Прерванный полет «Пчелы»

Летом 1988 года из состава нашей радиороты в район Мары (если не ошибаюсь, за давностью событий) был откомандирован экипаж аппаратной радиостанции УКВ диапазона. Уехали ребята вместе с радиостанцией, базировавшейся на ГАЗ-66 с кунгом (маленьким и неудобным). Примерно через месяц они вернулись. Вид у них был слегка уставший, но в целом чувствовалось, что командировка понравилась. Это было нам понятно, т.к. служба в нашем отдельном полку связи 73-й воздушной армии мёдом не назовёшь. Ходили они поначалу загадочные и на наши расспросы особо не отвечали. Но солдаты всё-таки в армии люди временные, несгибаемой волей настоящего чекиста обременены достаточно редко. Короче, рассказали они о том, что обеспечивали связь при испытании беспилотных летательных аппаратов. Тогда я впервые услышал названия «Шмель» . Не знаю точно, был ли там какой уровень секретности, но известно, что фотографировать на объекте запрещалось. Хотя во времена СССР фотографировать было запрещено даже море с набережной Севастополя. Но советский боец - не боец, если запрет не нарушит. Поэтому фотографии мы посмотрели и удивились. Потому что увидели примерно это:

Примерно, потому что не помню какая техника была носителем для этого комплекса. На фото комплекс «Стерх» с БПЛА «Шмель-1»

Кратко о летно-технических характеристиках:

· размах крыла, м -3.30

· длина/высота, м - 2,78/1,10

· масса, кг – 130

· крейсерская скорость, км/час – 140

· продолжительность полёта, час – 2

· мин/макс высота полета, м – 100/3000

Взлетал беспилотник с направляющей, приземлялся с парашютом. Максимальное удаление для управления аппаратом 60 км. В дальнейшем с небольшими изменениями БПЛА был переименован в «Пчела-1» (есть сведения о параллельной разработке «шмеля» и «пчелы»). Для того чтобы найти различия между этими БПЛА нужно быть специалистом в области самолетостроения. С 1990 года был создан комплекс «Строй-П», в который входили не две единицы техники (как со «шмель-1»), а три. Это совмещенный с пусковой наземный пункт дистанционного управления, транспортно-заряжающая (ГАЗ-66) и технологическая (КамАЗ) машины. Характеристики те же, что и у «Шмеля», но максимальная высота – до 2500 метров. В комплект комплекса входили 10 БПЛА. Есть информация, что в Чечне в 1995 году было произведено 10 запусков «Пчела-1Т»( одновременно испытательных и боевых). Официально на вооружение комплекс принят в 1997 году, но о количестве поставок в ВС РФ и применении его после 2000 года данные мной не найдены. На этом говоря о «насекомых» БПЛА разработанных КБ Яковлева можно поставить точку. Вооружения они не несли, были оборудованы постановщиками помех, телевизионной аппаратурой или имитатором воздушной цели.

Сейчас на вооружении ВС РФ только малоразмерные разведывательные БПЛА. В конце 1-го десятилетия 2000-х Минобороны РФ потратило порядка 5 млрд. рублей на разработку новых, но ни одна из разработок испытаний не прошла. В 2009 году РФ заключила с израильской фирмой договор на поставку БПЛА, но эта сделка и создание совместного предприятия касается только дронов-разведчиков.

Лидерами в мировой разработке, производстве и продаже БПЛА являются Израиль, США, Канада и Китай. О наличии ударных дронов в этих странах можно сказать следующее.

ИЗРАИЛЬ.

На вооружении эскадрилий БПЛА в составе ВВС Армии обороны Израиля находится полный их спектр — от легких тактических разведчиков и наблюдателей до одного из самых тяжелых в мире

БПЛА Эйтан

Размах крыльев аппарата составляет 26 м, что сравнимо с габаритами авиалайнера «Боинг-737». Потолок — 13,7 км. Продолжительность полёта 36 часов. Сообщалось о возможности «висеть» в воздухе на высоте до 4,5 км над контролируемыми районами и о перспективе оснащения системой дозаправки в воздухе. При крейсерской скорости 296 км/ч (максимальная — 460 км/ч) он теоретически может пролететь 14 800 км. Максимальный взлётный вес — 4650 кг. Масса полезной нагрузки «Эйтана» может достигать 1000 кг. Стоимость $35 млн.

КИТАЙ.

БПЛА являются важной частью военной стратегии КНР. В Китае разрабатывается и производится полный спектр БПЛА, в том числе ударные

CASC Rainbow CH-4/CH-5

Первые открытые испытания на завершающем этапе разработки состоялись 14 июля 2017 года. Полёт продолжался чуть более 20 минут. Испытания проходили в провинции Хэбэй. Дрон может находиться в воздухе 60 часов. Взлётная масса до 3,3 тонн, из которых 1 тонна — вооружение: ракеты и авиабомбы 50, 100 и 200 кг. Дальность полёта беспилотника достигает 10 тыс. км. Размах крыльев составляет 20 метров.Обычная рабочая высота полёта Цайхун-5 предусмотрена на высоте 5000 м.

БПЛА AVIC Cloud Shadow и CAIG Wing Loong, аналогичные MQ-9 Reaper

БПЛА Wing Loong имеет следующие характеристики: автономность: 20 часов; дальность: 4 000 км; длина: 9,05 метров; высота: 2,77 метра; размах крыльев: 14 м; вес: 1 100 кг (максимальный); грузоподъёмность: 100 кг; максимальная скорость: 280 км/ч; практический потолок: 5 000 метров.

БПЛА Guizhou Soar Dragon, аналогичный RQ-4 Global Hawk

Он имеет характеристики: длина 14,3 м; размах крыльев 25 м; высота 5,4 м; взлетная масса 7500 кг; боевая нагрузка 650 кг; максимальная скорость 750 км/ч; высота полета 18 300 м; дальность полета до 7000 км; дальность обнаружения РЛС 550 км.

США.

В 2014 году ВС США использовали около 10 000 малых БПЛА (7362 RQ-11 Raven, 990 Wasp III, 1137 RQ-20 Puma и 306 RQ-16 T-Hawk), а также около 1000 средних и тяжёлых БПЛА:

· 246 шт MQ-1 и MQ-1C

MQ-1 Predator характеристики: размах крыла, м: 14,84; длина самолёта, м: 8,23; высота, м: 2,21; масса, кг - пустого: 512/максимальная взлётная: 1020; максимальная скорость, км/ч: 217; крейсерская скорость, км/ч: 110—130; дальность полёта, км: 740; продолжительность полёта, ч - нормальная более: 20/максимальная: 40; практический потолок, м: 7920. Стоимость $4,03 млн.

· 126 шт MQ-9 Reaper, 491шт RQ-7 Shadow и 33 шт RQ-4 Global Hawk

RQ-4 Global Hawk характеристики: длина 13,3 метров, размах крыльев равен примерно 35 метров, взлётный вес приближается к 15 тоннам, полезная нагрузка массой до 900 кг.

Завершая этот опус, хотелось бы сделать краткое заключение. На границе тысячелетий сначала у СССР, а затем у России были неплохие шансы стать одним из лидеров в разработке БПЛА. Но не повезло нашей стране по ряду объективных и субъективных причин. Про объективные – все почти понятно, а вот про субъективные (это 170 млн долларов по курсу 2009 года, т.е. 5 млрд рублей ушедшие непонятно куда) совсем непонятно. Хотя, когда министром обороны страны работает А. Сердюков - может быть и понятно.