Гараж Особого Назначения — 95 лет. Часть 2 — охрана и сопровождение.

Понятное дело, что руководителей государства надо охранять, а то мало ли что враги народа удумают. Не знаю, как обстояли дела с охраной в первые годы Советской власти, но к середине 30-х годов прошлого века этим занялись серьезно.

Ford V8 (1935)

Быстрые и манёвренные Ford V8 появились в Гараже Особого Назначения по инициативе начальника личной охраны Сталина генерала Власика, оценившего эти легкие и мощные машины. Они использовались как для сопровождения, так и для обслуживания семей партийных деятелей.

ГАЗ-М1 (1936)

Малая серия седанов М-1 для нужд ГОН и НКВД была оснащена импортными моторами Ford V8 (65 л.с.). В 1941 году большая часть этих двигателей была снята с «Эмок-догонялок» для установки на танки Т-60.

ГАЗ-12 ЗИМ (1950)

Представительский автомобиль производства Горьковского автозавода, носившего до 1957 года имя Вячеслава Молотова – второго человека в государстве после Сталина. Соответственно, и ГАЗ-12 в автомобильной иерархии стоял на ступень ниже ЗиС-110.

ГАЗ-М-20Г «Победа» (1957)

Так называемая «догонялка» – серийная модель с мотором большей мощности, работавшая в ГОНе в качестве машины сопровождения. М-20Г оснащалась шестицилиндровым мотором и трансмиссией от ЗИМа, а также дополнительными звуковыми сигналами на переднем бампере. Внешне спецмашины почти не отличались от обычных «Побед», однако их максимальная скорость превышала 130 км/ч.

ГАЗ-23 «Волга» (1962)

«Догонялка» на базе «Волги» с мотором V8 от «Чайки». Официально именовалась как «быстроходный автомобиль» или «машина сопровождения», а неофициально – «бешеная». После выработки ресурса ГАЗ-23 списывались, и по большей части были уничтожены.

ЗИЛ-118К «Юность» (1970)

Автобус повышенной комфортности на базе узлов и агрегатов представительских лимузинов ЗИЛ. Как и легковые модели собирался поштучно – всего за 30 лет производства сделали немногим более ста экземпляров. Несколько из них эксплуатировались в Гараже Особого Назначения.

Mercedes-Benz 500SEL W126 (1980)

В советское время для Гаража Особого Назначения приобретались и бронированные автомобили иностранного производства, однако они никогда не использовались для перевозки охраняемых лиц по политическим соображениям, а также из-за более низкого уровня защиты по сравнению с советскими ЗИЛами с капсульной системой бронирования.

ГАЗ-24-34 «Волга» (1987)

Внешне ничем не отличимая от обычной «Волги» ГАЗ-24-10 версия с мотором V8 под капотом. Такая «догонялка» собиралась на ГАЗе вручную с 1985 по 1993 год, в продажу ни для рядовых граждан, ни даже для номенклатурных работников эта модификация не поступала.

ГАЗ-31013 «Волга» (1989)

Замаскированная под ГАЗ-3102 очередная «догонялка» на базе «Волги», которую мелкосерийно собирали для спецслужб до 1996 года. Оснащалась мотором V8, системой спецсвязи «Кавказ» и чугунной плитой в багажнике для нормализации развесовки по осям.

ЗИЛ-41072 «Скорпион» (1989)

Специальный автомобиль охраны и сопровождения оборудован подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Заднее стекло и стекла в дверях способны мгновенно падать, люк в крыше сдвигаться, в доли секунды превращая машину в боевой автомобиль огневой поддержки. Поворотные кресла обеспечивают удобство наблюдения и стрельбы.

В постсоветское время вслед за президентом на иномарки пересаживается и охрана.

Chevrolet Suburban К2500 Silverado

Огромный тяжёлый внедорожник с мощным мотором как нельзя лучше подошёл на роль автомобиля сопровождения и охраны. Казалось, он одной своей массой может снести с дороги любое возникшее препятствие. Любопытно, что переделанный для нужд выездной охраны Suburban имел маленькие, жёсткие и неудобные сиденья – охраннику ни к чему расслабляться в пути.

Mercedes-Benz G500 W463

«Гелендвагены» президентской охраны выглядят весьма необычно: увеличенный задний свес, сдвижные двери и задние боковые стекла, а сзади и вовсе чудная дверь, раскладывающаяся на две половинки – нижнюю и верхнюю.  Все эти изменения направлены на обеспечение сектора обстрела из машины практически по кругу, в том числе и на скорости.

Volkswagen Transporter T-5

Восьмиместный микроавтобус с мотором V6 мощностью 235 л.с.

Лимузин с генсеком/президентом в окружении машин сопровождения смотрится довольно круто, но для пущей красоты неплохо бы добавить эскорт мотоциклистов.

В советское время для этого использовались, в основном, мотоциклы марки «Днепр» разных модельных рядов.

В рамках проекта «Эскорт-86» КМЗ и ИЖ выпустили опытные образцы мотоциклов — Э-86 (на заднем плане) и Вега-01 (спереди) соответственно.

Если Киевский прототип ничем особенным не отличался, то Ижевский, кроме дизайна, который не уступал зарубежным мотоциклам тех лет, мог похвастаться такими фишками, как карданная передача и роторно-поршневой двигатель. Но в ГОНе, судя по всему, эти мотоциклы не одобрили, т.к. в эскорт приняли очередную модель Днепра.

В 90-х годах мотоциклисты пересели на импортную технику.

BMW-K75RT (версии с коляской и без)

BMW-R1150RT (правее) и BMW-R1200RT (левее)

На этом основная часть выставки закончилась.

Окончание следует…