Разговор с подростком #1: левые, правые, модники и драки

09.04.2018

Идея этой статьи назревала в «Хвоще» давно — с тех пор, как мы начали изучать поколение Z, очень многие их привычки, интересы и увлечения мы проецировали на себя. Например, когда писали про сленг, вспомнили немало выражений и жаргонизмов из своего юношества. В какой-то момент речь зашла о разборках и драках: когда гопники «прессовали» за широкие штаны, когда рокеры дрались с рэпперами, фанаты «Спартака» схлёстывались с зенитовцами, а скинхеды охотились за антифашистами. Решили изучить уличные конфликты поколения Z и наткнулись на интересную тему.

Почему некоторым подросткам опасно носить определённые марки одежды? Кто такие левые, правые, офы и модники? Если мы чего-то не знаем о подростках, мы идём к ним и спрашиваем. Так и сделал один из журналистов «Хвоща», который обо всём расскажет далее.

Поясни за шмот?

Девятиклассник Олег предложил встретиться на фудкорте одного из местных торговых центров. Сказал, что всё равно большую часть времени тусуется именно там. Прихожу к назначенному времени, меня встречает высокий, спортивного сложения парень, коротко стриженный, в кедах, подвёрнутых узких штанах и парке.

Сфотографировать себя не разрешил и попросил не называть фамилию и город, сказал, что «в движении не поймут». На вопрос, в каком движении, Олег удивлённо посмотрел на меня и сказал, что это всё напрямую связано с нашим разговором, школьник был уверен, что я знаю хоть что-то. Поэтому решили разбираться с самого начала.

— Олег, расскажи, что в итоге за история с одеждой? Почему сейчас можно получить в лицо не за то, как ты выглядишь, а за то, какие бренды носишь?

— Есть бренды, которые имеют право носить только представители определённого движения. Например, правые гоняют на Fred Perry, Stone Island, Martens, Lonesdale...

— А кто такие «правые»?

Здесь Олег ненадолго задумывается. Скорее всего, он не раз объяснял тонкости идеологии движения, но сложилось впечатление, что пока сам плавает в терминах.

— Ну...это боны, например.

— То есть, неонацисты и националисты? Бон — это же сокращённое от bonehead, так скинхеды называли неонацистов, копирующих их стиль, правильно?

— Да, в целом так и есть, но ещё на таком шмоте гоняют ультрас и ещё офники, это околофутбольные хулиганы. Если ты бон, то ты в движении правых, а если ты не в движении и носишь такой шмот — то ты **** (чёртов) модник, таких не уважают и **** (бьют).

Футболка Fred Perry. Фото Housing Works Thrift Shops/CC BY-SA
Футболка Fred Perry. Фото Housing Works Thrift Shops/CC BY-SA

— Ну то есть ты, получается, неонацист, если считаешь себя боном? Вот у тебя на заставке на телефоне, как я вижу, кельтский крест, наверное, спокойно постишь в соцсеточках картинки со свастиками?

Олег немного смущается, видно, что со взрослым ему об этом разговаривать очень неловко.

— Ну...Я действительно не очень люблю **** (нерусских), а левые — это антифа, они шафки. Шафками их называют от слова «антифашист». Это наши идеологические враги, поэтому если бон видит шафку, то драки не избежать.

— Окей, в идеологии разобрались. Но что значит фраза «поясни за шмот?»

— Ну смотри: вижу я, допустим, чела, который стоит в мартенсах, стониках (Stone Island — прим. авт.), футболка Фред Перри, ну короче на стиле. Я к нему подхожу и говорю: «поясни за шмот», то есть он должен пояснить, какое он имеет право носить такую одежду — в движении ли он или просто модник, то есть гоняет в таком шмоте просто так, потому что подражает правым или просто хочет ***** (выпендриться). Я могу у него спросить, шафка он или бон, что-то про идеологию, про левых или правых. Если он ничего этого не знает, или сразу начинает очковать, съезжать с темы, типа «мама подарила» или «просто так купил», то он сразу получает по **** (лицу). То же самое касается подворотов на штанах и милитари стиля в одежде — за камуфляж тоже надо пояснять, это стиль движения.

С опаской кошусь на подвороты на своих джинсах.

— Да не, у тебя не такие. Да и ты не модник, у тебя вещи обычные, модника всегда видно. Кстати, когда они говорят, что носят такую одежду просто так и не знают, что она обозначает, они **** (врут), каждый второй подписан на правые паблики ВК, просто очкуют отвечать за шмот, потому что не шарят в идеологии.

Подвороты и Martens (слева). Придётся пояснять. Фото - Youtube.
Подвороты и Martens (слева). Придётся пояснять. Фото - Youtube.

— Ладно, с этим всё понятно. А расскажи про паль-патрули? Это что?

— Это люди, которые следят, чтобы шмот носили правильный, а не китайскую *** (фигню). Например, вижу я пацана в стонике, подойду, проверю бирку — такая куртка стоит почти 90к, он явно купил подделку для понта, а это в движении не приветствуется. Ещё есть те, которые специально покупают стониковские пэтчи на рукав и цепляют их на небрендовые китайские шмотки — они за этот пэтч даже пояснить не могут, как правило. Если лох не пояснил за шмот, его не только **** (бьют), но и шмот могут забрать: мы один раз у такого взяли его мартенсы (обувь Martens — прим. авт.) и выкинули в урну.

— Олег, то есть, если всё это подытожить: определённые бренды можно носить только в том случае, если ты не просто знаешь идеологию движения, которому эти бренды «принадлежат», но и сам её придерживаешься? Что если мне просто нравится Fred Perry, например?

— Ну нравится — купи, только не свети, когда носишь, или будь готов пояснять. Ты же не будешь носить футболку «Спартак», если вообще в футболе не шаришь. Также и здесь, если ты не в движе, не покупай эти бренды, не будь модником.

После нашего интервью Олег пожал мне руку и подошёл к компании парней, одетых примерно также, как он: все коротко стриженые, с дерзким взглядом и в спортивной одежде. Олег рассказывал, что его «пацаны» собираются на этом фудкорте и иногда высматривают «модников», которые выходят из бутиков торгового центра.

фото: Группа ВК Zaruba (vk.com/zarubaof)
фото: Группа ВК Zaruba (vk.com/zarubaof)

Удивительно, как обычные на первый взгляд бренды перекочевали в идеологические стычки. (Вот, например, очень крутая история про Stone Island, а на канале Москва 24 про это даже сделали целый спецрепортаж).

Когда мы начали изучать эту тему и читать серьёзные форумы и сайты, то выяснили, что у более взрослых представителей «движений» совсем другие взгляды на проблему: как правило, «пояснять за шмот» считается несерьёзным и второстепенным, а на первом плане стоят именно идеологические стычки.

Но подростки, как считают их взрослые «соратники», таким образом пытаются причислить себя к участникам движения, совершить некий «поступок», который, по их мнению, пойдёт движению на пользу. В общем, если у вас есть дети подросткового возраста, присмотритесь к брендам, которые они носят, возможно, узнаете много нового и отрастите свой хвощ.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и получайте ещё больше новостей про удивительный мир поколения Z. И 4 секунды милоты по теме.