Профессиональные заболевания музыкантов, танцоров и художников

05.04.2018

Сколько страданий приносят профессиональные заболевания музыкантов, танцоров, художников! Этой теме мы и хотим посвятить свою статью. А ещё расскажем о натуральных препаратах, которые способны  облегчить если не муки творчества, то хотя бы телесные муки.

Фраза о том, что красота спасёт мир, произнесенная одним из героев романа Ф. М. Достоевского, хорошо известна всем.  Может быть, поэтому люди издавна стремятся  запечатлеть «спасительницу» и своё отношение к ней самыми разными способами: в музыке, танце, живописи, скульптуре, одним словом – в произведениях искусства? Знаменитую фразу уже давно перефразировали: «Искусство спасёт мир». Кто из нас не восхищался необыкновенной лёгкостью и грациозностью балерины, виртуозностью музыканта, богатством палитры художника? Искусство очищает нас, делает сильнее, пробуждает в душах прекрасные чувства и помыслы. Мы начинаем ценить настоящую любовь, преданную дружбу, сострадание к ближнему. Порой кажется, что собственная жизнь творческих людей – сплошная сказка. К сожалению, это далеко от истины. За величайшими произведениями искусства, которым поклоняются миллионы, зачастую скрывается тяжелейший каждодневный труд, долгие годы поиска «себя», непонимание современников.

Чем грозит святая к музыке любовь?

Знаменитые мудрецы утверждали, что музыка появилась на свет одновременно с сотворением мира. О силе её воздействия на человека размышляли древние философы: Пифагор, Платон, Аристотель. В наши дни доказано, что здоровье человека во многом зависит от эмоций, а над эмоциями властвует музыка. Она преобразует душу, меняет настроение, успокаивает в часы отдыха, помогает в работе, стимулирует мозговую активность, объединяет людей. Чтобы добиться такого влияния на человека, сыграть по нотам недостаточно, надо овладеть высокой исполнительской техникой. К достижению этой цели стремились музыканты всех времён и народов. И часто расплачивались своим здоровьем. «Святая к музыке любовь» имеет свою обратную сторону. Согласно статистическим данным, профессиональные заболевания музыкантов диагностируются у 90% представителей данной профессии по всему миру. При этом в 72% случаев они выявляются у лиц моложе 25 лет.

От подобных болезней страдали Р. Шуман, А. Скрябин, А. Тосканини, С. Рахманинов, С. Танеев, Д. Шостакович, Г. Нейгауз, Э. Изаи, Я Флиер, М. Юдин. Этот список можно продолжать бесконечно. Данная проблема остаётся актуальной и в наши дни.

Репетиции и выступления

Длительная игра на музыкальных инструментах в течение долгих часов репетиций и выступлений, совершение бесчисленного количества однообразных движений, постоянные попытки соединить быстроту и высокую координацию сопровождаются сильнейшим физическим перенапряжением рук. В какой-то мере это напоминает тренировки спортсмена, вызывающие сильное переутомление. А позволить себе полноценный отдых, пропуск репетиций  недопустимо: это тотчас скажется на скорости (виртуозности) пальцев.

Добавим, что многие музыканты большую часть своего времени проводят в сидячем либо стоячем положении (в зависимости от инструмента). Это печальным образом отражается на  позвоночнике и сосудах. Результат – боли в шее, пояснице, локте, пальцах, ограничение возможностей заниматься любимым делом и полный отказ от него, что сродни для творческого человека катастрофе, утере смысла жизни.

Роберт Шуман

Роберт Шуман, страстно добиваясь того, чтобы «музыка исходила из глубины настоящего и была не только приятной забавой и красивой по звучанию, но и стремилась к чему-то еще», занимался с упорством фанатика и для укрепления мышц пальцев использовал даже специальные упражнения, усиленные механическим устройством. Результаты «тренировки» не заставили себя долго ждать: была травмирована правая рука, средний палец навсегда потерял свою работоспособность. Лечение результатов не дало. О виртуозной игре пришлось забыть…

Профессиональные заболевания музыкантов

Профессиональные заболевания музыкантов связаны, как правило, с разбалансировкой двигательной системы: самую тяжёлую работу вынуждены выполнять слабые мышцы и связки, при этом крупные мышцы «простаивают», становятся вялыми, аморфными. Нарушается осанка, сближаются или смещаются позвонки, воспаляются связки, околосуставные ткани, сухожилия, синовиальные сумки суставов, сами суставы, мышцы, возникают растяжения, травмы, мышечный гипертонус, а ещё невралгии и защемления нервов, развиваются неврозы.

Пожалуй, одними из самых распространённых профессиональных заболеваний музыкантов являются артриты и деформирующие артрозы суставов пальцев рук и кистей. Постоянное движение и напряжение этих частей тела провоцирует развитие воспалительных заболеваний суставной или околосуставной ткани – артрита. Пальцы краснеют, начинают неметь, плохо сгибаются, отекают. Сильная ноющая боль не отпускает даже ночью. Воспаление постепенно разрушает хрящевую ткань. Так начинается опасное заболевание — артроз. Суставы деформируются. Теперь боль беспокоит человека только при движении, а в состоянии покоя стихает, покраснения и отёки тоже исчезают. Однако подвижность суставов и соединяемых ими костей ухудшается, суставы увеличиваются в размерах, появляется характерный хруст при совершении любых действий руками, нарушается мелкая моторика пальцев. В запущенных случаях всё может закончиться инвалидностью и невозможностью продолжать музыкальную карьеру. Широко распространённая сегодня в мире практика лечения артритов и артрозов стероидными и нестероидными противовоспалительными и противоболевыми препаратами направлена  лишь на устранение симптомов заболеваний, но, к сожалению, не затрагивает саму их причину – разрушение хрящевой ткани.

Изучением профессиональных заболеваний музыкантов, их лечением и профилактикойзанимаются Институт здоровья музыкантов имени Курта Зингера в Берлине (Kurt Singer Institute for Music Physiology and Musicians’ Health ) и  научно-исследовательский институт имени Петера Оствальда при Кёльнской консерватории (Hochschule für Musik Köln).

Многих пожилых музыкантов беспокоит такое заболевание как остеопороз. При этом у них особенно часто страдают кисти и пальцы рук. Этот вопрос подробно исследовали ученые д.м.н., профессор В.И. Струков, к.м.н., доцент В.С. Животощук. Предлагаем вашему вниманию их научную работу «Новые принципы подхода к лечению деформирующего остеопороза пальцев кистей и стоп в пожилом и старческом возрасте».

К совершенству сквозь боль и непосильный труд

Балет для рядового человека –  необыкновенное, волшебное, чарующее действие. А его артисты – настоящие сказочные феи и эльфы. Они способны высоко взлетать, словно бабочки, парить над сценой, быстро и легко вращаться. Всё это настолько неправдоподобно и непостижимо, что кажется чем-то сверхъестественным,  находящимся за гранью человеческих возможностей. Как им это удаётся? То, что для нас – праздник, для артистов балета – ежедневная изнурительная, но очень любимая работа. Добиться лёгкости и грациозности движений позволяют годы упорного труда, нередко сопровождающегося болью от вывихов, переломов и растяжений. К слову сказать, балет — едва ли не самый травмоопасный вид деятельности. Больше травм бывает лишь у спортсменов — горнолыжников или футболистов.  Профессиональные болезни балерин – это, прежде всего, болезни костей и суставов, а также связочного аппарата.

Занятия балетом связаны с тяжёлыми физическими нагрузками, сопоставимыми с нагрузками спортсменов. Отличие в одном: танцоры  работают на выносливость, а не на рекорды. Подсчитано, что артисты балета (мужчины) за одно выступление переносят около 2 т «груза». Они бессчётное число раз поднимают балерин, кружат их, снова ставят. А помимо выступлений есть ещё и тренировки:10-12 часов в день, 6 дней в неделю! На них тоже нужно поднимать «тяжести». Но физические нагрузки в балете испытывают не только представители сильной половины человечества. Средний вес балерины – 50 кг. И такую массу регулярно принимают на себя пальцы и передняя часть женской стопы (плюсневые кости), ведь большинство движений нужно выполнять на носочках (за счёт этого, собственно, и создаётся ощущение необыкновенной лёгкости). Нагрузка многократно усиливается прыжками. Это не предусмотрено природой, противоестественно для организма. У обычного человека передняя часть стопы вообще не несёт осевой нагрузки.

Профессиональные болезни балерин

Уже к 38 годам у балерин очень сильно деформируются стопы и пальцы, искривлённый большой палец провоцирует смещение всех остальных пальцев и верхнего свода стопы, крайние плюсневые кости расходятся в стороны, развивается статическое плоскостопие, связанное с ослаблением мышц и растяжением связок. Ситуацию усугубляет ношение неудобной, тесной обуви – пуантов. С годами стопы артисток покрываются мозолями и кровоподтёками, у больших пальцев выступают шишки, суставы воспаляются и болят.

Но это ещё «цветочки». От постоянных перегрузок стираются  межпозвоночные диски, тазобедренные суставы поражаются артрозом, артритом, формируются характерные изменения скелета, появляется нестабильность поясничных позвонков (они становятся излишне подвижными и теряют способность удерживать тело в физиологическом положении при движении и в состоянии покоя), опускаются внутренние органы (из-за постоянных прыжков) и начинают давить на мочевой пузырь. Мало того, у молодых людей развивается болезнь, присущая, в основном, пожилым – остеопороз или снижение плотности костной ткани, из-за которой они гораздо чаще «простых смертных» ломают руки и ноги.

Почему это происходит?

Читать далее >>