Лучшая жизнь (Крис Вайц, 2011)

Скачать подкаст в лучшем качестве можно тут

Здорово, господа и дамы.

Для тех, кто зашёл впервые, напомню - у нас тут хорошее голливудское кино, густо приправленное моими скромными размышлениями обо всякой всячине. Обычно нудными. В принципе, слушать всё это необязательно, достаточно скопировать название в поиск яндекса и дело сделано. Но если всё же интересно, добро пожаловать, чай ещё горячий, тапки в шкафу.

"Говорят, где-то, кажется, в Бразилии, есть один счастливый человек". Это написал Маяковский 100 лет назад. За прошедшее столетие многое, конечно, изменилось, но суть человека, его стремления - не изменились ничуть, да и не могут измениться - человек стремится к счастью, даже если это счастье для какого-то отдельного странного человека, состоит в том, чтобы заработать себе какой-нибудь геморрой. Такое странное счастье, но нам-то какое дело? В свободной стране живём. К тому же счастье - это ведь штука кратковременная, только что был счастлив, а тут вдруг палец на ноге зачесался - всё, сеанс закончен, продлеваться будете? И ещё: чаще всего мы бываем счастливы задним числом. Вспоминать: "а помнишь, тогда, в съёмной квартире на проспекте Науки, как хорошо было!". Хотя тогда в этой однокомнатной, убитой квартире, кажется, только и мечтали, чтобы свалить хоть куда-нибудь...

Сегодня у нас фильм 2011 года, режиссёра Криса Вайца "Лучшая жизнь". И, по-моему, это лучшее, что удалось сделать Крису Вайцу в режиссуре, хотя некоторые ценят его дебют, снятый вместе с братом-акробатом? "Американский пирог". И это лишний раз нам доказывает известную максиму "Никогда нельзя ставить крест на человеке, он может измениться в любой момент, и всех приятно удивить".

Главный герой фильма - Карлос - нелегальный гастарбайтер. Когда-то он пересёк границу Мексики в поисках лучшей жизни и осел в Лос-Анджелесе, в городе-сказке, городе-мечте. Лучшей жизни он не нашёл, работает чернорабочим, за долгие годы не получилось оформить даже водительского удостоверения. А права очень нужны, Карлосу как раз предлагают купить грузовик, с которым он, наверняка, поднялся бы. Денег нет, но сестра, уже легализовавшаяся в США, занимает ему нужную сумму втайне от мужа. Карлос - необычный гастарбайтер, он, как бы это аккуратнее сказать...

Большинство тех, кто кардинально меняет место жительства, отличаются крайней витальностью - они понимают, что по сравнению с местными, у них шансов на успех маловато, и поэтому рвут жизнь зубами. А этот какой-то... Тёплый. Ламповый. Слишком нормальный. Он уверен, что грузовик ему поможет, но дело не в грузовике - для того, чтобы преуспеть, ему надо переступить через свою порядочность, а этого он сделать не готов. Карлос живёт вдвоём с сыном, который родился уже в Америке и настроен намного решительнее отца, даже раздумывает о том, чтобы присоединиться к одной из многочисленных мексиканских банд. Он каждый день видит блаженствующих американцев, и не очень понимает, почему одним достаётся всё, а другим - ничего. Он ещё молодой, а значит, максималист. И ещё не понимает, что житейская справедливость - это далеко не самое главное. Карлос покупает грузовик, нанимает помощника и уже предвкушает, как заработает на хорошего адвоката, легализуется, отдаст сына в нормальную школу, но тут... Помощник (с виду вполне нормальный человек) кидает его, угоняет грузовик с инструментом, и Карлос опять откатывается на прежние, безрадостные, позиции. Они с сыном отправляются на поиски грузовика.

Конечно, сорваться в другой город или даже в другую страну, бросить всё к херам и сжечь мосты - очень привлекательно. Хорошо там, где нас нет, а где мы - там нам сразу становится не очень. Проблема в том, что простым переездом обычно ничего решить не удаётся. Я поколесил по стране, и знаю, о чём говорю. Приезжаешь на новое место - и тут же понимаешь, что в предыдущем было лучше. А уж малая родина, откуда когда-то стартовал в эти скитания - вообще кажется раем на земле. Что я здесь делаю! Там старые, самые верные, друзья, там и стены помогают! Решено, возвращаюсь! На родину! Летишь в родной дом белым лебедем, прилетаешь - и опять не то, оно же там всё успело поменяться, и ты сам тоже изменился. Уезжаешь назад, на последнее место парковки, и терпишь, мол, ничего, как-нибудь привыкну... Как там у Шпаликова... "По несчастью или к счастью, истина проста, никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне". Эти строчки - о том, что ищем мы даже не счастья, а самих себя - прежних, счастливых. Вот тут, мол, на этой улице, мне было когда-то хорошо - может, и сейчас станет? Не станет. Улица эта уже другая, и сам ты уже другой. В общем, везде хорошо, если умеешь видеть хорошее, и везде плохо, если у тебя глаза через жопу настроены. Отсюда вывод - надо учиться видеть хорошее, выискивать его и не отвлекаться на дурное, как бы тебе в фейсбуке и телеграме о нём не орали. Что-то опять меня течением отнесло в сторону...

Фильм "Лучшая жизнь" - он не про поиски счастья и, кстати, вовсе не про "лучшую жизнь". Он про то, что нельзя превращаться в скота. Даже в трудной ситуации нужно оставаться человеком - понимающим, что ты живёшь среди людей. Верить, что эти люди - изначально добры, щедры и милосердны. А творят они то, что творят - от слабости, и от страха. Или ещё по каким-то причинам, которых вы не знаете, а скорее всего и вряд ли хотели бы узнать - потому что жизнь сложная штука, и ситуации в ней бывают совершенно чудовищные. И далеко не во всех ситуациях человек бывает виноват сам. Этот фильм, "Лучшая жизнь", посвящён людям, которые слабы, но которые из последних сил держаться, чтобы не скатиться в скотство. А значит, из последних сил держат весь этот наш всё более и более оскотинивающийся мир.

Пока, господа и дамы.

Счастья, здоровья, пятёрок по поведению.