Один день из жизни подростка офлайн и онлайн

15 March
flickr/Картинки Мела
flickr/Картинки Мела

«Высшая школа экономики» провела исследование, где изучила повседневную жизнь подростков с точки зрения их офлайн- и онлайн-жизни. Рассказываем и делимся инсайтами.

Сегодня подростки много времени проводят в интернете, в частности, в социальных сетях. Постоянный скролл ленты, изучение новостей пабликов и групп, контроль над лайками и подписками — всё это стало обычной частью жизни современного зета. Но так ли это плохо, как считают мамы и папы?

В рамках исследования учёные провели интересный эксперимент. Группу подростков — школьников от 13 до 16 лет — попросили вести два дневника — офлайн и онлайн. То есть, их попросили записывать всё, что они делали в интернете и вне него, будь то сообщение другу в социальной сети или ответ домашнего задания у доски. Эксперимент продолжался неделю, а после него с подростками проводили интервью, где обсуждалась его онлайн- и офлайн-жизнь.

Какие результаты были сделаны? Исследователи выявили несколько закономерностей в поведении зетов. Во-первых, онлайн- и офлайн-жизнь идут нога в ногу. Другими словами, находясь в школе, подросток может листать ленту ВКонтакте или слушать музыку; делая уроки, он может общаться с друзьями по сети или даже смотреть фильм или видео. И это в порядке вещей, то есть никакого затруднения ребята с этим не испытывали, их мозг мог спокойно воспринимать информацию как минимум с двух источников. Многозадачность становится привычным явлением.

Во-вторых, выделили такие периоды времени, когда подростки сознательно «закрывались» от социальных сетей и интернета, чтобы банально отдохнуть. Часто это было связано с каким-то значимым для них событием вне интернета. Однако такие моменты занимали всего 20-30% времени ребят — всё остальное время они проводили онлайн.

В-третьих, частой причиной выхода в интернет была банальная скука. Зашёл ВКонтакте от нечего делать, почитал новости, начал переписываться в социальных сетях... Если школьнику стало скучно и неинтересно, на помощь всегда приходил интернет, даже если у подростка не было особого желания пользоваться им намеренно. Скука плюс привычка равняются пятидесятому пролистыванию ленты в интернете.

Переключение между онлайн- и офлайн-жизнью для Поколения Z не составляет никакого труда. В отличие от людей более старшего возраста, которые чаще всего могут или вынуждены заниматься только либо тем, либо тем, подростки совмещают эти два блока, легко меняют их местами, а время от времени ненадолго замещают одну сторону жизни другой.

flickr/Алиса Семанова
flickr/Алиса Семанова

Методика 15 минут — так назывался ещё один эксперимент, суть которого заключалась в следующем — группу подростков от 14 до 15 лет пригласили на мероприятие, собрав их в одной аудитории. Сказав, что преподаватель задерживается, ребят попросили подождать 15 минут в кабинете, не покидая его. Часть подростков всё равно вышла из аудитории, вернувшись в неё через положенные 15 минут, а остальные школьники большую часть освободившегося времени разговаривали между собой и проводили время в своих гаджетах.

После прошедших 15 минут ребята рассказали свои наблюдения. Выяснилось, что помимо личностного общения тет-а-тет, подростки спокойно общались в социальных сетях и пролистывали новости. При этом никто из них не чувствовал информационного дискомфорта, оставаясь на связи и онлайн, и офлайн. Они не терялись и поддерживали разговор на обоих фронтах.

Этот эксперимент подтвердил выводы. Многозадачность, умение переключаться между офлайн- и онлайн-жизнью, спокойное отношение к информационному шуму, постоянная потребность в информации, которую зеты удовлетворяют в интернете, сознательный уход из онлайн- или офлайн-реальности — всё это описание стандартного набора качеств современного подростка. Жизнь в сети и обычная жизнь перестали быть противоположными понятиями, наоборот, сейчас они взаимозаменяемые и легко взаимодействующие друг с другом.

Делитесь в комментариях своим мнением об офлайн- и онлайн-жизни подростка и не забывайте про наш телеграм.