Гараж Особого Назначения — 95 лет. Часть 1 — членовозы.

Как-то раз, совершенно случайно, я услышал по радио, что в Сокольниках будет проходить выставка автомобилей, на которых каталось советское и российское руководство. Решили сходить, благо выставка проходила во время мартовских праздников и у нас было свободное время.

Еще на подходе к выставочным павильонам возникло подозрение, что народу будет немало. Предчувствия, в общем-то, не обманули — посетителей было много. И это, в сочетании с неравномерным освещением, весьма затрудняло фотосъемку. Но, все таки, кое как удалось пофоткать.

Выставка располагалась в трех павильонах — в одном, собственно, машины из Гаража Особого Назначения, а в двух других просто старые и/или редкие автомобили, причем, некоторые можно было купить. Начну, пожалуй, с членовозов и машин сопровождения.

Гараж Особого Назначения был образован в январе 1921 года путем выделения из состава автомобильной базы Совнаркома самых лучших машин – британских Rolls-Royce и французских Delaunay-Belleville, которым предстояло обслуживать только В.И. Ленина и его родственников. Обе марки числились фаворитами ещё в царском гараже – Николай II чаще всего ездил на «Делонэ», но с 1913 года стал отдавать предпочтение «Роллс-Ройсам». Последняя партия этих машин, заказанная в 1916 году для царя, царицы и их дочерей, так и не дошла до России из-за начавшейся революции.

Delaunay-Belleville 40HP (1909)

C этой французской марки начался Собственный Его Императорского Величества Гараж, и очень скоро царские «Делонэ» с легко узнаваемыми бочкообразными капотами превратились в автомобильный символ российского самодержавия. Целый парк этих дорогих и престижных автомобилей достался по наследству руководителям молодого государства рабочих и крестьян.

Rolls-Royce Phantom I (1925)

Большие и роскошные автомобили Rolls-Royce поражали современников бесшумной работой двигателя и очень мягким ходом. Недаром модель 1925 года нарекли Phantom (Призрак). Вождь мирового пролетариата Ленин всем прочим авто предпочитал совсем не пролетарский Rolls-Royce (правда, предыдущую модель — Silver Ghost). На протяжении 20-х годов «Роллсы» оставались любимой маркой советской номенклатуры.

Как верный ленинец, Иосиф Сталин поначалу пользовался «Роллс-Ройсами», но в дальнейшем полюбил американские «Линкольны», «Кадиллаки» и «Паккарды». Именно по американским лекалам в 1936 году скроили первый советский лимузин ЗиС-101, следующая, уже послевоенная модель – ЗиС-110 почти полностью копировала Packard-180. Вскоре появился и броневик ЗиС-115, являвшийся на тот момент самым защищённым автомобилем в мире. Как и все советские машины, эти флагманы автопрома СССР изготавливались исключительно из комплектующих отечественного производства.

ЗиС-101 (1936)

Практически точная копия автомобиля Buick-32-90. Первый советский серийный лимузин, выпускавшийся на Заводе имени Сталина, стал флагманом автопрома предвоенных лет. Изначально предназначенный для обслуживания первых лиц государства, он так и не смог подняться  на политический Олимп. Но в гордой памяти современников «советский Бьюик» остался символом комфорта, престижа и технического совершенства.

ЗиС-101А (1941)

С большим трудом организовав массовый выпуск автомобилей высшего класса ЗиС-101, правительство СССР вдруг осознало, что стране, в которой дороги с твёрдым покрытием есть далеко не везде, а качественный бензин бывает только в столице, столько лимузинов просто не нужно. Поэтому машину было решено модернизировать, а её выпуск сократить на порядок.

Packard 120 Formal Sedan (1941)

Строгий и стремительный стиль американских «Паккардов» полюбился товарищу Сталину еще в 20-е годы, а в 30-е марка стала фаворитом Кремлёвского гаража. Сам вождь для повседневных поездок пользовался бронированной версией Packard Twelve, однако в ГОНе работали и менее дорогие и мощные, но столь же престижные модели с 8-цилиндровыми моторами.

Packard Super Eight 180 (1942)

Этот автомобиль стал последней довоенной моделью Паккарда и образцом для создания советского правительственного лимузина ЗиС-110.

Интересная у него фигурка на капоте.

ЗиС-110 (1945)

Работы над советской копией «Паккарда» начались в тяжелейшем 1942 году. Автомобиль получился не только совершеннее и гармоничнее оригинала, но и стал первой послевоенной серийной моделью в мире – его выпуск начался в победном 1945-ом.

ЗиС-110Б (1949)

Фаэтон со складной матерчатой крышей.

ЗИС-110П (1956)

Полноприводная версия с увеличенным клиренсом. На случай, если надо за пределы Москвы выехать.

ЗиС-115 (1949)

О существовании бронемашины Сталина простой советский человек мог лишь догадываться – разработка шла в обстановке строгой секретности. Капсульное бронирование, стёкла толщиной 80 мм и пулестойкие шины делали ЗиС-115 самым защищенным автомобилем в мире. В техзадании особо оговаривалось – внешне броневик не должен отличаться от серийных собратьев.

С приходом к власти Хрущёва броневики сталинских времен исчезли из Гаража Особого Назначения, уступив место кабриолетам, в которых так любил красоваться Никита Сергеевич. При Хрущёве появляется новое поколение правительственных автомобилей – ЗИЛ-111 и его модификации, напоминающие американские модели эпохи «аэростиля».

ЗИЛ-111А (1958)

Воплощённый в металле лозунг «Догнать и перегнать Америку!» – лимузин хоть и выполнен в американском стиле, но несёт в своем облике всю монументальность и мощь Советского Союза.

ЗИЛ-111В (1960)

Эта машина так бы и осталась «просто» открытой версией лимузина ЗИЛ-111, если бы не событие, навеки вписавшее её в мировую историю. Именно в ЗИЛ-111В страна встречала Гагарина 14 апреля 61-го.

ГАЗ-13 Чайка (1959)

Машина для высшей советской номенклатуры, напоминающая уменьшенную копию ЗИЛ-111. Огромный шестиоконный седан получился стремительным и даже романтичным, став в СССР свадебным автомобилем №1.

ГАЗ-13Б Чайка (1961)

По заведённой в СССР традиции все автомобили высшего класса получали модификацию с кузовом фаэтон. Не стала исключением и Чайка – её версия с открытым кузовом была оснащена кабриолетным механизмом с электрогидравлической системой, управлявшейся с места водителя. Автомобили использовались для официальных мероприятий местного значения.

Переход от хрущёвской экспрессивности к брежневскому спокойствию отразился и на главных автомобилях Советского Союза – в Гараже Особого Назначения появились ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 – строгие, прямые и стремительные, как будто вычерченные по линейке. Сам Леонид Ильич знал толк в автомобилях и был единственным советским лидером, умевшим ими управлять. И не только умевшим, но и любившим это занятие – лучшим подарком для Генерального секретаря ЦК КПСС всегда был хороший автомобиль, а его обширная автоколлекция до сих пор овеяна тайнами и легендами.

ЗИЛ-111Г (1962)

Быстротечная  автомобильная мода сделала ЗИЛ-111 устаревшим – формы, которыми восторгались ещё пару лет назад, вдруг стали неинтересными и даже вызывали раздражение. Рестайлинговая модель получила в ГОНе прозвище «Григорий».

ЗИЛ-111Д (1964)

В СССР фаэтоны ЗИЛ-111Д оказались не у дел – почётных гостей Брежнев встречал на открытых машинах редко, в военных парадах на Красной площади наметился длительный перерыв. Невостребованные фаэтоны раздарили лидерам дружественных стран – от Фиделя Кастро до Эрика Хоннеккера. ЗИЛ-111Д проще было увидеть в Варшаве или Пхеньяне, чем в Москве.

Mercedes-Benz 600 W100 (1964)

Благодаря кузову W100 cлово «шестисотый» вошло в оборот и стало ассоциироваться с флагманом концерна Daimler-Benz. Такие «Мерседесы» непременно присутствовали во многих гаражах «сильных мира сего»: королевы Елизаветы II, императора Хирохито, революционера Фиделя Кастро, «великого кормчего» Мао Цзэдуна и нашего Леонида Брежнева.

ЗИЛ-114 (1967)

Правительственный лимузин следующего поколения появился уже через три года после прихода к власти Брежнева.

ЗИЛ-117 (1971)

«Драйверская» модификация ЗИЛ-114 с укороченным кузовом, появление которой негласно связывают с любовью Леонида Ильича Брежнева лично управлять автомобилем. Седан получился столь же стремительным и элегантным, как и лимузин, но более скоростным и маневренным.

ЗИЛ-117В (1972)

Назначение этих двухдверных кабриолетов определял их цвет: серые, в цвет маршальских шинелей, предназначались для военных парадов на Красной площади, а чёрные – для обслуживания высших партийных руководителей во время отдыха на госдачах в Крыму и на Кавказе.

ГАЗ-24-95 4Х4 Волга (1973)

Полноприводная «Волга» на базе узлов и агрегатов вездехода ГАЗ-69, изготовленная для поездок Леонида Ильича Брежнева на охоту. Всего для Гаража Особого Назначения построили партию из пяти таких автомобилей, до наших дней сохранилось лишь два.

Mercedes-Benz 450SEL W116 (1975)

Брежнев обожал дорогие и мощные автомобили, которые ему дарили один за другим. В феврале 1973 года в Сокольниках прошла выставка концерна «Даймлер-Бенц», которая с большим интересом была воспринята руководителями ГОНа, спустя два года заказавшими для генсека 116-й «Мерседес».

ГАЗ-14 Чайка (1977)

Автомобиль представительского класса, появившийся при Л.И. Брежневе и павший жертвой кампании по борьбе с привилегиями при М.С. Горбачёве. Во время «перестройки» была уничтожена вся документация, оснастка для производства, кузовные штампы и даже один недособранный экземпляр.

ЗИЛ-4104 / ЗИЛ-115 (1978)

Автомобиль представительского класса с кузовом лимузин, выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗИЛ-115, которое впоследствии было заменено на ЗИЛ-4104 в связи с принятием в СССР новой системы классификации.

ЗИЛ-41044 / ЗИЛ-115В (1981)

Новые парадные машины создавались в спешке – кому-то «наверху» не терпелось заменить ещё довольно свежие 117В. Эти фаэтоны пережили и страну, в которой были созданы, и экономические потрясения 90-х, и даже благополучие «нулевых». Выпущенные всего в трёх экземплярах, они выезжали в дни парадов на Красную площадь с 1981 по 2010 год – почти 30 лет!

ЗИЛ-4105 (1983)

Бронированный лимузин внешне не отличался от обычного, а в основе его конструкции лежала бронекапсула – несущий объём сложной конфигурации. Толщина брони колебалась от 4 до 10 мм, толщина бронестёкол – от 43 до 47 мм. Весил такой броневик более пяти тонн.

ЗИЛ-41045 (1983)

Слегка обновлённая модификация ЗИЛ-41044, изменения во внешнем облике которой были вызваны приходом к власти нового генсека Ю.В. Андропова. С колёсных арок исчезли блестящие накладки, немного поменялась светотехника и решетка радиатора. Модель производили всего два года.

ЗИЛ-41051 (1984)

Броневик, внешне замаскированный под «андроповскую» версию ЗИЛ-41045. Сделанные на Курганском заводе бронекапсулы оказались настолько прочными и надёжными, что во времена экономического спада 1990-х они, даже бывшие в употреблении, использовались при постройке новых экземпляров ЗИЛ-41052.

ЗИЛ-41047 (1985)

Более серьёзные изменения в главном автомобиле страны вновь произошли при смене власти – для Михаила Горбачёва радикально «перерисовали» переднюю часть, убрали форточки с передних дверей и поменяли задние фонари. Это стало последним рестайлингом легкового ЗИЛа.

ЗИЛ-41052 (1987)

Горбачёв пользовался обычным лимузином, тем не менее, для него изготовили бронированный вариант, по традиции неотличимый от актуального на тот момент 41047. Лобовое бронестекло – сферическое с биозащитой, толщина боковых стёкол – 54 мм, конструкция шасси не допускает переворачивания машины. Такая модификация собиралась по спецзаказам до 2000 года.

Первую популярность в народе Борис Ельцин приобрёл благодаря поездкам на работу в обычном троллейбусе, а когда пришёл к власти, первое время по инерции продолжал пользоваться ЗИЛом, но с 1995 года пересел на Mercedes-Benz S600 Pullman Guard. Так была нарушена 60-летняя традиция лидеров страны передвигаться исключительно на отечественных автомобилях. И хотя изредка Борис Николаевич брал с собой в зарубежные поездки ЗИЛ, именно при нем в Гараже Особого Назначения прочно закрепились автомобили Mercedes-Benz, составившие основу Президентского кортежа.

ЗИЛ-41047ТБ (1992)

Три лимузина были оборудованы бронезащитой на фирме «ТРАСКО Бремен» (Германия). Впервые бронированные ЗИЛы получили опускные пулестойкие стёкла. Машины оснастили предпусковым подогревателем двигателя, немецкой климатической установкой, разгружающей пневмоподвеской, рядом других новаций.

Mercedes-Benz G500 W463 (1992)

Для поездок Бориса Ельцина на охоту не стали изготавливать полноприводную «Волгу», а приобрели у немецкой компании Friederichs GmbH удлинённую на полметра версию «Гелендвагена» с дополнительным «егерским» местом в багажном отделении, лебёдкой и фарами-искателями.

Mercedes-Benz S600L w140

Первые лица нашей большой страны долгое время для официальных поездок использовали исключительно отечественные  автомобили. Но при Ельцине в главный гараж страны начали поступать иномарки и чиновники высшего ранга с удовольствием стали пересаживаться в них. Наиболее востребованными оказались «шестисотые Мерседесы» в шикарной комплектации.

Mercedes-Benz S600 W140 Trasco Bremen (1993)

Удлинённый на полметра забронированный компанией «Траско Бремен» 140-й «Мерседес» предназначался для замены ЗИЛ-41052, доставшегося Борису Николаевичу в наследство от Горбачёва. В отличие от ЗИЛа, салон «Мерседеса» оборудовался холодильником и баром (что для Ельцина было очень актуально, панимашь).

Mercedes-Benz S600 W140 1M Trasco Bremen

Несмотря на тщательность подготовки нового президентского автомобиля, вышла небольшая промашка с габаритами машины – удлинение на полметра оказалось недостаточным.  Не солидно! Вот метровое удлинение придаёт лимузину необходимую внешнюю эксклюзивность и значительно повышает комфортабельность и удобство салона.

Ну а Путин с Медведевым на Пульманах разъезжают.

Mercedes-Benz S600 W220 Pullman Guard (2004)

Заводская версия броневика длиннее базовой на метр и оснащена современными электронными помощниками водителя – системами ESP, ABS и ASR. Салон изготовлен по специальным требованиям заказчика. Автомобиль и сегодня эксплуатируется в Гараже Особого Назначения.

Mercedes-Benz S600 W221 Pullman Guard (2008)

Ещё более длинный бронированный лимузин с увеличенной на 1,15 метра колёсной базой изготовлен концерном, на тот момент именовавшимся Daimler-Chrysler. В пассажирской части салона кресла расположены по схеме «визави», а высота крыши в задней части увеличена.

Продолжение следует…