Философия денег (продолжение)

Историческая миссия денег состоит не только в «содействии торговле» и в развитии «рыночной экономики», но и в росте «экономического человека» с его своеобразными ценностными установками. Деньги изменили не только «мир вещей» и «мир людей», но и сыграли определенную роль в изменении внутреннего мира человека - его интересов, идеалов, устремлений и моральных критериев. Деньги изменили систему ценностей людей, присвоив себе центральную роль как универсальную ценность.

Деньги - это ценность , но в чем состоит их ценность? Можно было говорить о реальной стоимости денег только тогда, когда существовали деньги в форме благородных металлов в своей полноценной форме. Но переход к другим формам денег - монеты и банкноты - с номинальной стоимостью, деньги превратились в знак, в символ информации. Тем не менее деньги остаются самой высокой ценностью, благодаря которой они способны служить как средством, так и окончанием обмена. Ценность денег основывается не на материальной форме, а на содержании социального процесса, которые они опосредуют посредством их обращения и, таким образом, делают возможными.

Деньги - это вещь , которая, независимо от ее материальной или символической формы, имеет свой собственный способ перехода от одного человека к другому, и этот особый способ передвижения превращает их в средство социального взаимодействия, в среду общения. Это «источник огромной ценности для общества».

Механизм социального взаимодействия посредством денег можно суммировать как два чередующихся действия: присвоение и отчуждение. Люди, живущие в обществе, могут подбирать товары только путем отчуждения денег и могут увязывать деньги путем отчуждения товаров (или труда). Это социальный порядок перераспределения социальных ценностей и распределения ресурсов. То, что было моим, становится чьим-то другим, а то, что было чьим-то другим, становится моим в соответствии со способностью платить. Деньги становятся средством универсальной обменяемости. Постоянное чередование отчуждения и ассигнований создают рыночную пульсацию и обеспечивают экономические связи между производителями и потребителями, что в конечном итоге составляет экономическую жизнь общества.

Постоянное чередование отчуждения и присвоения означает способ человеческого сотрудничества и создает социальные связи экономики единого, социально-экономического организма, основанного на взаимной зависимости каждого.Непрерывное чередование отчуждения и присвоения является механизмом социального взаимодействия частных интересов, способом, которым люди могут реализовать свои цели, желания и мечты - свою свободу в выборе. Все эти моменты самореализации личности в обмене составляют жизнь «экономического человека» с ее количественными и качественными характеристиками.

Деньги выражают количественную определенность (пределы) возможного в действиях людей. Они измеряют количественные пропорции обмена и обеспечивают принцип эквивалентности. В этом смысле можно сказать, что деньги - это «порядок из хаоса», порядок «коллективной игры», называемый «рынком», который устанавливает равные права для его участников. Деньги работают как средство социально-нормативного регулирования экономической жизни.

Но деньги также выражают качественную безграничность в возможных действиях людей. Благодаря своей универсальной ценности деньги действуют как безусловный стимул и движущий мотив для всех видов деятельности, в том числе и бесчеловечных. Это делает работу привлекательной даже направленную против человека, и превращает то, что не должно было быть предметом купли-продажи. В этом смысле деньги приносят «хаос» в жизнь общества, и показывают, как частные интересы могут влиять на общественный порядок. Будучи соблазном, они действуют как испытание человеческой морали.

Деньги наполняют волю человека материальной силой, которая может быть реализована через социальный механизм - рынок, но они остаются безразличными к тому, на что нацелена эта цель. Это происходит из сферы разума .

Деньги добросовестно подходят как к разрушительным, так и к конструктивным действиям человека и являются лишь средством осуществления его воли и разума. Но в этой роли деньги не пассивные. Они либо создают, либо разрушают человека как личность, оказывают сильное влияние на формирование его индивидуальной системы ценностей и на соответствие личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения между двумя силами - причиной и интересами денег - в целенаправленной деятельности людей.

Деньги создают необходимость для человека рационально обосновывать свои действия. Здесь нужно согласиться с Г. Симмелем, который считал, что интеллект развивается параллельно с денежной экономикой. Кроме того, деньги помогают развить «социальный интеллект», вынуждая общество контролировать «свободную игру рыночных сил».

Деньги - это социальное благо, «социальное изобретение», и общество несет ответственность за своего «ребенка». Так же, как когда-то давно, деньги были созданы социальной волей, теперь мы должны использовать силу социального разума, чтобы понять место и роль денег в жизни общества и научиться контролировать эту «стихийную силу». Этого можно добиться, объединив усилия практически ориентированной экономической науки и философии, стремящейся познать мир в целом.

Современная экономическая наука может похвастаться большими достижениями в разработке методов управления денежными потоками, но многие вопросы теории денег остаются без ответа. Мы должны искать сущность денег не только в закономерностях рынка, но и в закономерностях социального развития. Деньги являются одновременно продуктом цивилизации и инструментом ее дальнейшего развития. Это требует философского объяснения.

Философия денег - это не пустое теоретизирование. Суть и роль денег - это основная теоретическая проблема, которая использовалась для контраста «плановых» и «рыночных» экономик, социализма и капитализма. Это ключевой фактор, определяющий пределы свободы и равенства людей в обществе с денежной экономикой.

Философия денег - это способ интеллектуального исследования сущности денег как социального явления и его влияния на «мир вещей», «мир людей» и «внутренний мир» индивида.

Философия денег может внести определенный вклад в просвещение человечества и помочь людям вспомнить, что «мера всех вещей» всегда должен быть-человек.

Если Вам понравилась, ставьте лайк и подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить следующий материал. https://armandagroup77.goodly.pro/backend/link/link