Национальный Пантеон и проклятие Санта Энграсии.

Автор: Алла Боголепова

Национальный Пантеон – это абсолютный архитектурный шедевр в стиле португальского барокко. Стены из розового мрамора венчает грандиозных размеров купол, без очертаний которого немыслима панорама Алфамы. Сейчас Пантеон – это дань памяти выдающимся португальцам: политикам, писателям, путешественникам. Но в середине 16 века строительство храма на этом месте было начато ради одной единственной женщины, вернее, юной девушки по имени Энграсия, одной из первых христианских мучениц на Иберийском полуострове.

История началась в четвертом веке. Территория современной Португалии находится под властью Рима: ею правят наместники императора Диоклетиана. Молодая девушка из иберийской аристократии в сопровождении нескольких спутников путешествует из Браги в Руссильон. Она едет к Аквитанию на собственную свадьбу – результат договоренности одной знатной семьи с другой. Ничего криминального, за исключением того факта, впрочем, тщательно скрываемого, что Энграсия и вся ее семья – христиане. Неизвестно, кто донес об этом властям, но девушку задержали и после долгих пыток казнили. Впоследствии Энграсию канонизировали, и в 1568 году Мария, дочь короля Мануэла Первого, решила построить храм и перевезти реликварий Санта Энграсии из Браги в Лиссабон. Храм этот был возведен на месте старой церкви двенадцатого века и просуществовал чуть больше века, до 1681 года, когда был сильно поврежден океанским штормом с грозой. Впрочем, судьба этого храма с самого начала была несчастливой: частые обрушения и поломки требовали постоянного ремонта. Поэтому после бури 1681 года было решено снести его и построить новый.
Возведение нового храма было начато уже в следующем году. Король Жуан Пятый доверил строительство архитектору Жуану Антунешу. В Лиссабоне сохранилось не так много произведений этого великого деятели португальского барокко, например, спроектированный им храм Менино Деуш, но главным делом его жизни стала, конечно, церковь Санта Энграсия. Делом, которое он так и не закончил.

В облике храма присутствует явное влияние итальянского барокко и в частности, великого Франческо Борромини: сложная внутренняя отделка из нескольких видов цветного мрамора, обилие деталей, головокружительная работа с пространством. Антунеш смягчил радикальные идеи Борромини лаконичной классикой: Санта Энграсия построена в форме греческого креста, портик главного входа поддерживается четырьмя колоннами, а огромный купол, которого Антунеш так и не увидел, возносится на высоту 80 метров. Строительство Санта Энграсии продолжалось в общей сложности 284 года и закончилось лишь в 1966 году, причем к этому времени храм уже был переведен в статус Пантеона. Собственно говоря, решение превратить Санта Энграсию в место захоронения выдающихся португальцев, было принято еще в 1916 году специальным правительственным декретом. А сама идея создания Пантеона возникла и того раньше, в середине 19 века. Санта Энграсия была выбрана из-за своего расположения – фрегезия Сао Висенте де Фора, самый центр Лиссабона, а также благодаря тому, что из-за трехвекового строительства она не успела приобрести для лиссабонцев такое саркальное значение как, скажем, монастырь Жеронимуш или церковь Менину Деуш. Достаточно сказать, что в разное время Санта Энграсия использовалась как оружейный склад, зернохранилище и даже обувная фабрика.

Вечный недострой посреди города вошел в лиссабонский фольклор как «Обраш де Санта Энграсия» - ремонт Санта Энграсии, синоним бесконечного и бессмысленного процесса, завершения которого никто уже не ждет. С случае со зданием Пантеона лиссабонцы склонны винить так называемое «проклятие Санта Энграсии». В приходском архиве Сао Висенте хранится документ о событии, которое произошло 15 января 1630 года, когда из церкви, той самой, первой, на месте которой теперь возвышается Пантеон, были украдены драгоценные реликвии. В святотатстве обвинили человека по имени Симон Пиреш Солис – сразу несколько свидетелей показали, что видели его поблизости в ночь преступления. Пиреша арестовали и потребовали объяснений. Он признал, что свидетели видели его, но свою вину в краже отрицал и даже под пытками не выдал истинной цели своего ночного пребывания у Санта Энграсии. Однако Пиреша признали виновным и сожгли на площади Санта Клара, той, где теперь находится знаменитый блошиный рынок Фейра да Ладра. Лишь через несколько лет выяснилось, что молодой человек шел в монастырь Санта Клара, чтобы встретиться со своей возлюбленной, монахиней по имени Виоланте, которую заставили принять постриг именно из-за этой запретной любви. Пиреш предпочел погибнуть на костре, но не бесчестить имя девушки. Однако за несколько минут до смерти он выкрикнул «Я невиновен, и это также верно, как то, что эта церковь никогда не будет достроена!»
Действие проклятия продолжалось до 1966 года, когда Пантеон был официально открыт для посещений. Среди тех, чьи могилы находятся сейчас в Пантеоне – писатели Алмейда Гаррет и София ди Меллу Бреннер, фадишта Амалия Родригеш, футболист Эусебиу. Также в Пантеоне воздвигнуты кенотафы, символические могилы, великого коннетабля Нуну Алвареша Перрейры, Генриха Мореплавателя, первооткрывателя Бразилии Педру Алвареша Кабрала, Вашку да Гама и Камоэнса.

Скромная церковь превратилась в средоточие исторической памяти Португалии. Возможно, именно поэтому вид на Тежу, который открывается со смотровой площадки Пантеона на высоте 80 метров, позволяет почувствовать все величие несгибаемого португальского духа.