Найти в Дзене
Хозяин дома

До смешного доходит, хочется рвать и метать

Мы тут пытаемся высматривать в голливудском кино смыслы, которые заложены американцами для американцев, но почему-то вдруг оказавшиеся близкими нам, не-американцам.

Сегодня речь пойдёт о традиции. Вот смотрите, если кто-то скажет в нашем присутствии фразу: "шёл мужик по улице". В моей голове тут же, только из-за ритмической аналогии, всплывает песня из далёкого тоталитарного детства "Шёл отряд по берегу, шёл издалека, шёл под красным знаменем командир полка". Вы помните эту песню?

-2

Ладно. Мой отец любил говорить фразу "до смешного доходит, хочется рвать и метать", и все вокруг понимающе улыбались, потому что тоже смотрели фильм "Волга-Волга" 1938 года, и тут же вспоминали смешного мужичка, который часто повторял эту фразу. И я - тоже вспоминал, потому что видел этот старый фильм. У нас было общее культурное пространство, общее смысловое поле - чувствовалась связь поколений, объединяющая традиция. Сегодня есть что-то подобное? Когда вам исполнится 50 лет, вы найдёте общее смысловое поле со своими детьми?

-3

Мне кажется, что какое-то время назад в голливудском кино было намного больше близких нам тем, эпизодов, характеров. Раньше американские фильмы чаще вызывали у нас понимание, чувство сопричастности, чаще позволяли сопереживать образам, создаваемым на экране. Буквально десять лет назад ещё можно было вычленить в волне американского кино, достигавшей наших границ, какие-то общечеловеческие мотивы, мы видели похожих на нас людей, а не гуманоидов из далёкого космоса. Была какая-то радующая однозначность - любовь называлась любовью, сострадание - состраданием, плохое - плохим, хорошее - хорошим. И я сейчас даже не про разнарядку по однополому сексу и притеснению негров - вообще весь настрой, вся этика и эстетика этих прежних фильмов были нам понятны. У нас было общее смысловое поле.

-4

Но прошло каких-то 10 лет и оказалось, что большинство голливудских фильмов нормальному человеку смотреть невозможно, настолько изменились стандарты главной кинофабрики планеты. Кое-где ещё мелькнёт что-то похожее на традиционное киноискусство, но всё реже и реже. Кино всё чаще превращается, в лучшем случае, в мультфильм про Тома и Джерри, а в худшем - в пропаганду. И то и другое радостно поглощается зрителями, бюджеты растут, прибыли инвесторов тоже... Все вроде довольны. Все, кроме меня.

-5

Сегодня у нас фильм 2004 года, режиссера Джо Рота "Рождество с неудачниками".
Перед нами американская семья, которая провожает единственную дочь куда-то к чёрту на рога - дочка служит в Корпусе Мира, и участвует в каких-то его благотворительных программах, наверное, новые вакцины на аборигенах Южной Америки испытывает. Но лучше будем считать, что она там борется с голодом. Происходит это перед Рождеством, и папа с мамой грустят. Проводив дочку в аэропорт, глава семьи решает подсчитать, сколько обычно его семья тратит на рождественские праздники (раньше-то, понятно, никогда не задумывался об этом, денег - помойка, в Америке же живём).

-6

Оказывается, что каждый год за Рождество бюджет семьи худеет более чем на 6000 долларов. Не слабо. А рекламный буклет, попавшийся под руку, обещает сногсшибательный морской круиз по Карибским островам всего за три с половиной тысячи. Папа убеждает маму отменить Рождество, сломать многолетнюю традицию, и послать куда подальше общество маленького городка, которое уже вовсю готовится к празднику.

-7

Общество в шоке. Вы что, не будете устанавливать снеговика на крышу? Вы что, не покупаете у нашего продавца ёлок самую дорогую ёлку, как делали это из года в год? Вы что, не собираетесь устраивать шикарный рождественский ужин для всей улицы? Кошмар. Конец света. Как так можно-то? Но отступники непреклонны - нас ждут Карибы, а вы идите в баню со своим Рождеством.

-8

Ну, ладно, говорит общество, наш американский закон никого не заставляет праздновать Рождество - но вы, гады, ещё пожалеете. И, естественно, они пожалеют. Потому что очень скоро раздастся телефонный звонок и дочка сообщит родителям, что решила всё-таки на праздники вернуться домой, потому что это же семейная традиция и так далее. Понимаете? Традиция... Та самая традиция, которую родители уже почти похерили.

-9

Как говорил Александр Сергеевич Пушкин, "поэзия должна быть глуповата". То же самое можно сказать про жанр кинокомедии. Но глуповатая по форме - не значит, глуповатая по сути. Актриса Джейми Ли Кёртис играет крайне эксцентрично, но это не раздражает - потому что эксцентрику нужно уметь правильно подать, а она это умеет. Например, когда по телевизору кривляется какой-нибудь дурачок Александр Рева - это выглядит пошло, мерзко и вообще неуместно, несмотря на все его старания. А когда в старом фильме "Назад в будущее" все до одного актёры пучат глаза и тоже кривляются - это весело и интересно. Или когда в одной и той же "Операции Ы", Георгий Вицин играет придурка, а Юрий Никулин ГЕНИАЛЬНО играет придурка - вы же тоже чувствуете разницу, правда? А почему такая разница между тем и этим? Видимо, это вопрос органики, вопрос специфики таланта. Вицин, может быть, актёрски намного глубже Никулина, но в эксцентричной комедии проигрывает ему всухую.

-10

"Рождество с неудачниками" - отличный пример эксцентричной комедии, которая сделана хорошо именно как эксцентричная комедия. Режиссёр прекрасно чувствует жанр, актёры справляются замечательно. И подспудно, как в любом хорошем кино, фильм поднимает очень важный вопрос, вопрос сохранения традиций.

-11

Принято считать, что русское общество вышло из крестьянской общины, и советские колхозы были продолжением этого старинного уклада - то есть принято считать что мы, в отличие от тех же американцев - коллективисты. Это у них, мол, индивидуализм, эгоизм и человек человеку волк. А у нас - товарищество, взаимовыручка и собака друг человека. На самом деле это не совсем так. Национальные особенности, конечно, никто не отменял, но по сравнению с кавказцами, например, в вопросе индивидуализма мы - те же американцы, и в армии не можем образовать даже небольшого землячества, и на гражданке неспособны объединиться для отстаивания своих интересов. Хотя все признаём эти общие, общественные интересы.

-12

Фильм "Рождество с неудачниками" как раз об этом. О примирении интересов личных и общественных. О сохранении традиций, которые делают из нас человеческое общество, а не просто стаю хищников, тянущих общую добычу каждый в свою сторону. Эта проблема - сохранение традиций - наверное, самая важная из тех, с которыми столкнулось американское общество сейчас. Та перестройка, которая прямо на наших глазах происходит в США, ещё даст нам много поводов для усмешек - мы-то проходили всё это в конце 80-х годов, и знаем, чем перестройка может закончиться. о хорошо усмехается тот, кто делает это последним, правда?

-13

А мы последние тридцать лет только и делаем, что пытаемся догнать и обогнать Америку, как назло, в самых опасных, деструктивных, самых отвратительных общественных проявлениях. Так что у нас ровно те же проблемы, что и у Америки. Именно поэтому американская комедия 2004 года "Рождество с неудачниками" настоятельно рекомендуется к просмотру всем, кто любит не только посмеяться, но и задуматься. Вспоминать о главном, смеясь - что может быть полезнее?