Беременность и роды в средние века на Руси и в Европе.

29.03.2018


   В прошлые века уровень медицинской помощи был на много ниже, чем в настоящее время. Отсутствие полноценной гигиены, эпидемии, голод, войны вызывали повышение материнской и детской смертности.
Так как же русские и европейские женщины рожали и вынашивали своих детей? Легче или тяжелее им давались роды?
На Руси, хоть и роженица считалась «нечистой»,  но и это было скорее от поверья, что беременная женщина находится по середине между миром живых и мертвых, гигиена родов на Руси по тем временам была на высшем уровне.
Рожали преимущественно в банях, знатные женщины могли рожать и в своих покоях. Перед родами деревянные стены и пол бани начищали добела, после этого пропаривали в определенной последовательности. Развешивали травы, нагревали воду, готовили одежду для роженицы и младенца.
Роды принимали, как правило, повивальные бабки, которые представляли собой не богатых, многорожавших, голубоглазых женщин. В более позднее время роды мог принимать и врач, но и врачи того времени не гнушались прибегнуть к помощи повивальных бабок. Средневековые акушерки давали советы женщине, в какой позе ей удобнее будет рожать, поили лекарственными травами, которые усиливали схватки, обладали кровоостанавливающим действием. Крестьянки часто рожали стоя или на корточках, знатные женщины всё-таки лежа. Затем они принимали ребенка, перевязывали пуповину, и поле прекращения ее пульсации перерезали. Так же они умели оказать помощь и рожанице, вправляли матку, «ставила на место» внутренние органы, но часто это было не удачным. Более удачно в то время оказывалась помощь младенцам.
Повитуха тщательно разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку младенцу. Слабого ребенка отправляли для «пропекания» в печь, считая, что теперь так он будет более крепким. Малыша обмывали в специальной воде с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты.
Перед родами женщина прощалась со всеми домочадцами, ведь итог родов был не предсказуем. В некоторых местах при родах присутствовали только повитуха и мать женщины, в некоторых принимал участие и муж. 
Муж развязывал пояс, поил водой, при сильных болях касался коленом ее спины. Сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах.
Новорожденного заворачивали в отцовскую рубаху, а затем в отцовский тулуп. Рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах. Мужчину кормили кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать». 
Однако стоит сказать, что, не смотря на почтительное отношение к беременным и заботу о них, от работы женщин не освобождали. Давали более легкую работу. Но считали, что отсутствие физической нагрузки делали роды более болезненными и сложными. По историческим данным раньше роды не смотря ни на что, протекали легче, и были для женщин менее болезненными.
После родов женщину клали на пол, на ржаную солому, давали отлежаться примерно неделю. Первые три дня после родов, для женщины истапливалась баня, где за ней ухаживала повитуха. Через три дня женщине разрешалось по не многу ходить.
Однако шесть недель назад родившая, считалась еще полумертвой. Повитухи запрещали тяжелую работу до шести недель. Но это возможно только в больших семьях, где есть, кому помочь. В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором пишет о том, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание.
Кроме медицинской помощи, повитухе так же совершали обряды, читали заговоры, молитвы.
На Руси, попытку узаконить работу повитух сделал Петр I, он запретил им убивать ребенка, рожденного с аномалиями. Так же были организованы первые приюты для детей, оставшихся без родителей
Средние века стали очень тяжелым временем для европейских женщин. Древние знания почти забылись, новое запрещалось католической церковью. Чаще рожали под присмотром повитух и рожавших женщин в своих домах, в тяжелых случаях к знатным женщинам вызывали врача хирурга, который мог сделать кесарево сечение. Но исход такой операции, чаще всего, был летальным для матери. В XVI веке впервые применили щипцы при извлечения ребенка. Гигиена была не на высоком уровне, женщины и дети часто умирали от инфекций и сепсиса. Плодоразрущающие операции, с целью спасти женщину так же, чаще всего были не удачными. Женщины много болели и очень быстро старели, имея к 30 годам кучу заболеваний и вид старухи.
В последующие века медицина бурно развивалась, снизилась материнская и младенческая смертность, операции стали спасать. Женщинам стало легче и спокойнее. Однако не стоит забывать полезных обычаев древности, ведь в сочетании с современной медициной они способны творить чудеса для женского здоровья
В прошлые века уровень медицинской помощи был на много ниже, чем в настоящее время. Отсутствие полноценной гигиены, эпидемии, голод, войны вызывали повышение материнской и детской смертности. Так как же русские и европейские женщины рожали и вынашивали своих детей? Легче или тяжелее им давались роды? На Руси, хоть и роженица считалась «нечистой», но и это было скорее от поверья, что беременная женщина находится по середине между миром живых и мертвых, гигиена родов на Руси по тем временам была на высшем уровне. Рожали преимущественно в банях, знатные женщины могли рожать и в своих покоях. Перед родами деревянные стены и пол бани начищали добела, после этого пропаривали в определенной последовательности. Развешивали травы, нагревали воду, готовили одежду для роженицы и младенца. Роды принимали, как правило, повивальные бабки, которые представляли собой не богатых, многорожавших, голубоглазых женщин. В более позднее время роды мог принимать и врач, но и врачи того времени не гнушались прибегнуть к помощи повивальных бабок. Средневековые акушерки давали советы женщине, в какой позе ей удобнее будет рожать, поили лекарственными травами, которые усиливали схватки, обладали кровоостанавливающим действием. Крестьянки часто рожали стоя или на корточках, знатные женщины всё-таки лежа. Затем они принимали ребенка, перевязывали пуповину, и поле прекращения ее пульсации перерезали. Так же они умели оказать помощь и рожанице, вправляли матку, «ставила на место» внутренние органы, но часто это было не удачным. Более удачно в то время оказывалась помощь младенцам. Повитуха тщательно разглаживала ручки, ножки, животик, «правила» головку младенцу. Слабого ребенка отправляли для «пропекания» в печь, считая, что теперь так он будет более крепким. Малыша обмывали в специальной воде с использованием соли, куриного яйца и серебряной монеты. Перед родами женщина прощалась со всеми домочадцами, ведь итог родов был не предсказуем. В некоторых местах при родах присутствовали только повитуха и мать женщины, в некоторых принимал участие и муж. Муж развязывал пояс, поил водой, при сильных болях касался коленом ее спины. Сегодня массировать спину, чтобы снять нагрузку с позвоночника, учат на специальных курсах. Новорожденного заворачивали в отцовскую рубаху, а затем в отцовский тулуп. Рубаху снимали прямо с отца, чтобы она сохраняла родной запах. Мужчину кормили кашей с солью и перцем и приговаривали: «Солоно и горько рожать». Однако стоит сказать, что, не смотря на почтительное отношение к беременным и заботу о них, от работы женщин не освобождали. Давали более легкую работу. Но считали, что отсутствие физической нагрузки делали роды более болезненными и сложными. По историческим данным раньше роды не смотря ни на что, протекали легче, и были для женщин менее болезненными. После родов женщину клали на пол, на ржаную солому, давали отлежаться примерно неделю. Первые три дня после родов, для женщины истапливалась баня, где за ней ухаживала повитуха. Через три дня женщине разрешалось по не многу ходить. Однако шесть недель назад родившая, считалась еще полумертвой. Повитухи запрещали тяжелую работу до шести недель. Но это возможно только в больших семьях, где есть, кому помочь. В начале 12-го века внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, написала трактат о женской гигиене, в котором пишет о том, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте – мыться в бане каждые три дня. Кормящей матери следует всячески помогать – освобождать от тяжелой работы и давать дополнительное питание. Кроме медицинской помощи, повитухе так же совершали обряды, читали заговоры, молитвы. На Руси, попытку узаконить работу повитух сделал Петр I, он запретил им убивать ребенка, рожденного с аномалиями. Так же были организованы первые приюты для детей, оставшихся без родителей Средние века стали очень тяжелым временем для европейских женщин. Древние знания почти забылись, новое запрещалось католической церковью. Чаще рожали под присмотром повитух и рожавших женщин в своих домах, в тяжелых случаях к знатным женщинам вызывали врача хирурга, который мог сделать кесарево сечение. Но исход такой операции, чаще всего, был летальным для матери. В XVI веке впервые применили щипцы при извлечения ребенка. Гигиена была не на высоком уровне, женщины и дети часто умирали от инфекций и сепсиса. Плодоразрущающие операции, с целью спасти женщину так же, чаще всего были не удачными. Женщины много болели и очень быстро старели, имея к 30 годам кучу заболеваний и вид старухи. В последующие века медицина бурно развивалась, снизилась материнская и младенческая смертность, операции стали спасать. Женщинам стало легче и спокойнее. Однако не стоит забывать полезных обычаев древности, ведь в сочетании с современной медициной они способны творить чудеса для женского здоровья