Эталоны красоты: взгляд сквозь века. От форм палеолитической Венеры к современной модельной внешности

05.04.2018

Эталоны красоты, запечатлённые в памятниках искусства ушедших столетий, способны многое рассказать о людях разных эпох и цивилизаций. Стереотипное представление об идеальной женской внешности – своего рода лакмусовая бумажка, выявляющая общественные вкусы, нравы и ценности.Расскажет она и о роли женщины в обществе, о том какие её физические и психологические качества наиболее ценились современниками, а также о её здоровье.

Женские образы на заре истории 

Нам трудно разглядеть эталоны красоты в наиболее древних женских образах – ромбовидных статуэтках первобытных Венер, изготовленных из камня, кости или керамики. Возраст их составляет 20–40 тысячелетий. Достаточно короткого взгляда на очертания Венер из Холе-Фельс и Леспюг, Вестоницкой, Виллендорфской или Лоссельской Венер, чтобы понять: продолжение рода было главной функцией женщины.

Во времена палеолита прекрасный пол, судя по мощным формам, едва ли можно было назвать слабым. И больше всего ценились его представительницы за обширные бёдра, груди, живот, словом, все половые признаки. Остальными частями тела художники той суровой поры могли пренебречь, уменьшив размер головы, рук, ног или вовсе проигнорировав их как менее значимые детали.

Излишняя тучность, характерная для большинства палеолитических Венер, – высоко ценимый в ту эпоху признак их фертильности, жизнеспособности в случае голода. Каким нуждам служили эти изваяния? Учёные спорят, выдвигая версии об их принадлежности к матриархальным культам (предметы поклонения), оберегам, амулетам, символам плодородия и даже порнографическим изображениям. Один факт остаётся бесспорным – именно они со всей своей гипертрофированной феминностью открывают галерею женских образов в истории человечества.

Эталоны красоты древних цивилизаций

  • Шумеро-Аккадская цивилизация

Зарождение древнейших цивилизаций открыло совершенно новую страницу в понимании женской красоты. В III тысячелетии до н.э. в долине Тигра и Евфрата уже существовали первые государства Шумеро-Аккадской цивилизации.

Об эталоне красоты в Междуречье мы можем судить по сохранившимся образам богини Иштар, которой предавались андрогинные черты. Её культ совмещал черты богини плодородия и телесной любви и одновременно воинственной и жестокой богини. Её скульптурные изображения демонстрируют подтянутое телосложение с умеренными признаками женственности.

Легенды о прекрасной правительнице Ассирии Семирамиде (той самой, чьи сады являются одним из семи чудес света) также донесли до нас двоякий образ – красивой и обольстительной женщины и суровой, смелой и воинственной царицы.

  • Эталоны красоты в Древнем Египте

Древний Египет оставил нам гораздо больше свидетельств того, какие эталоны красоты имели место у египтян. Многочисленные фрески, рельефы, скульптуры представляют нашему взору строго стилизованные фигуры человека. Канон и стилизация в искусстве говорят о появлении сформированных эстетических вкусов у древних египтян. А значит, именно с этого времени мы можем всерьёз говорить об общественных стереотипах и идеалах красоты.

Не отказываясь от портретного сходства, древнеегипетские мастера создавали мужские и женские образы, покоряющие воображение потомков тысячелетия спустя. Таковы образы фараона Рамзеса II, царственной четы Эхнатона и Нефертити и др.

Женская красота в Древнем Египте обрела индивидуальное лицо и душу, перестав быть только символическим отображением функциональной – сакральной  или приземлённо-репродуктивной – значимости.

Типичный образ прекрасной египтянки – это стройная, длинноногая, изящная брюнетка с пышной, сложной причёской. Однако стройность не должна была граничить с худобой и анорексией, что часто наблюдается у современных звёзд подиума. При небольшой груди и узких бёдрах древнеегипетская красавица обладала развитой мускулатурой, широкими плечами. Большие рельефные губы, прямой нос и тщательно подведённые зелёным или чёрным цветом миндалевидные глаза дополняли картину. Стремясь подчеркнуть глубину глаз, женщины прибегали к каплям из сока белладонны.

Древним египтянкам обязаны мы основным средствам ухода за телом и лицом. Ароматические масла для ванн, кремы и скрабы, подводка, тени и тушь, румяна и помада, лаки для ногтей, восковая эпиляция и парики – всё это родом из Древнего Египта.

  • Античные эталоны красоты

Древняя Греция

О степени эстетического прогресса мы можем судить, взглянув на статую Венеры Милосской и сравнив её со своими доисторическими предшественницами – Венерами палеолита. Античная Венера уже близка к современному стандарту красоты «90-60-90», её параметры: 86-69-93.

Но в целом греческие изображения красавиц несут несколько иные эталоны красоты. Их формы более мягкие, округлые, женственные и одновременно грациозные. Они не отличаются утрированной длинноногостью, тонкой талией, большой грудью и высоким модельным ростом. Но в их фигурах мы не встретим дисбаланса пропорций. Античный гармоничный канон видим мы и в чертах лица гречанок: невысокий прямой лоб, переходящий в прямой нос, широко расставленные спокойные глаза и небольшой рот.

Греческие женщины не злоупотребляли косметикой (это считалось привилегией куртизанок), зато уходу за волосами уделяли много внимания, тем более что причёска указывала на социальный статус. Если рабынь коротко остригали, то дамы из высших слоёв общества аккуратно перевязывали лентой, укладывали свои волосы с применением пчелиного воска, ароматизировали их. Украшением могли служить обруч или диадема. В эпоху эллинизма в моду вошли искусственные кудри, пучки, чёлки, косы. Именно в Греции зародилась профессия парикмахера.

Древний Рим

Сформированные в Греции эталоны красоты перекочевали в Рим. Богатые римлянки имели больше времени на уход за собственным телом. Например, они занимались физкультурой, избавляясь от рыхлости и жировых отложений. При этом их целью не было похудение, так как ценились статность и здоровые округлые формы. Слишком большую грудь, однако, скрывали, забинтовывая полотнищами ткани, зато широкие бёдра были в моде.

Телесная чистота была важным элементом красоты, поэтому римлянки ежедневно принимали ванны с различными натуральными средствами, после чего умащали тело маслами. Честь изобретениямыла принадлежит именно любителям терм римлянам.

Зарождение зубопротезирования с помощью цемента или слоновой кости также имело место в Риме, где в приличном обществе стыдились гнилых зубов или их отсутствия. В отличие от естественных гречанок, римлянки отошли от канона соприродности и гармоничности и активно пользовались косметикой. Слои пудры из муки, свинцовых белил, сажи, сурьмы, охры и киновари порой складывались в настоящую маску на лице красавицы.

Красота белокурых галльских рабынь покорила римлянок, вызвав моду на блонд. К выбеленному лицу добавлялись осветлённые волосы или парики из волос германских рабынь. Особой изощрённости достигли они и в изобретении хитроумных многоэтажных причёсок, воздвижению которых ежедневно могли посвящать по несколько часов. В общем, эталоны красоты у римлянок сместились от первоначальной античной естественности в сторону изощрённости и ненатуральности.

Эталоны красоты у европейских народов

Эволюция европейских представлений о женской красоте коррелирует с основными вехами социально-экономического и культурного развития общества. Воцарение христианской морали в европейских странах породило культ Богоматери. Образ целомудренной женщины с младенцем на руках, мадонны в Средние века стал женским идеалом.

Тёмной стороной религиозного фанатизма стали гонения на любые проявления телесности, женской привлекательности и сексуальности, считавшейся проявлением дьявольского начала. Как в изобразительном искусстве, так и в жизни уделом прекрасного пола стали скрывающие фигуру одежды. Элементарная гигиена, не говоря уже об уходе за красотой кожи и применении косметики – все эти достижения древних цивилизаций были также признаны греховными. Кариес считался приметой достатка и принадлежности к высшим слоям общества, так как простонародье питалось просто, что способствовало сохранению зубов.

Впрочем, под влиянием Востока вследствие Крестовых походов забота о лице всё же вернулась к европейским дамам из феодальной знати. В классический период Средневековья в моду входит аристократическая бледность, которой добивались, нанося на лицо муку или свинцовые белила. Присутствие мышьяка в белилах порой становилось причиной смерти прекрасных дам. Брови и глаза не подводили, а вот к каплям ядовитой белладонны прибегали для расширения зрачков.

Фигуры и черты лиц знатных красавиц выдают характерную для Средневековья болезненность. В первую очередь бросаются в глаза признаки рахита: вытянутый овал лица, характерный выпуклый лоб, выпуклый живот в сочетании с маленькой грудью и узкими бёдрами. Запечатлённые живописцами нарушения здоровья костной системы говорят о нехватке солнца, а значит, и витамина Д, а также кальция.

Бедняжкам, чьи черты не повредил рахит, приходилось подбривать волосы, дабы лоб походил на рахитичный. Вероятно, и мода на беременный силуэт была спровоцирована распространённостью отвисшего живота как последствия рахита. Для создания иллюзии упругого беременного животика дамы подкладывали под специального кроя платье босы – стёганые подушечки.

С приходом Возрождения эталоны красоты Античной эпохи вновь выходят на сцену, возвращая эстетический идеал здорового и гармонично развитого тела. Вспомним статные и полнокровные женские образы с полотен Да Винчи и Рафаэля, ещё более пышные и чувственные женские формы – у  Тициана и Рубенса.

Современные эталоны красоты

В ХХ веке стереотипы красоты менялись фактически каждое десятилетие. То в тренде оказывались женственные формы, как в начале века и середине (вспомним Мерли Монро), а сегодня это модели plus-size, обретшие свою нишу в рамках бодипозитива. То в моду входили худощавость, граничащая с андрогинностью или анорексией. В 20-е годы в связи с бурным развитием феминизма актуальным стал образ девушки с юношеской фигурой, а накануне Второй мировой – спортивная узкобёдрая фигура с широкими плечами. Выход на подиум англичанки Twiggy возвёл в идеал угловатую женщину-ребёнка с инфантильным взглядом и весом около 40 кг. Логичным ответом на такой болезненный эталон красоты стал фитнес и появление моделей типа Наоми Кемпбелл, совмещающих стройность с упругими мышцами.

Сегодня, судя по опросам обоих полов, среднестатистический идеал таков: длинные ноги, узкая талия и округлые бёдра, накачанные ягодицы, живот плоский, высокая грудь. В идеале женственность должна сочетаться со спортивностью, а красота со здоровьем.

Нужны ли жертвы красоте?

Читать далее >>