100 подписчиков

Интервью с фрилансером, которой не нужны биржи фриланса

620 прочитали

Существует миф, что фриланс невозможен без бирж фриланса. Как иначе фрилансер найдёт своего клиента? Анастасия Старцева, фрилансер с многолетним опытом, разрушает этот миф своим примером. Через нетворкинг она находит всех клиентов, или скорее это клиенты её находят.

Сайт Насти

Настя не ищет клиентов, клиенты сами находят Настю
Настя не ищет клиентов, клиенты сами находят Настю

Как ты начала работать удаленно? Почему выбрала такой формат?

Я училась на факультете Графического дизайна во Владивостоке в Дальневосточном федеральном университете. ВУЗ находился на острове, а вид был на море. В университете было очень классно, полное погружение в профессию. На первом курсе было много практики, учебных проектов, из которых я сформировала портфолио. Это позволило мне начать свою карьеру со второго курса. Работу я искала на сайте Farpost, аналог Авито для Владивостока.

Как ты находишь заказчиков?

Основной поток клиентов идет через друзей, поскольку многие окружающие меня люди открывают своё дело. Например, у сестры магазин украшений, у друга кофейня, и я для них делала проекты, логотипы, фирменный стиль, баннеры, визитки, навигацию. Ближе к концу моего обучения друзья решили открыть бар и предложили мне взять большой проект по графической части на себя. Я решила убить 2-х зайцев одним ударом и сделала этот проект дипломным.

Сколько времени на это тратишь на поиск клиентов?

Хороший вопрос. Я не ищу заказчиков, они находят меня. Я не завишу от постоянного дохода, так как имею пассивный доход. И фриланс чаще всего использую, как дополнительный заработок.

Расскажи о своём первом опыте удаленной работы.

Я разработала упаковку автомобильного моющего средства с содержанием нанозолота. Нарисовала две этикетки с инфографикой и презентовала свою работу. У компании был штатный дизайнер, но его дизайн был в стиле 90-ых годов, поэтому компания искала свежий взгляд на небольшой проект. Это был не только первый опыт удаленной работы, разработки продукта, собеседования, но и первая презентация проекта заказчику. Я вложила душу в проект, потому что нужно было показать себя.

Хорошо, а чем занималась после?

Был интересный опыт работы в Музее Арсеньева во Владивостоке. Работала там около года по пятницам или субботам. Проект назывался «Сказки с молоком». Детишки приходили в музей слушать сказки, попивая теплое молоко с печеньем. Смысл проекта заключается в том, что выбираются сказки, к которым подбирается определенная музыка и иллюстративный материал. Рассказчик читает сказку для детей, в это же время иллюстратор рисует картинки по ключевым эпизодам. Несложно догадаться, что я была иллюстратором. У меня был свой стол, на который была направлена камера. Мне заранее высылали текст сказки, за вечер я делала наброски, чтобы быть морально готовой к мероприятию. В процессе чтения, я рисовала всё, что придумала, на бумаге. Сложность была в том, что нужно было уложиться в тайминг. Ощущения были просто волшебными. Я использовала разные техники для каждой сказки. Это все вызывало восторг у детей. Я получала колоссальный фидбек от детей после мероприятия. Они подбегали ко мне и разбирали все рисунки, поэтому я уходила с работы только с материалами и без бумаги.

Просто волшебная работа! А что с фрилансом? В следующих проектах ты работала очно или удалённо?

Удалённо. Я работала над одним из своих самых масштабных проектов. Я создала фирменный стиль креативного пространства «Бульвар», который находится в Хабаровске.

Ближе к концу моего обучения друзья решили открыть бар и предложили мне взять большой проект по графической части на себя. Этот проект — моя визитная карточка, клиенты и работодатели часто его замечают и делают на нем акцент. В процессе работы было принято решение расширить функциональную составляющую заведения и сделать не бар, а креативное пространство.

Фирменный стиль креативного пространства «Бульвар» — визитная карточка Насти
Фирменный стиль креативного пространства «Бульвар» — визитная карточка Насти

В чем суть проекта?

Владельцы хотели сделать культовое место в городе, скажем так, для креативных и прогрессивных молодых людей. Они хотели сделать некое публичное пространство, куда люди могли бы спокойно прийти поработать днем, пообщаться в спокойной атмосфере, а вечером там можно бы было кутить до утра. Расположение заведения еще очень удачно, оно находится в самом центре города, куда удобно добраться из любых мест.

Я разработала графику, учитывая, что это не только бар, но и коворкинг, и площадка для мероприятий. Принцип работы пространства заключался в том, что процессы происходят в разное время.

Из логотипа я вычленила комбинаторные элементы и сделала систему знаков, которая легла в основу фирменного стиля. Плюс к этому была разработана анимированная графика. Так как в разное время суток площадка выполняла разные функции, то в основе проекта лежал принцип дуализма: для блока дневной программы на носителях использовался один цветовой акцент и черно-белые детали, а ночью яркие цвета и неоновые элементы. Но это если углубляться в детали, допустим, в плакатах эта история прослеживается, но по большей части стиль единый - красочный и яркий с определенными иллюстративными стилеобразующими элементами, которые можно тиражировать на разных носителях. К примеру, в упаковке были взяты стилеобразующие элементы и по-разному выложены паттерном на коробках.

Какой проект в рамках ВУЗа тебе запомнился больше всего?

Я училась на графического дизайнера в Дальневосточном федеральном университете. Университет находится во Владивостоке. Государство активно поддерживает ВУЗ, вкладывает в него много финансовых средств.  Учиться там было здорово, так как привозили международных специалистов, которые делились новым опытом. ВУЗ состоит из нескольких школ, структурных подразделений. Я училась в Школе искусства, культуры и спорта. На 4 курсе с дипломным руководителем я разработала логотип для каждой школы Дальневосточного федерального университета.

Я подумала, что этот проект принесет мне отличный доход, но это не тот случай. Деньги думали иначе. Мне сказали: «Настя, это Федеральный вуз, для твоего портфолио будет большой плюс.  Тебе, как студентке, этого хватит». Я согласилась, подумала, что портфолио пополнится, и проект был интересным.

Логотип Школы культуры, искусства и спорта ДВФУ
Логотип Школы культуры, искусства и спорта ДВФУ

Какой масштабный и ответственный проект. С какими сложностями ты столкнулась?

Сложности возникли, когда нужно было утверждать каждый логотип с руководителями школ. Это было долго, у каждого было свои замечания, свое видение. Так как школ 9, а нужен единый стиль, было непросто утвердить логотипы, но у нас получилось.

Когда я выпускалась из ВУЗа, то логотипы уже работали.  

Чем ты занималась, когда закончила Университет?

Научный руководитель порекомендовал меня на вакансию графического дизайнера в Мариинском Театре, подразделение которого находится во Владивостоке. У Мариинского театра во Владивостоке уже был штатный дизайнер, но он не справлялся со всем объемом работ, и меня взяли ему в помощь.

Это было просто потрясающе, так как атмосфера театра меня завораживала. Изначально, я работала на этаже небожителей (начальства) и там все было прекрасно: вид на море, свежий кофе, спокойная атмосфера. А рекламный отдел находился на 2 этажа ниже и там был ад: вечная нервотрепка по поводу сроков. А я люблю работать спокойно.

К сожалению, вскоре мне выделили место на этаже рекламщиков, и я работала в хаосе. Первые месяцы моей работы шел театральный сезон, работы прилетало много, но она была типовая: брошюры, реклама, баннеры. Хочу рассказать про один проект, над которым работала в театре. Была новая постановка «Спящая красавица», и для него была нужна афиша. Мне доверили подготовку афиши только после того, как штатный дизайнер не смог угодить начальству в Санкт-Петербурге. Нужно было работать в очень сжатые сроки. Задача упала в 6 вечера, а на утро уже нужно было показать результат. Не было ничего: ни костюмов, ни картинок. Пришлось импровизировать. Я решила не мудрить с фотошопом, а сделать фотографию, а потом ее обработать. На заднем фоне я использовала декорацию 20х25 кв. м. Декорацию разместила в фойе театра. Все остались очень довольны результатом.

Постер спектакля «Спящая красавица»
Постер спектакля «Спящая красавица»

Потом была подготовка к международному фестивалю, для которого я делала всю рекламную продукцию: от сувенирной продукции до рекламных баннеров.

Потом я решила переехать в Москву, но волею случая переехала в Санкт-Петербург.

Было легко найти работу в Питере?

Легко. Я приехала в Санкт-Петербург, начала искать работу, и меня позвали на проект, в котором нужно было разработать фирменный стиль для фотопространства «Полигон». Их функционал по графической части был схож с баром в Хабаровске. Было 17 тематических залов, и для каждого зала нужно было разработать свои элементы, как-то их выделить. Сроки горели, и нужно было работать качественно и быстро.

Это был колоссальный опыт. На эту вакансию изначально было 7 дизайнеров. В качестве конкурса на место дизайнера нужно было предложить свою собственную концепцию графического представления проекта. Так как у меня уже был подобный опыт, я схематично сделала новый проект, предложила им некоторые свои идеи, и меня утвердили.

Я была счастлива, загорелась этим проектом, так как видела сам объект, пространство; он меня зажег и вдохновил. Весь объект был огромный: около 3000 кв. м. Люди, которые там работали, горели проектом, их энергия передалась и мне.

Мы работали большой командой совместно с арт-директором, маркетологами, декораторами и архитектором.

Настя разработала фирменный стиль для фотопространства «Полигон» 
Настя разработала фирменный стиль для фотопространства «Полигон» 

С какими сложностями ты столкнулась, работая над таким масштабным проектом?

Сложно было подобрать нужный вектор. Я предложила три варианта концепции, и в итоге все три слились в один. Сложно было угодить владельцу пространства, так как не было технического задания.

Было очень здорово, когда объекты, которые я видела только на экране компьютера, становятся реальными. Я помню момент, когда я вышла с работы и увидела, как на входе монтируют логотип с подсветкой, автором которого была я. Это было потрясающе!

Чем проект «Полигона» отличается от другого твоего масштабного проекта — бара «Бульвар»?

Отличие состоит в том, что бар еще не запущен из-за проблем с ремонтом, а «Полигон» функционирует и использует все графические элементы, которые разработала я. И сейчас это самое крупное фотопространство в Санкт-Петербурге.

Совмещала ли ты путешествия и работу?

После проекта «Полигон» я захотела попутешествовать с подругой, развеять тоску. Мы купили билеты в Грузию и Tунис. Это был новый опыт для меня, так как до этого, если работала над проектом, находилась в городе, всегда в контакте с заказчиком.

Параллельно с тем, как я приехала в Грузию, а потом в Тунис, на меня упал проект от клиента, нужно было разработать сайт. Моя задача была сделать макеты страниц, обозначить, где и какой блок находится, сделать визуальную структуру сайта цветочного магазина в Хабаровске. Оплата составляла 25 тыс. руб., а работа была несложная.

Как оказалось, Интернет в Грузии и Тунисе очень плохой. Работа занимала 4-5 часов в день, но нужно было всегда быть на связи. Я купила симку для Интернета, что было не очень выгодно.

Изобретательность — очень важное качество фрилансера. Расскажи, чем ты занималась после поездок?

Я переехала в Москву, география у меня обширная. Искала офисную работу, решила отойти от фриланса, захотелось поработать в команде. Почему? Поработав на фрилансе, поняла, что мне не хватает скиллов, которыми может поделиться команда. Когда ты работаешь на фрилансе, ты можешь закопаться в себе и нужно иногда оглядываться и слушать других, восполнять пробелы в знаниях. В штате ты можешь научиться навыкам, которые самостоятельно не сможешь развить. Можно, конечно, пойти на курсы, но обучение в команде эффективнее и практичнее. В офисе ты можешь спросить и получить информацию быстрее и бесплатно, компания тебе еще и заплатит.

Я устроилась работать в дизайн-агентство. Мне очень понравилось работать в команде, но оклад меня не устроил, и через некоторое время я уволилась.

Чем ты планируешь заниматься теперь?

Хочу поменять вектор: от брендинга углубиться в анимацию и motion. Очень аккуратно отношусь к выбору команды, хочу найти ребят, которые больше меня разбираются в интересном для меня направлении.

Какие плюсы и минусы фриланса ты можешь для себя определить?

Начнем с минусов. Работаешь сам по себе и не к кому обратиться, кроме гугла. В моем случае, так как я из дизайн-комьюнити, у меня есть круг друзей, которые подскажут, помогут советом.

Плюсы. Можно заработать больше! Значительно больше, чем в офисе. Поработав какое-то время в офисе на окладе, поняла, что ушла в минус, потому что отказывала проектам, которые сыпались из сферы фриланса. В офисе часовая ставка меньше.

Какие качества могут помешать стать успешным фрилансером? Например, может ли экстраверт был фрилансером?

Лень. Это откровенно! И неумение структурировать свое время.

Как ты борешься с прокрастинацией?

Мне помогает план и примерное закладывание часов работы. Легкий таймменеджмент. Я планирую свой день утром, пишу списки того, что нужно сделать. Необходимо инвестировать время в планирование дня.

Структурирование — это ключевой навык фрилансера.

Если ты структурируешь себя, то также структурируешь заказчика. Клиент имеет представление, чем ты занимаешься, знает о промежуточных дедлайнах. Это лайфхак, как успеть сдать проект вовремя.

Какие есть особенности, нюансы, которых не видно, пока ты не начала работать на фрилансе?

Сложность проекта, время. Часто изначально, когда получаешь задачу, ее недооцениваешь, а на середине работы приходит озарение. Это грозит тем, что цена за проект меньше и не до конца оправдывает усилия фрилансера.

Лучше прибавить 15% к цене. Я всегда объясняю цену работы, заказчику нужно понимать, за что он платит

Кидали ли тебя заказчики?

Случалось. Я учусь на своих ошибках. Как я уже говорила, чаще всего заказы поступают от знакомых, и присутствует некий кредит доверия, который, к сожалению, не всегда оправдывается.

Например, кидали в Питере. Меня рекомендовали на один очень срочный проект, нужно было сделать афишу и баннер, проект фактически занимал пару часов. Увы, я не получила свои 5 тыс. руб. В такую цену мне обошелся этот жизненный урок.

Сейчас работаю только по предоплате 50%. Советую всем выдрессировать внутреннего еврейчика, который никогда не будет забывать, что каким бы срочным ни был проект, нельзя забывать про предоплату.

Чувствуешь ли ты одиночество на фрилансе? Как с этим борешься?

Не сказала бы, что одиночества, но есть некий вакуум профессионального фидбека. Но фрилансер не одинок в любом случае, так как есть заказчик. Делаю вывод, что фриланс подходит всем и интровертам и экстравертам.

Как выглядит твой идеальный день?

Идеальный день — когда я успеваю сделать, всё что запланировала, а не когда я перехожу в ночь. Нужно четко разделять работу и отдых на фрилансе, потому что всегда есть риск увлечься и заработаться.

Идеальный заказчик. Какой он по твоему мнению?

Идеальный тот заказчик, который точно знает, чего хочет, а не тот, который меняет своё мнение в середине проекта. Но чаще я анализирую проект, а не заказчика.

Дай несколько советов тем, кто только начинает работать удаленно?

Основной лайфхак — это умение себя оценивать, не стесняться и не дешевить. Для этого нужно достойное портфолио, отвечающее той цене, которую просишь.

Не нужно браться за все проекты. Выберите вектор своего развития и берите те проекты, которые интересны. Если хотите делать всё, всегда и подешевле, то идите в офис.

Читайте также

Как заработать денег на бирже фриланса, если вы не обладаете специальными навыками?
10 вредных советов фрилансеру
Где заработать фрилансеру?