Лидер - кто он?

29.03.2018

Власть является непременным атрибутом любого общества. Н о если когда-то давно, на заре зарождения человечества, племенем управлял априори самый сильный, ловкий, агрессивный и здоровый, поскольку он мог обеспечить выживание сородичей, то сегодня всё совсем не так. Современное общество может выбирать лидера только из числа тех, кто выдвигает свою кандидатуру, а значит изначально стремится к власти. Может ли стремление к власти быть присуще психологически здоровому человеку? Вопрос спорный.

Большинство авторов различают здоровое стремление к власти, основанное на накопленном опыте, мудрости, стремлении к справедливости и желание взять на себя ответственность за группу или целое государство, и нездоровое - невротичное стремление.

Эрих Фромм (немецкий социальный психолог) рассматривал стремление к власти как черту, присущую авторитарной личности, и назвал садизм основным влечением такой личности. Под садизмом он понимал стремление поставить других людей в зависимость от своих желаний и подчинить их своей воле. С точки зрения Фромма, такая власть не может быть осуществлена без того, кто этой власти подчиняется: садист не существует без своей жертвы. Так, любой авторитарный правитель удовлетворён только тогда, когда имеет возможность распоряжаться жизнями других людей. То есть он может чувствовать свою силу только тогда, когда есть подтвержение его власти. Соответственно, в ситуациях, когда ему не подчиняются, он чувствует слабость, беспомощность, страх что вызывает у него агрессию и стремление контролировать.

Карен Хорни (американский психолог) также полагает, что невротическое стремление к власти рождается из тревожности, ненавсисти и чувства собственной неполноценности.

Дэвид Мак-Клелланд (американский психолог) рассматривал власть как потребность, во-первых, чувствовать себя сильным, а во-вторых проявлять своё могущество в действии. Он считал, что влияние на других людей является лишь одним из многих способов удовлетворения потребности ощущать себя сильным. Мак-Клелланд выделил четыре стадии развития мотивированности властью.

1 СТАДИЯ. Ассимиляция.

Парадигмой первой стадии ("не что придаёт мне силы") являются отношения матери и ребёнка. С позиции ориентации на властьв последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут поддержать, защитить, вдохновить, воодушевить - короче, увеличить ощущение собственной силы ( например человек может вдохновиться речью политического лидера)

2 СТАДИЯ. Автономность.

Парадигма второй стадии ("я сам придаю себе силы") связана с обретением независимости от матери и возрастанием произвольного контроля над своим поведением.

3 СТАДИЯ. Самоутверждение.

Парадигма третьей стадии ("я произвожу впечатление на других") характеризует подростка, для которого перестали существовать авторитеты. Он постоянно меняет друзей, учавствует в соревнованиях, если может одержать верх над другими людьми.

4 СТАДИЯ. Продуктивность.

Прадигма четвёртой стадии ("мне хочется выполнять свой долг") соответствует взрослому состоянию, то есть зрелой личности, посвящающей свою жизнь служению какому-либо делу или определённой социальной группе. Это и есть то самое стремление взять на себя ответственность за других.

В норме все стадии по мнению автора, должны представлять собой последовательные этапы созревания, которые проходит человек во время развития.

Бессознательный выбор.

Однако одной мотивации приобрести власть недостаточно. Необходимы некие харктеристики, которые позволят желающему властвовать выделиться на фоне массы и заставят следоывать за ним. Причём, как показывает опыт, у тех, кто выбирает, срабатывает не рациональное мышление, а в большей степени бессознательные механизмы.

Харизматичность.

Эта характеристика хорошего лидера пришла на смену доминантности. Доминантность - это всего лишь стремление и способность занимать в группе главенствующее положение и оказывать преобладающее влияние на других, диктовать другим свою волю. Доминантность так же рассматривается как, настойчивость, упрямство, независимость, напористость, своенравие, агрессивность, отказ от принятия внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда власти. Харизматичность же отражает выраженные волевые качества человека с нестандартным гибким мышлением, с широкими рамками понимания жизненных и деловых ситуаций, умеющего идти "до победного конца" и вести за собой других. Не редко харизматики обладают ярко выраженными чертами характера, внешности, нестандартными методами принятия решений. Недостаточно только силы и напора, необходим ум, гибкость, нестандартность.

Идентичность.

Тот, кого мы выбираем на роль лидера, должен быть похож на нас: декларировать схожие установки, цели, ценности, но нетолько. Он должен быть похож манерой разговора, культурой речи, отчасти даже увлечениями, манерой одеваться. Так легче идентифицировать себя с лидером, "присвоить себе" его лидерство и тем самым погрузиться в иллюзию обретения собственной власти вместе с выбранным руководителем. В результате любое действие вожака воспринимается как собственное, все решения одобряются, "присваиваются".

Отеческая роль.

Человек, которому охотно подчиняются, должен совмещать в себе черты "отца народов". Архетим отца срабатывает безотказно каждый раз, когда нужно выбрать того, кому подчиняешся. Этот архетип присутствует во всех отношениях, где есть элементы власти. Любой человек, облечённый властью, проявляет по отношению к остальным качества отцовского архетипа; это касается не только монархов, президентов и полководцев, но и руководителей, полицейских, учителей и тех, кто оказывает на других влияние. Когда общество проецирует своего лидера архетип отца, оно приписывает ему как свою систему ценностей и запретов, так и систему санкций. Представитель этого архетипа властен наказывать и миловать. Особенно легкопроисходит перенос архетипа отца, когда люди выыведены из себя, растеряны, напряжены, беспомощны и напуганы. Тогда оглядываются и видят уверенного в себе, сильного человека - облегчённо доверяются его мнению.

Можно ли вырваться из дихотомии "власть - подчинение", или все мы обречены постоянно искать источник своей силы в других? Можно если двигаться в направлении внутренней свободы, искать возможности опоры на себя, отвечать за свою жизнь, и всё что в ней происходит. В таком случае исчезает потребность в идентификации с внешней силой, человек довольствуется внутренней. Только в этом случае возможно достижение той самой стадии продуктивности в мотивированности властью, когда зрелая личность посвящает свою жизнь служению какому-либо делу или определённой социально группе.

Из чего складывается статус.

И наши гены, и среда - всё учавствует в формировании статуса. На нём сказывается и то, что от нас не зависит, и то, что мы в силах изменить. Важны физические данные: статус более рослого, сильного и привлекательного человека выше. Имеет значение отношение ширины лица к длине: чем больше этот показатель, тем выше уровень тестостерона. Такие мужчины агрессивнее, сильнее и финансово удачливее длиннолицых. Женщины с большей вероятностью согласятся на второе свидание с таким человеком.

Некоторые социальные теории говорят, что люди повышают свой статус в группе скорее путём производства важных выгод для всех, нежели путём агрессии. Тем не менее приобретению высокого статуса способствует угрожающая внешность, несмотря на то что это не имеет связи с общественным благом.

У экстравертов лучшие шансы на высокий статус, чем у интровертов. Невротизм негативно коррелирует со статусом у мужчин: они "не должны" чувствовать страх, сомнение и печаль. Даже красивое имя играет роль в повышении статуса: шансы получить работу у человека с хорошо звучащими именем и фамилией - многократно больше, чем у человека с неблагозвучным. Влияет и образование родителей и их отношение к образованию детей: наличие книг в доме подростка в 14 лет позволяет предсказать его будущий статус, учёбу в университете и количество лет обучения. Так же, важную роль играет везение.

Как статус меняет человека.

О влиянии статуса на его обладателя свидетельствуют исследования. Начальники лучше определяют эмоции других людей, чем подчинённые. Те, у кого есть контроль над ресурсами, чаще выражают свои истинные чувства, у них больше позитивных эмоций и меньше негативных, они лучше принимают вознаграждение и хуже различают угрозы. Высокий социальный статус избаляет от необходимости доказывать свою мужественность. Эксперименты показали, что люди с низким статусом больше этим озабочены и более старательно ходят в спортзал. Доминирование в группе создаёт у других впечатление о компетентности обладателя высокого статуса, однако никакой связи между этими двумя параметрами нет. Чем ниже у мужчины статус, тем сильнее ему нравится большой бюст у женщин. Интересно, что если статус изменится в сторону повышения, то и предпочтение сместится к среднему размеру груди. Чувство власти повышает оптимизм в восприятии риска и ведёт к более рискованному поведению, например развязыванию войны с соседом. Изучение власти и агрессии свидетельствует, что у хронически низкостатусных людей случайное обретение статуса ведёт к некрасивому поведению - они более мстительны и коварны. Высокий статус не только превращает мир вокруг в чашу изобилия, но и меняет восприятие этого мира. Человек небольшого роста, облечённый властью, кажется себе выше, больше и сильнее, чем он есть на самом деле.