Год назад я писала полушутливый пост-недоумение о том, сколько же у нас в России стало курсов литературного мастерства. Потом у меня был более предментый текст с обзором самых невероятных предложений писательских курсов. А после я писала, что им на смену уже пришли курсы академических знаний. Но в очень ужатом виде: это случилось, когда коучей вытеснили с рынка крепкие интеллигенты, бросившиеся удить в сети деньги.
Неожиданно тема вновь вышла в люди вчера, когда критик Константин Мильчин у себя в Фейсбуке добродушно высмеял бесчисленные занятия, как он говорит, креативным врайтингом. Мильчину ответила основатель школы Creative Writing School Майя Кучерская. Все есть у них в ФБ, здесь ссылки давать не буду.
Меня этот феномен повального обучения мастерству интересует давно. А разговор от того увлек, что я два дня назад обсуждала со своим знакомым, поэтом и философом ровно эту проблему. Мы говорили, причем, не столько о столичных этих ловушках для романтически настроенных масс - речь шла про более суровые вариации на тему литературного мастерства: провинциальные такие "школы", где ведут занятия никак не востребованные литературой люди. И я выдвинула версию, что эти курсы - ширма для сбора донатов. Неудобно просто собирать - вот человек и ведет курсы. Я могу себе представить такие курсы от действительно известных писателей: все честно, люди платят, чтобы пообщаться со знаменитостью. Приложиться, так сказать. Остальное - это все изыскивание средств на поддержание штанов. Когда ты не можешь просто взять и выставить номер карты, но денег хронически не хватает. И тут тебе предлагают вести курсы...
Ведут эти курсы, кажется, уже все, кому не лень. Вообще, я вижу от курсов мастерства только одну пользу: какие-никакие деньги для писателей
Из посетителей таких курсов мне более или менее понятны мотивы, пожалуй, лишь клерков, которым для работы нужно подтянуть навыки письма и они идут учиться, чтобы писать рекламные тексты и деловые письма (хотя я бы тут посоветовала начать с Розенталя). Остальное мне глубоко непонятно. Онлайн-курсам литмастерства, креативного письма, копирайтинга (есть и такие) уже достаточно лет, чтобы понять, что они не работают. Мне кажется, профсообществу нужно подбирать какие-то новые слова, потому что заход на рынок с прежними тезисами и слоганами, обещающими научить писать и что-то там говорящими про то, что каждый может написть книгу, смотрится лицемерно: курсы не породили ни одного писателя, который получил бы хоть какую-то известность.
Но люди, что называются, прут и прут. И не только клерки, которым нужно научиться писать письма. Идут разные блогеры, желающие заработать на новых возможностях. В том, чтобы обучать их, нет ничего зазорного. И в тексте о выходе на рынок онлайн-тренингов интеллеигеции (ссылка в начале) я как раз писала, что вижу в этом лишь пользу. В Китае, Вьетнаме, где люди повально одурманены идеей заработать на блоггинге, миллионы, вероятно, учатся писать посты для Инстаграма и тексты для ТикТок-роликов.
Но там честно говорят, что это курсы для инстаграммеров и тиктокеров, а не писателей. Лицемерие в этом - писателями быть не научиться
А идут люди наши туда очень часто именно за писательским будущим. Потому что они еще помнят времена, когда писатели были избранными небожителями. Да и сейчас, если честно, известные писатели в России представляются публике духовными лидерами. На больших писателей смотрят с придыханием.
Карьера писателя в России манила всегда, потому что кажется, что она обеспечивает тебе статус властителя умов. Но еще важнее, что людим стали думать, будто цена входа в писательскую профессию - компьютер дома. Можно даже телефон. Можно - блокнот с ручкой. Это не моя мысль, когда-то прочитала у Дениса Драгунского: людей манит кажущаяся дешевизна входа в профессию - блокнот и ручка. Ну и организаторы литературных курсов обещают за 10 занятий научить писать книгу.
Теперь еще в моде появились книги по писательскому мастерству. "20 секретов шедевра", "Семь шагов к бестселлеру". Все говорят про секреты и алгоритмы - никто не упоминает талант. Секрет шедевра - талант, крепкое образование и море свободного времени. А лучшие книги по писательскому мастерству - по текстологии и литературному анализу текста. Еще - по функциональному синтаксису, герменевтике, истории литературы.
Неплохо бы их читать в рамках университетского, а не онлайн-курса
Понятно, конечно, зачем люди хотят стать писателями. Все мечтают выразить себя, добиться вечной памяти и получать за это еще при жизни деньги. Но на курсах литературного мастерства этому не учат. И не научат. Это аксиома.
А по делу: мне дарили сертификат на обучение CWS. Там поучился мой муж. От нечего делать. Я посмотрела пару раз, чем он там занят... Ну не знаю, как вежливо сказать. Но стоило это тогда, вроде, около десяти тысяч.
Ну и предлагали мне вести такие курсы неоднократно. Я вежливо и со смешком отказывалась. Потому что весь мой курс писательского мастерства состоял бы из одной короткой лекции, на которой я объяснила бы, что этому мастерству не научиться и что, в соответствии с приписанными режиссером Агнешкой Холланд поэту Артюру Рембо фразой, друг у друга учатся только плохие поэты.
Кстати, с критикой писательских курсов и истории мировой литературы в шести вебинарах все припозднились, сейчас уже по интернету преподают основы режиссуры. А на смену курсов литературного мастерства еще весной приходили курсы истории всемирной литературы, философии, культуры. Вот господин Сокуров, прославившийся на этой неделе дважды, предлагает обучить режиссуре кино по интернету.
В целом, думаю, совсем скоро мы будем скучать о временах, когда люди покупали 10 онлайн-занятий по художественному мастерству или истории литературы: приходит эпоха подкастов и формата "Все за пять минут". Вот вам для ознакомления с будущим ролик "Античная литература за 4,5 минуты". Внутри есть ссылка на курс всемирной литературы за пять минут.
Ролик смешной и полон нелепостей. Но чтобы их видеть, нужно окончить филфак. Большинство людей филфаков не оканчивают и поэтому будут имитировать образование по таким видео и подкастам. На этом канале вообще много занятного, есть видео про концепт в языкознании. Тоже на четыре минуты. Самое в таких видео ценное - список литературы в конце. Но вряд ли кто-то будет эти книги читать. Это реальность, о которой я недавно писала: у людей слишком много отвлекающей информации, им некогда что-либо обстоятельно изучать - пришла пора пятиминутных лекций.
Собственно, вот. Можно считать, что я вам сэкономила деньги и время. На курсы эти записываться не надо, лишних надежд в себе тешить - тоже. Писателем стать не так-то просто, даже самым посредственным.