулинга.

Ориентация на аттестацию, а не на захватывающий учебный процесс

Этот подводный камень вылезет в том случае, если родители жаждут пятерок словно зарплату. Тревога за результат и необычность ситуации вынуждает многих мам и пап обучать детей строго по учебнику. Хотя самообразование требует креативности и позволяет свободу. Не ради ли нее мы покидаем систему образования? Если же отбросить в сторону страх несдачи и увидеть правду, что изучение фактов – само по себе бессмысленно, то может появиться желание как-то разнообразить саму жизнь. А именно она и становится учебным процессом. К примеру, сделать проект о московском Кремле гораздо легче, если увидеть его вживую.

Обойти подводный камень: проработать страх позора и насмешек, смотреть дальше одной аттестации, создать план действий, в случае первой несдачи, идти чуть быстрее школьной программы. Последнее вообще неизбежно при самообразовании. Совершать нестандартные ходы для стандартных задач. Осваивать мнемотехнику, добавить видеоуроки, переводить теорию в практику

Гаджетомания

Компьютер не зло! Но если мама с папой подружились с идеей «на, посиди спокойно», то наладить процесс самостоятельного обучения будет сложнее. Мозг работает медленнее и ленивее, когда информация "загружается", а не добывается. К сожалению, неограниченное количество видео притупляет исследовательский интерес. Фактически убивает голод познаний. И если не провести реорганизацию интересов, не сформировать заново голод по информации, не перенести временное нытье и скуку как ломку по легкодоступному информационному фастфуду, нормальное отношение к учебе не получится. Гаджет без временных рамок – огромный подводный камень, который нужно убирать вручную. Мышление и внимание, интерес и любознательность будут восстанавливаться примерно месяц с момента установки лимита на гаджеты. Вот тут и выяснится, что вы и сами-то понятия не имеете, чем же занять ребенка, если не компьютером.

Обойти подводный камень: стать нормальным взрослым, который знает, зачем ему ребенок. Научиться выдерживать его вопросы и болтовню. Развивать терпение. Выйти из мышления жертвы. Удовлетворять собственные потребности в отдыхе, любви, радости и внимании.

...

В современном мире давно никого не настораживает фриланс или индивидуальное предпринимательство. У самообразования та же идея. Работать самостоятельно и там, где удобно, предъявляя лишь результат. Почему бы тогда не начинать это в детстве?

Хоумскулинг – хорошая проверка на самостоятельность.