Карьера тренера или инструктора по фитнесу

Мы часто сталкиваемся с случаями профессионального выгорания, которые связаны с тем, что тренер перестает видеть перспективы в своей работе и теряет цель.

Это очень распространенная ситуация, так как явных вариантов развития не так уж и много, а осознание того, что ничего особо не поменяется и через 10 лет, гнетет и заставляет впадать в уныние.

Поэтому мы решили рассмотреть возможные пути развития тренера, которые позволят сохранять ощущение динамики происходящего.

Управленец

Это наиболее очевидный путь для тренеров, которые стремятся двигаться к вершине.

Закономерная цепочка может выглядеть следующим образом:

Тренер -> старший тренер -> фитнес-менеджер/директор -> руководитель направления в сети клубов -> фитнес-директор в сети клубов -> генеральный/исполнительный директор сети

Иногда эта цепочка может после позиции фитнес-менеджера включать позицию управляющего клубом.

Что стоит учесть:

  • Без тренировок. Двигаясь по этому пути и стремясь на каждой из позиций быть максимально эффективным, вам придется забыть о тренировках с клиентами. На позиции старшего тренера это еще не столь очевидно, на позиции фитнес-менеджера становится уже понятно, а выше это уже осуществленный факт. У вас просто не будет хватать времени заниматься сразу двумя направлениями с полной отдачей.
  • Потолок. У большинства целеустремленных тренеров, выбравших этот путь, карьерный рост окончится на позиции фитнес-менеджера. В управляющие предпочитают брать тех, у кого есть опыт управления объектом (что справедливо, так как фитнеса в этой работе не так уж и много). А что касается позиций в сетевом руководстве, то желающих много, а позиций мало, да и освобождаются они довольно редко.
  • Лидерство. Быть хорошим тренером с большими амбициями и быть хорошим управленцем - это две большие разницы. Объективно оцените свои лидерские качества. Готовы ли вы всегда брать ответственность за все происходящее на себя - не только по своим действиям, но и по действиям тех, на кого вы влияете (например ваших клиентов). Готовы ли работать больше других за меньшие деньги. Готовы ли выполнять чужую работу, если с ней не справились подчиненные. Готовы ли...

Чему учиться:

  • Продукту. Вы должны знать нюансы тренировочного процесса лучше, чем большинство тренеров. Вы должны быть всегда на острие фитнес-тенденций. Это устранит вопросы со стороны подчиненных касательно вашей компетенции.
  • Менеджменту. Лидерству вас никто не научит, а вот менеджерским процессам более чем. Учитесь у тех, кто доказал свой уровень большим спектром решенных задач и реализацией сложных бизнес-процессов. На данный момент можем порекомендовать лишь стандартные управленческие обучения, в фитнесе пока, к сожалению, уровень обучения менеджменту не тот, что потребуется вам через несколько лет.
  • Ответственности. Без этого управленцу никуда. Управленец, который стремится скидывать ответственность на других, либо быстро теряет свою должность, либо тратит много нервов, времени и сил, чтобы на ней удержаться. Ни первый, ни второй пути не являются адекватными. Но всегда вопрос - как учиться. Тут нет ничего сложного, просто проявляйте инициативу на нынешнем месте работы. Попросите доверить вам организацию какого-либо мероприятия или возьмите на себя ответственность за какой-то сложный бизнес-процесс. И руководство будет довольно, и вы на себе ощутите всю красоту подобной работы, получив ряд новых навыков.
  • Креативности. Перед любым руководителем стоят задачи, поставленные более высоким начальством. Задачи эти, как правило, не отличаются ни простотой, ни понятными способами достижения целей. И вам каждый раз придется на ходу придумывать, как это осуществить, а заодно и перепридумывать, когда что-то пойдет не так (а оно пойдет, будьте уверены). И делать всё это надо крайне быстро. Одним из вариантов получения данных навыков является постановка сложных задач перед собой в своих личных показателях и результатах клиентов. Ваш клиент хочет похудеть, но ест торты на ночь? Это поле для вашей креативности. Вы хотите заработать 200 000 за месяц, но получаете с персоналки меньше 1-й тысячи и у вас клуб уровня суперэконом? Это поле для вашей креативности. Любая задача решаема, всё зависит лишь от того, кто решает.
Перед тем, как выбрать этот путь, определитесь в ваших мотивах. Если вы хотите много денег, славы и почитания подчиненными, то не стоит - этого там, в сущности, нет. Если вы крайне амбициозны, хотите сделать процессы лучше прежних и вам всегда хотелось организовать все так, чтобы работало словно швейцарские часы - тогда в добрый, но тернистый путь.

Свой клуб/студия

Другой распространенный вариант, засевший в головах тренеров, это собственный бизнес. Вариантов много - от небольшой студии персонального тренинга до масштабной сети клубов. Со своей стороны не можем сказать, что этот путь закономерен и очень уж актуален. Скорее, он рассматривается многими в связи с уверенностью в высоких доходах от этой деятельности и отсутствием понимания, какие иные варианты развития возможны.

Также стоит отметить, что существует расхожее заблуждение, будто свое заведение позволит тратить гораздо меньше времени на работу и больше на наслаждение жизнью, проводимой в тратах огромных сумм, принесенных своей студией или клубом.

Что стоит учесть:

  • Маржа. Начнем с того, что прибыльность бизнеса в сфере фитнеса оставляет желать лучшего, если сравнивать с вариантами из других сфер. Сложилось мнение, что клубы "гребут деньги лопатой", тогда как на самом деле значительное их количество постоянно борется за выживание. Взгляните хотя бы на постоянные акции на клубные карты. Это не от хорошей жизни, ведь площадь клуба конечна и регулярное наполнение его за счет дисконта снижает общую прибыльность. У студий ситуация не лучше, а часто хуже. Ведь там нет возможности закрывать финансовые дыры за счет продажи клубных карт. Первое, что необходимо сделать при решении двигаться в направлении собственного клуба или студии - просчитать хотя бы три модели бизнес-плана. А именно - среднюю, пессимистичную и кризисную. Будьте честны в цифрах и после этого решайте, стоит ли для вас овчинка выделки.
  • Риски. В данной сфере они крайне велики. Обычно риски можно просчитать на основе похожих моделей и опыта конкурентов (собственный опыт играет роль, но не столь существенную). Но конкурентов, на самом деле, довольно мало, чтобы объективно проанализировать все нюансы. А чем больше "белых пятен", тем выше риски. Вам придется проработать план по каждой возможной проблеме - от банального срыва сроков поставки оборудования до мелкой неприятности в виде появления насекомых.
  • Инвестиции. Адекватного рынка инвесторов в фитнес-индустрии просто нет. Это связано, в том числе, с двумя вышеописанными пунктами, а также с довольно сложной системой масштабирования компании. Каждый профессиональный инвестор стремится вложиться в проект с прибылью 10Х и минимальной вероятностью банкротства. Т.е. маржу он хочет, как при венчурных инвестициях, а риски, как при банковском депозите. Банки тоже не ждут с распростертыми объятиями новоявленных бизнесменов, желающих под идею взять энное количество миллионов рублей под залог еще не купленного оборудования. Тут, как правило, приходится использовать старый метод поиска инвестиций, именуемый 3F - family, friends, fools (семья, друзья, дураки).

Чему стоит учиться:

  • Вышеописанному. Тем же моментам, что и в описании менеджерской позиции. Так как вам руководить этим бизнесом, как минимум несколько первых лет. А значит именно от вас будет зависеть, поплывет или утонет.
  • Бизнесу. Есть масса процессов, которые ложатся исключительно на собственника и почти никогда не затрагивают менеджеров, во всяком случае среднего и низшего звена. Поэтому вам придется изучить эти моменты, но поймете и осознаете вы их лишь тогда, когда начнете с ними работать.
  • Маркетингу. Очень приятно думать, что вы наймете сразу хорошего маркетолога и он будет вам "делать маркетинг". Дело даже не в деньгах, которых на момент старта всегда мало, а в качестве и количестве специалистов. Найти хорошего маркетолога, который поймет вашу задумку и создаст продукт, при этом не будет действовать сугубо формально и для галочки - дорогого стоит. Поэтому у вас выбор - надеяться на удачу или разобраться в маркетинге самостоятельно. Котлер и иже с ним вам в помощь.
  • Стойкости. Бизнес, а тем более с такими высокими рисками, всегда сродни плаванию на небольшой парусной лодке в шторм. Вас всё время будет швырять и вы должны быть к этому готовы. В этом нет ничего страшного, это даже придает силы, постоянно вбрасывая адреналин в кровь. Но вы должны держаться, ведь многие тонут просто из-за того, что сдались. Человек довольно успешно адаптируется к внешней среде. Вопрос лишь в том, когда эта адаптация происходит. Рекомендуем проходить ее задолго до старта вашего бизнеса. Для этого ищите места работы, где сложные условия. Преодолевая их и продолжая держаться, вы делаете свою нервную систему более устойчивой к потрясениям, а шкуру менее пробиваемой.
Собственный бизнес - это интересно, но рискованно и без каких-либо гарантий. Если вы хотите сделать что-то такое же, что и все остальные, просто для высокого заработка, то это довольно сомнительная идея, которая может закончить крахом. Лучше всего, если вы начнете что-то уникальное и непохожее на всех остальных, понимая это что-то всей душой и четко просчитав каждый нюанс. Также рекомендуем нырять в собственный бизнес после того, как вы набрались значительного опыта в наемной управленческой работе и, желательно, чтобы это были разные бизнес-модели разных компаний.

Консалтинг/экспертная деятельность

Это направление может разделяться. Либо вы выстраиваете это в виде своего бизнеса и тогда предыдущий пункт вам в помощь (с поправкой на еще более высокие риски и волатильность, но при этом с учетом меньшей зависимостью от инвестиций). Либо вы вливаетесь в какую-то команду в виде наемного или приглашаемого сотрудника. 

Что стоит учесть:

  • Рынок. Он маленький. Даже микроскопический. Пока большинство и клубов, и их сотрудников действуют согласно принципу "и так сойдет". Напомним, что конкуренция на рынке небольшая, проблемы общие и нет накала борьбы, когда отстающие смотрят на расположившегося рядом лидера и стремятся догнать (а затем и обогнать его). Приходится каждый месяц штамповать скидки на карты? У всех так. Тренеры не приносят денег? Так каждый клуб на это жалуется. А значит мы не хуже. Поэтому вам придется либо конкурировать с большим количеством других экспертов на небольшом участке рынка, либо прикладывать огромные усилия, чтобы убедить пассивную часть участников рынка.
  • Результат. Если волка ноги кормят, то эксперта или консультанта кормят отзывы о результатах его работы. А с этим тяжело. Помните, что проведя обучение или создав чек-лист действий, которые помогут клубу/студии/подразделению, вы не можете проконтролировать, что это будет работать. Подключается сразу масса факторов, которые от вас не зависят. Это и компетенции исполнителей, и воля руководства (ведь значительная часть мер является болезненной), и реакцию сотрудников, и многое другое. Поэтому ищите золотую середину - чтобы и результат от ваших действий был, и чтобы вам не пришлось самостоятельно все контролирующие мероприятия осуществлять, затрачивая на это массу времени.
  • Нестабильность. Что при работе на себя, что при работе в виде наемника, вам стоит помнить, что данное направление пока не дает стабильного и прогнозируемого притока клиентов. А значит учтите это при описании рисков, чтобы не оказаться вдруг без копейки в ожидании нового заказа. Вероятнее всего, придется какое-то время совмещать тренерскую деятельность и экспертную/консалтинговую. Но, рано или поздно, этот спасательный трос придется отрезать, а то на двух стульях сидеть не очень удобно и оба места соприкосновения страдают от неполноценности процесса. 

Чему учиться:

Всему, что относится непосредственно к теме, в которой вы позиционируете себя, как эксперта. Вы должны знать лучше (или хотя бы не хуже) каждый аспект. Вам придется развиваться каждодневно, ведь если ваш клиент знает больше вас, то возникнут вопросы в отношении вашей компетенции.

Для себя определите причины, почему вам хочется заняться этой деятельностью и как вы видите себя в ней. Просто дополнительный доход и некоторое признание со стороны коллег? Тогда изучайте тему досконально и присоединяйтесь к какой-нибудь команде. Если же вашим стремлением является желание что-то изменить, выстроить из этого бизнес и стать лучшим в данном направлении, то просчитывайте все нюансы компании, создавайте продукт и за дело.

Профессиональный рост в тренерском искусстве

На самое вкусное мы оставили то, что почему-то редко учитывают при обдумывании своего развития. Так уж сложилось, что почти все считают сохранение позиции тренера на протяжении всей карьеры, чем-то сродни полной стагнации и увядания.

Как говорится, "вы просто не умеете их готовить".

Тренер тренеру рознь. И внутри профессии тренера можно очень даже динамично и успешно развиваться. Мы предлагаем свой взгляд на один из вариантов развития тренера на своей позиции:

  • Новичок. Тренер, способный достигать простейших клиентских задач вроде "похудеть", "тут убрать, а тут добавить", "накачаться" и т.п. Причем наше обозначение его новичком никоим образом не отражает реальный опыт в годах работы. Это может быть и месяц, и полгода, и пять лет, и десять лет. Но это всё те же стандартные задачи, стандартный набор упражнений с небольшими модификациями под современные тенденции и, как правило (но далеко не всегда), невысокий уровень дохода с 1 часа работы. В регионах тренировка такого тренера стоит около 1 000 рублей, в Москве порядка 2 000 рублей. На наш субъективный взгляд, на этой позиции можно задерживаться года на два, дальше начинается выгорание. И мы видели много тренеров, которые сидят на данной отметке по 5-10 лет - это грустное зрелище, потухшие глаза, отсутствие интереса к клиентам, однообразные тренировки.
  • Специалист. В данном случае уже решаются более сложные задачи из области коррекции опорно-двигательного аппарата. Всяческая работа с осанками, тонусом и прочим. НО! Сейчас модно заниматься коррегирующим фитнесом, но при этом не разбираться в базовых основах. Повсеместно встречают специалисты по работе со стопой, которые не могут ответить на вопросы про физиологические процессы, проходящие при этом. Это не специалисты, это новички по нашей градации. Просто задачи они решают чуть другие и для людей пока еще в новинку их инструменты работы. Вспоминая классику, "Год-два, а потом ваши рыжие кудри примелькаются и Вас начнут просто бить". Специалист является надстройкой к базе, а не ее альтернативой, заточенной под коррекцию ОДА. Специалист решает сразу спектр задач - и работы с визуальной составляющей, и осуществление это в оздоровительно-коррекционном ключе. В регионах тренировка у такого тренера стоит 1500-2000 рублей, в Москве 3000-3500. В специалистах вполне нормально посидеть года три-четыре. После чего надо расти дальше.
  • Профессионал. Это тренер, способный работать с уникальными и сложными задачами. Работа штучная, филигранная. По сути всегда проходит в тандеме с рядом других профи - врачом, массажистом, диетологом. Тут задачи уже не "хочу похудеть и что-то у меня поясница болит" или "у меня голова часто болит и плечи перекошены" с прицелом на ближайшие 3-6 месяцев. Это работа стратегическая. Например с людьми, которые нацелены жить долго, хорошо и с удовольствием. Их слегка не устраивает вероятность инфаркта в 50+ лет, какие-то дискомфорты их отвлекают, а еще они намерены через пару лет серфингом увлечься на досуге. Люди, которые привыкли платить за высококлассные услуги и получать гарантированный результат. Те самые, которые ездят в дорогих машинах, с водителем и охраной. У профессионала нет поля для импровизации, у него есть доскональное понимание каждого аспекта. И планирует он работу не на полгода, а на несколько лет вперед. Может быть вам по душе будет работа не со штучными клиентами из области больших денег, а с высокооплачиваемыми спортсменами, которым важен результат и четкая слаженность действий. Тут решайте сами. В данном случае цена индивидуальна, в регионах обычно начинается от 3-4 тысяч за тренировку, в Москве вполне от 5-6.
  • Мастер. Сюда мы отнесем профессионалов, которые создали уникальные тренировочные концепции, которые позволяют другим тренерам развиваться. Это больше научно-экспериментальная область. Взгляните на другие сферы, там такое часто можно наблюдать. В нашем фитнесе пока полноценных примеров нет, есть близкие к этому, но еще не оформившие свои концепции в полноценные научные труды с классическим обоснованием. Из западных вариантов можно назвать Тома Майерса или Грея Кука.
Внутри самой тренерской деятельности можно развиваться долго и динамично. Почему-то часто останавливаются в самом начале. И в итоге тренер, чтобы обеспечить себе высокий заработок, превращается в конвейер, штампующий по 200+ однообразных тренировок в месяц. Если вы любите тренерскую деятельность, то развивайтесь внутри нее. Чтобы стать профессионалом, топ-менеджером или вывести свою студию на стабильный доход, вы затратите примерно одинаковое время. И доход у перечисленных вариантов довольно близок друг к другу. А значит надо выбирать то, что больше по душе и двигаться в данном направлении.

Какой бы из путей вы не выбрали, мы от всей души желаем вам удачи. Главное, чтобы вы по нему шли, а не стояли на месте. А еще лучше, чтобы стремительно неслись вперед и делали этот мир капельку лучше, озаряя его своим светом. ;)

Если у вас есть мысли касательно других вариантов развития тренера и его движения к профессиональным вершинам, то делитесь в комментариях.

А мы, в свою очередь, рекомендуем вам набор обучений, которые будут вам полезны при любом выбранном вами пути:

Выгодный набор>>