Большая музыкальная помойка под названием «Евровидение»

15.05.2018

Отшумело, отгремело очередное европейское шоу под названием «Евровидение», итоги конкурса которого для нашей страны оказались неутешительными. Представительница от России Юлия Самойлова не смогла даже пробиться в финал. Как водится, после неудачи на конкурсе начинается «разбор полётов», и на ум приходит крылатое выражение: «У победы тысяча отцов, а поражение – всегда сирота».

Первая громогласная реакция в таких случаях всегда следует от ура-патриотов. Дескать, Россия находится во вражеском кольце, и недопуск нашей участницы в финал – не что иное, как происки наших геополитических врагов. Тут же приводится довод, что очередные правила голосования совсем непрозрачные и позволяют манипулировать общественным мнением, а оно в настоящее время на большей части матушки Европы настроено антироссийски. И не важно, что та же самая Европа была благосклонна к Диме Билану, Бурановским бабушкам, Полине Гагариной, Алсу, группе «Тату», и многим другим российским исполнителям, попадавшим в первую тройку или в первую десятку финалистов Евровидения. Обидели, и всё тут!

Однако, чуть-чуть поостыв доморощенные музыкальные критики всё же нашли виновного в нашем «евровидческом позоре», и как вы уже сами догадались, им стала сама Юлия Самойлова, которая, то ли позабыла слова исполняемой песни, то ли случайно отстала от бэк-вокалистов, но это уже непринципиально. Главное, что она не смогла донести до публики всю глубину задушевных слов и дивную красоту мелодии исполняемой песни.

Так член российского жюри конкурса Евровидения Яна Рудковская в своём интервью РИА «Новости» без обиняков заявила, что вокальные способности Юлии Самойловой оказались весьма скромными, и не выдерживающими сравнения с другими участниками сего действа. Например, объём лёгких Юлии несопоставим с таковым у Александра Рыбака, а потому исполнить свою песню достаточно громко, то есть докричаться до слушателей и жюри она не смогла. Вот она главная причина неудачи! По мнению Рудковской, Юлию не стоило отправлять в Португалию.

Молодец, Яна! Режет правду матку в глаза! Хотелось бы знать, была ли так категорична и принципиальна продюсер Рудковская, когда Самойлову выдвигали в качестве представителя от России на предстоящий конкурс. Задним умом мы все сильны! А вот своего мнения о самой песне, так сказать, о качестве музыкального материала госпожа Рудковская не высказала. Главное, по её мнению, было громко спеть.

Кстати, музыкальная основа «песенного шедевра» Юлии Самойловой, который должны были вкусить широкие зрительские массы, изначально оценивалась российской музыкальной критикой как весьма сложная.

Хочется спросить, а зачем нужно было представлять на Евровидении сложное для восприятия неподготовленного уха обывателя музыкальное произведение, если среднестатистический западный европеец давно привык к примитивному музону в стиле «евродэнс»? Кого вы хотели удивить? Этот вопрос в первую очередь адресован лицам, ответственным за выбор песни для нашей конкурсантки. И таким ответственным лицом, если мне не изменяет память, является главный продюсер музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрий Аксюта.

В отличие от Яны Рудковской Аксюта не стал переводить все стрелки на Юлию и дипломатично сказал, что песенный конкурс «Евровидение» непредсказуем и сродни большой рулетке. Однако Юля молодец, и её выступление отличалось яркостью и было «самым интересным за всё время репетиционного процесса». Об этом он может теперь говорить со всей ответственностью, так как сам принимал деятельное участие в подготовке представительницы от России к конкурсу.

И опять молчок о качестве песни, с которой наша конкурсантка отправилась завоёвывать симпатии европейских меломанов. Главное, по мнению Юрия Аксюты, какой стороной повернётся к певцу «госпожа удача».

А вот что думает о причине неудачного выступления Юлии её стилист Алишер Хозяинов. В своём интервью, озвученном на радиостанции «Говорит Москва» в программе «Бла-Бландинки», он сообщил, что платье, в котором выступала Юлия, оказалось несчастливым. Просто Юлия заменила специально «заряженный» на победу костюм в а-ля буддийском стиле, который модельер Хозяинов сотворил для певицы, на другой – «незаряженный», не его пошива, а потому и несчастливый. Оденься Юля правильно, и дело было бы в шляпе!

Кстати, в отличие от представителей продюсерского цеха Рудковской и Аксюты, Алишер Хозяинов не стал кривить душой и сказал правду, что сама песня ему не понравилась. По его словам, с ним была солидарна Алла Борисовна Пугачёва, которая в своё время осуществляла патронаж молодой певицы в проекте «А-фактор». Примадонна российской эстрады пыталась отговорить Самойлову от поездки в Лиссабон. А ведь прислушайся Юлия к совету такого опытного профессионала, как Алла Борисовна, может быть и удалось избежать душевных потрясений от неудачного выступления!

Хотелось бы также выразить признательность за профессиональную честность продюсеру Иосифу Пригожину, сказавшему, что победа израильтянки Нетты Барзилай с композицией «Toy» на «Евровидении» лишний раз подтверждает, что этот конкурс «не про песню». То есть в выступлении Нетты было всё, и позитив, и энергия, и крутизна, но не было самого главного – хорошей песни. Так же Иосиф Пригожин усомнился, что, будучи в здравом уме и трезвой памяти, когда-либо соберётся слушать подобную композицию. Одним словом, не оставила она в его душе никакого следа. Всецело разделяю мнению уважаемого Иосифа, и думаю, что к нему присоединятся миллионы российских меломанов, давно соскучившихся по новым мелодичным песням!

Уже не первый год мы пытаемся подстроиться под вкусы европейского слушателя, чтобы завоевать его симпатии, и заказываем музыку и тексты песен для наших конкурсантов то шведам, то американцам, или грекам с израильтянами. Всегда ли это гарантирует успех? Отнюдь, нет! Вот вам наглядный пример. Если в 2008 году Дима Билан завоевал на Евровидении первое место с песней «Believe», музыка к которой была написана американским композитором Джимом Бинзом, то в 2011 году наш Алексей Воробьёв оказался на шестнадцатом месте со своей композицией «Get You», к написанию которой приложил руку швед RedOne, известный своим сотрудничеством аж с самой Леди Гагой! Песню для Юлии Самойловой также создавал интернациональный коллектив, состоящий из двух израильтян - Нетты Нимроди и Арье Бурштейна, а также россиянина Леонида Гуткина. Результат 2018 года вам уже известен. Так же «иностранный след» прослеживается в песнях других наших конкурсантов – Дины Гариповой, Полины Гагариной, Сергея Лазарева и Алсу. И что характерно, ни одна из этих песен не стала заметным культурным явлением, настоящим хитом-долгожителем ни у нас в стране, ни за её пределами.

Так и хочется сказать, а не пора ли заняться «импортозамещением» в отечественном песенном искусстве и сделать культурный прорыв в этом направлении?!

Очевидно, что когда мы пытаемся подстроиться под чужие вкусы, то неминуемо теряем свою самобытность, опору на собственные музыкальные традиции. Говорят, что русская мелодика сильно отличается от западной, и поэтому непонятна европейскому слушателю, а, значит, не будет продаваться на рынке шоу-бизнеса. Но это полное враньё. Достаточно вспомнить множество русских народных и советских песен, которые до сих пор на слуху у иностранцев: Калинка, Очи чёрные, Подмосковные вечера, Кони-звери, Дорогой дальнею да ночкой лунною... И этот список можно продолжать и продолжать. Эти песни переведены на многие европейские и азиатские языки и имеют десятки зарубежных кавер-версий, исполняемых звездами забугорной эстрады. А теперь назовите мне хоть одну современную российскую песню, написанную по западным лекалам, которую бы крутили на зарубежных радиостанциях, и на которую иностранные исполнители делали бы кавер-версии. Не вспомнили? То-то и оно!

Если наш исполнитель на международном конкурсе поёт песню, сочинённую иностранным композитором, на иностранном языке, непонятно чью культуру он представляет за рубежом. Хотелось бы напомнить, что изначально конкурс "Евровидение" учреждался, как фестиваль национальных культур, несущих свою самобытность. Поэтому конкурсант должен был исполнять свою песню на родном языке, точнее, на государственном языке страны, которую он представляет.

Сейчас это правило не действует, и певец может самовыражаться на любом языке (в подавляющем большинстве случаев – на английском). В результате зрителю преподносится стандартная мешанина из трудно запоминаемого музыкального шума и словесной абракадабры (почитайте так называемые «тексты» песен), выдаваемой за глубокомыслие, а также танцевального и лазерного шоу на сцене, которые даже при развитой фантазии трудно ассоциировать с тем, о чём поёт конкурсант.

Что касается выступления победительницы «Евровидения 2018» израильтянки Нетты Барзилай с композицией «Toy», то можно сказать, что оно оказалось лучшим из всего худшего, что было представлено на конкурсе. Нелепые прыжки и ужимки, которыми нас попотчевала Нетта, можно с лихвой увидеть в обезьяньем питомнике любого городского зоопарка, и в Лиссабон за этим ехать не надо. Свои вокальные приёмы Нетта, вероятно, тоже переняла у братьев наших меньших – обезьян-ревунов.

Кстати, Филипп Киркоров, приехавший в этом году на «Евровидение» в Лиссабон со своими подопечными – участниками молдавской группы DoReDos, галантно поздравил Нетту Барзилай с убедительной победой. Он выразил уверенность, что песня израильтянки безо всякого сомнения станет шлягером этим летом. Браво Филипп! Надеемся услышать композицию «Toy» в Вашем мастерском исполнении. Мы знаем, Вы большой специалист по кавер-версиям (привет от Даны Интернэшнл!).

Хочу огорчить российских поклонников Нетты Барзилай, ожидавших увидеть «живую легенду» в России на вручении премии «Трансформация» от телевизионного канала «Муз-ТВ». Прибыть в нашу страну певица не сможет из-за того, что планирует участвовать 8 июня в гей параде, который будет проходить в Израиле. И это мероприятие Нетта пропустить не может в силу его большой важности. Как хорошо, что крепкие традиции здорового гомосексуализма, заложенные на «Евровидении» бородатой Кончитой Вурст, имеют своё достойное продолжение!

Стоит ли расстраиваться и рвать на себе волосы по поводу того, что представитель нашей страны не прошёл в финал конкурса песни «Евровидения»? Думаю, нет! Просто нужно вспомнить о наших музыкальных культурных корнях, имеющих многовековую историю, и опираясь на них, начать писать достойные песни. Для этого нам нужны хорошие композиторы с профильным консерваторским образованием, а не продюсеры и диджеи, а также хорошие поэты, имеющие навыки стихосложения, а не составители текстов. Ибо в русской традиции песня – это сочетание душевной музыки для сердца, и содержательных стихов для ума.