Калининград, часть 7 — Музей Мирового океана, научно-исследовательское судно «Витязь»

«Витязь» стал вторым судном, на котором мы побывали и которое является главным экспонатом Музея Мирового океана. Да, в общем-то, и история самого музея начинается с этого корабля, поскольку на нем в 1994 году были открыты первые выставочные площадки. Вообще-то, судно было передано музею в 1992 году, но в течении двух лет его ремонтировали и реставрировали, ибо находилось оно в состоянии, весьма далеком от идеального. Там даже специально оставили одно помещение в неотреставрированном виде, для наглядности.

Говорят, что весь корабль был в таком состоянии. Но реставраторы хорошо потрудились и теперь корабль выглядит вполне симпатично.

По размерам Витязь раза в три больше траулера СРТ-129, о котором я рассказывал в прошлой части.

При входе на корабль развешаны таблички со схемой корабля и с его историей.

А история у судна довольно богатая:

В 1939 году был спущен на воду построенный на верфи «Шихау» в Бремерхафене (Германия) грузопассажирский теплоход «Марс», предназначавшийся для перевозки фруктов из южных стран в Германию.

Инженер Генрих Тамм, ходивший когда-то на «Марсе», писал: «Это было необычайно красивое судно. Окрашенное в кремовый цвет, изящной формы, с прекрасными стройными линиями, оно больше походило на яхту. Для того времени оно было новинкой судостроения… «Марс» принадлежал к категории высокого класса. Грузовое судно предназначалось для 38 членов экипажа и 12 пассажиров. Прекрасные обитые деревом каюты были выдержаны в стиле подражания средневековым жилым комнатам. Не верилось, что находишься на борту судна…». 

Во время Второй мировой войны «Марс» возил целлюлозу из Скандинавии, а затем стал военным госпиталем на 600 мест. В январе-апреле 1945 года «Марс» вывез более 20 000 беженцев из Кенигсберга и Пиллау, осажденных советскими войсками.  Последний рейс судно совершило 13 апреля.

В декабре 1945 года по репарациям судно было передано Великобритании, где его перекрестили в «Empire forth», однако уже в мае 1946 года после пересмотра части репараций корабль вошел в состав торгового флота СССР. Судно было приписано к балтийскому пароходству и совершало рейсы между портами Балтийского и Северного морей. Теперь оно называлось «Экватор».

Однако уже в 1947 году, по инициативе небезызвестных товарищей В. Г. Богорова и И. Д. Папанина,  корабль переоборудуется в научно-исследовательское судно Академии наук СССР и получает новое имя — «Адмирал Макаров».

Но и под этим именем ему не удалось долго поплавать. В 1949 году его переименовывают в очередной и последний раз. Корабль становится «Витязем» — в честь знаменитых корветов «Витязь» XIX века.

Первый «Витязь» — парусно-винтовой корвет, на котором к берегам Новой Гвинеи совершил плавание (1870-1871) известный русский этнограф Н.Н. Миклухо-Маклай. Кстати, на современном «Витязе» есть воссозданная каюта Миклухо-Маклая, где находится макет того самого первого «Витязя», всякие папуасские штучки, привезенные им из Новой Гвинеи и чучело, т.е. восковая фигура хозяина каюты.

Второй «Витязь» — парусно-винтовой корвет, которым командовал (1886-1889) знаменитый русский адмирал, ученый, кораблестроитель С.О. Макаров. Для него тоже нашлось место в музее, как и для носовой фигуры, когда-то установленной на его корабле.

В кают-компании висит карта, на которой изображены походы советского «Витязя». За 30 лет работы корабль совершил под вымпелом Академии наук 65 рейсов в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах, пройдя в общей сложности 800 тысяч морских миль и выполнив 7943 научных станций (это так называется географическая точка в Мировом океане, в которой выполняются океанографические работы: получение океанографических данных, проб, проведение прочих исследований). Самый большой научный вклад судно сделало в области биологических исследований океанских глубин, в частности, открыто 1176 новых видов животных и растений. Заодно с его борта была измерена максимальная глубина в Марианской впадине, а также в 1959 году был установлен мировой рекорд глубоководной якорной стоянки — 9 600 метров.

Кстати, о кают-компании — по сравнению с СРТ-129 там очень просторно и шикарно.

Вот еще одна комната отдыха в носовой части корабля.

Да и вообще, каюты для экипажа и научных сотрудников не напоминают положенный набок шкаф, как на траулере.

Камбуз тоже попросторней будет, да и состоит не из одного помещения.

Понятное дело, что во время длительной экспедиции может всякое случиться. На случай этого всякого, на судне предусмотрена медсанчасть с операционной.

Что ж, на этом экскурсия закончена. Для дам на шпильках. Остальные очень аккуратненько, чтобы не очутиться в каюте на фотке выше, спускаются вниз по трапу.

Реально, очень крутой трап с узкими ступеньками. С непривычки можно и загреметь под фанфары. (с)

Внизу, разумеется, расположено машинное отделение.

Движок мощностью 3000 лошадей. Такую мощу в машину бы (мечтательно так)… Только, конечно же, чтобы бензин на халяву заливали. :)

Система корабельной вентиляции.

А это так называемая «фонарная», в которой, как ни странно, хранятся бортовые фонари.

Я думаю, что все в курсе, что на судах ночью включают иллюминацию — зеленый фонарь на правом борту, красный на левом, чтобы в темноте было понятно, каких габаритов корабль и в какую сторону он плывет. Вот эти фонари и хранятся в этом помещении. На случай поломок запаслись мелкооптовой партией.

Разумеется, на научном судне никак не обойтись без лабораторий. И их там есть на все случаи жизни. Это, к примеру, лаборатория исследования морского дна.

Планктонная лаборатория.

Лаборатория изучения рыб.

Лаборатория геоморфологии.

Лаборатория измерения глубин.

Тут у нас, судя по всему, биолог образца позапрошлого века.

А эта небольшая экспозиция посвящена акулам. Вернее, их зубам и челюстям.

Если самая маленькая акула может откусить разве что палец, то в самый большой рот, принадлежащий доисторической акуле мегалодону, без проблем протиснутся несколько человек одновременно.

А тут всяческие хитроумные прибамбасы, использовавшиеся для определения координат судна до изобретения такой полезной штуки, как спутниковая навигация.

Так называемая Янтарная каюта, в которой, как можно догадаться, хранится янтарь и поделки из него.

А тут рассказывается о русских исследователях морей и океанов, Арктики с Антарктикой и всякого такого.

Я об этих исследователях рассказывать не буду, чтобы не превращать пост в урок географии. В конце концов, все в школе учились и должны знать, кто такие Крузенштерн, Беллинсгаузен, Лазарев, Врангель и прочие товарищи.

Так выглядела зимовка на станции «Северный полюс».

Довольно спартанская обстановочка. Интересно, через сколько времени два человека, живущие на 15 кв.м. в режиме 24/7 начнут бесить друг друга?

Рабочие места радиста и капитана.

И несколько заключительных фоток, на которых и так понятно, что изображено.

З.Ы. Корабль реально просторней траулера. Я ни разу башкой об потолок не приложился. :)

Продолжение следует…