Как повлиять на психические процессы с помощью взаимоотношений и микрогеографического положения?

Психогеография «схематично» изображает, как люди относятся друг к другу, какое и насколько качественное между ними общение.

Например, если мы видим, как два человека находятся друг напротив друга и весьма близко, с точки зрения психогеографии, мы предположим, что эти отношения интенсивные, хотя могут быть как положительно, так и отрицательно окрашены. С увеличением дистанции уменьшается интенсивность. Партнеры преимущественно находятся плечом друг другу и смотрят в одном направлении, словно на общую цель или задачу. Они меньше сфокусированы на другом человеке. Сзади преимущественно встанет человек, направляющий и оказывающий поддержку.

Коуч, зная эти нюансы, может использовать их в своей работе. Иногда это нужно для осознанности и предоставления информации клиенту, а порой для коррекции поведения клиента.

Аналогичным образом психогеография работает в больших группах, что создает поле для действий в командном коучинге.

Другой пример применения психогеографии в качестве метасообщения – расстановка мебели в кабинете руководителя или в комнате для переговоров.

Если нужно взаимодействие, обратная связь, ощущение равенства, лучший вариант, когда участники сидят в кругу. Вам необходимо, чтобы вас слушали? Посадите людей как в театре или рядами, поставьте доску. Ожидаете проактивность? Создайте с помощью мебели впечатление, что намечается «круглый стол». Если посадить членов группы за прямоугольный стол и сесть во главе стола, люди почувствуют иерархию и ваш статус, обратят также внимание на людей по правую и левую руку от вас.

Используйте психогеографию для стимулирования некоторых видов групповой работы: «мозгового штурма» (круг), планирования (полукруг), критики и оценки (линия).

Коучу прежде, чем организовать пространство в кабинете, необходимо осознать, ориентируясь на цели сессии, какое окружение требуется клиенту, тип динамики, тип обстановки, тип психогеографии и положение относительно самого коуча, вспомогательных средств (проектор, доска и т.д.) и других клиентов (при наличии).