Священный хлеб-просфора, артос

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой.
И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой.

В нашей жизни хлеб занимает особое место. Он является символом всякой пищи и тех трудов, которые необходимы для её добывания. «В поте лица твоего будешь есть хлеб»-(Быт.3, 19) некогда сказал Бог Адаму.

Есть в хлебе и религиозная символика. Господь Иисус Христос называл Себя «хлебом жизни» (Ин. 6, 35), говорил. что «ядущий хлеб сей, будет жить вовек» (Ин. 6, 51). Наконец, Он благоволил хлебу, весьма близкому по составу к человеческой плоти, быть в Таинстве Евхаристии присуществояемым в Тело Свое: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф. 26, 26).

Хлеб, состоящий из многих зерен, олицетворяет собою Церковь – Единую при множестве ее членов. Помимо Евхаристического Хлеба, Православная Церковь содержит несколько видов хлеба освященного.

Просфора - (приношение – греч.)- это белый пшеничный хлеб, выпекаемый на дрожжах, с добавлением святой воды. Название происходит от обычая первых христиан приносить для совершения Евхаристии хлеб из дому. Сейчас просфоры готовят при церквях. Они состоят из двух круглых частей, в ознаменование двух естеств Христа. На верхней части ставится печать с изображением Креста (на монастырских просфорах встречается изображение Божией матери или святых).

Во время Божественной Литургии из одной (агничной) просфоры особым способом вырезается прямоугольная часть – Агнец, который в последствии будет пресуществлен в Тело Христово. Из других просфор, меньших по размеру, извлекают частицы в память членов Земной и Небесной Церкви; эти частицы в конце Литургии опускаются в Кровь Христову. Малые просфоры положены тем, кто подавал в алтарь поминальные записки.

Обрезанные части агничной просфоры называются антидором (вместодарие – греч.). По Уставу, их вкушают люди не причащавшиеся Святых Таин. Обычно же антидор достается служителям алтаря.

Артос – (квасный хлеб-греч.)- хлеб, освящаемый в Пасхальную ночь. Во всю Светлую Седмицу артос – символ Воскресшего Христа – пребывает на аналое напротив Царских Врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В светлую Субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают богомольцам. Народное благочестие усвоило артосу и крещенской святой воде значение посильной замены Святых Даров для умирающих, не могущих причастится.

И просфоры, и артос, и антидор полагается есть натощак, с молитвой. Хранить освященный хлеб надо в чистой посуде отдельно от прочих продуктов. По традиции артос делят на мелкие части и потребляют в течение года, от Пасхи к Пасхе.

Еще один вид освященного хлеба – тот, который раздается молящимся за Всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечернее Богослужение длилось довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.