Револьверы "Велодог"

30.03.2018

К концу XIX в. появились и быстро получили широкое распространение карманные револьверы, объединённые общим названием «Велодог». Такое оружие изначально предназначалось для защиты велосипедистов от собак. Проблема была действительно серьезной, настолько, что вызвала появление целого класса револьверов. Однако собаки постепенно привыкали к этому новому средству передвижения и со временем карманные револьверы стали использоваться как оружие самообороны, да и просто для развлекательной стрельбы.

Карманные револьверы «Велодог» обязаны своим появлением французскому оружейнику Шарлю Франсуа Галану, работавшему в Льеже и Париже. Этот талантливый конструктор внёс заметный вклад в развитие револьверов. В 1872 г. он запатентовал ударно-спусковой механизм двойного действия, который широко использовался впоследствии во всём мире, в частности фирмами «Веблей» в Англии и «Кольт» в США. Галан изменил конструкцию Адамса с двумя пружинами на УСМ(ударно-спусковой механизм) собственной системы с одной V-образной пружиной. В результате увеличилось усилие спускового крючка и длина его хода; однако система Галана превосходила более ранние конструкции по надёжности. Именно Галан является создателем револьвера «Велодог», впервые выпущенного в 1894 г. Почти сразу же это оружие стало пользоваться огромной популярностью, а вскоре начали копироваться оружейными фирмами по всей Европе, так как имело наилучшее в то время сочетание компактности и приемлемой стоимости. Кроме того, «велодоги» имели обтекаемую форму, за счёт чего револьвер беспрепятственно извлекался из кармана жилетки или брюк.

В период с 1894 по 1914 г. револьверы «Велодог» выпускались бельгийскими и французскими производителями, а в 1910-1925 гг. это оружие начали изготавливать в больших количествах многочисленные испанские частные фирмы и небольшие мастерские. Кроме того, они также выпускались в Германии, Англии и Италии. Самым лучшим качеством изготовления и обработки поверхностей обладали бельгийские револьверы. Качество же испанских изделий, как правило, просто копирующих более ранние конструкции, в основном уступало своим прототипам. В револьверах «Велодог» используются 5,75-мм патроны «Велодог» (5,75x308 Velodog) с удлиненной гильзой центрального воспламенения, снаряжавшиеся бездымным порохом и оболочечной пулей. Данный патрон имел также следующие обозначения: 5,5тт Velodog; 5,75тт Velodog; 5,8тт Velodog; 6тт Velodog. Он снаряжался оболочечной пулей массой 2,9 г и бездымным порохом. При двухдюймовом стволе (51 мм) начальная скорость пули составляла от 200 до 230 м/с, что примерно соответствовало малокалиберному патрону .22 long. Такие патроны имели длинные гильзы, а барабаны этих миниатюрных револьверов, как правило, имели пять камор. Благодаря этому сочетанию «велодоги» получили свой характерный дизайн. Револьверы данного типа могли также выпускаться под патрон 6-мм «Лонг Поти» (6тт Longue Portëe) кругового воспламенения, с безоболочечной пулей.

Одним из основных внешних отличительных признаков, при помощи которых можно определить, относится данный экземпляр к револьверам «Велодог» или «Бульдог», можно по наличию оси стопора спускового крючка. Револьверы «Бульдог» оснащались стопором спуска, не позволявшим спусковому крючку проворачиваться назад дальше, чем необходимо, и помогающим возвращать назад курок после выстрела. Классическая конструкция револьверов «Велодог» включает V-образную боевую пружину, действующую одним плечом на курок, а другим на спуск. Стопор спуска, как отдельная деталь, «велодогам» не требуется. Таким образом, револьверы «Велодог» имеют только две оси — спускового крючка и курка, а в револьверах «Бульдог» есть ещё и ось стопора спуска.

Ещё одной важной особенностью и отличительной чертой «велодогов» был складной спусковой крючок. Способы удаления стреляных гильз различны, но главным образом это было поочерёдное экстрактирование с помощью шомпола Адамса, убирающегося в ось барабана. Классические «велодоги» имеют скрытый курок и, соответственно, могут стрелять только самовзводом. Это делалось в целях компактности самого оружия и недопущения опасности зацепления спицы курка за одежду при извлечении револьвера. Некоторые модели со скрытым курком снабжались управляемым вручную флажковым предохранителем, небольшой рычаг которого размещался на затыльнике рамки. Такой предохранитель во включённом положении блокировал курок. Сочетание монолитной рамы со скрытым курком, отсутствие спусковой скобы и длинного барабана придавало «велодогам» не только оригинальный, элегантный внешний вид, но и позволяло носить револьвер незаметно и удобно.

Вопреки распространённому мнению, складной спусковой крючок вполне удобно открывался одним движением указательного пальца. Однако многие модели «велодогов» производители начали оснащать нескладными спусковыми крючками. Большинство «велодогов» не имело спусковой скобы, предохранявшей от случайного выстрела. Конечно же, носить такое оружие было менее безопасно, чем более крупные револьверы «Бульдог», у большинства из которых спусковая скоба присутствовала. Это обстоятельство послужило причиной введения в конструкцию некоторых образцов «велодогов» спусковой скобы. Револьверы «Велодог» выпускались и с открытыми курками. Ряд таких моделей в целях повышения безопасности в обращении снабжали флажковыми предохранителями, рычаги которых были размещены непосредственно на курке. Конструкция таких предохранителей могла различаться. К примеру, были системы, где предохранитель не только блокировал курок, упираясь в рамку, но и разобщал его со спусковым крючком.

Впоследствии многие «велодоги» стали делать шестизарядными. А некоторые варианты получили барабан ёмкостью десять патронов. Выпускались даже двуствольные системы. Отдельные модели имели переломную рамку, по образцу ранних револьверов «Смит-Вессон», или откидывающийся вбок барабан, как у современных револьверов. С появлением карманного пистолета «Браунинга» 1906 г. и всё возрастающей моды на компактные самозарядные пистолеты, некоторые модели «велодогов» получили новый дизайн. Он подражал внешнему виду пользующихся большим спросом самозарядных пистолетов вообще и пистолетов Браунинга в частности. Такой тип «велодогов», отличавшийся ха-рактерной увеличенной верхней тыльной частью рамки, стали называть «фасон Браунинг». Кроме того, револьверы «Велодог» с типичными отличительными по своей конструкции признаками могли изготавливаться под другие патроны, несвойственные револьверам данного класса. Они выпускались и под такие, достаточно популярные патроны, как .22LR (5,6х 15 R), 6,35тт Brovming (6,35Х16 SR) и 7,65тт Browning (7,65Х17 SR). «Велодоги» производились в разных вариантах исполнения, с различными способами обработки поверхностей. Изготавливались как воронёные, так и никелированные варианты, а также могли украшаться гравировкой и перламутровыми щёчками рукоятки.

Довольно скоро, в результате вышеназванных изменений в конструкции, подражаний и копирований, револьверы «Велодог» начали терять свою индивидуальность за счёт приобретения черт других классов револьверов. Однако классические «велодоги» оставались достаточно популярным оружием скрытого ношения даже в период моды на самозарядные пистолеты. Это объясняется такими качествами, как постоянная боеготовность (если только револьвер не носится со сложенным спусковым крючком) в сочетании с безопасностью в обращении и ношении заряженного оружия. А также меньшей стоимостью по сравнению с пистолетами «Браунинга». Револьверы типа « Велодог» являлись популярным оружием самообороны и у мужчин, и у женщин Также их использовали и для развлекательной стрельбы на пикниках. Носили эти миниатюрные револьверы в специально пошитых кобурах из ткани, нередко весьма напоминавших портмоне, либо из тонкой кожи с тканевой подкладкой. Кроме того, мужчины могли носить «велодоги» просто в кармане жилетки, а женщины — в дамских сумочках. Но серьёзным оружием малокалиберные револьверы не являлись, так как могли гарантированно остановить противника только при попадании в голову.

В России револьверы «Велодог» некоторое время выпускались на Императорском Тульском оружейном заводе под наименованием «Стрелец». Эти образцы использовали классические для данного класса револьверов патроны, имели как складные, так и нескладные спусковые крючки. флажковы е предохранители на кур-ках, а также выпускались со скрытым курком. Экстракция гильз осуществлялась поочерёдно. В целом, в некоторых деталях, и внешне, они напоминали револьвер системы «Нагана». После окончания Первой мировой войны спрос на «велодоги» практически сошёл на нет по причине перенасыщенности гражданского рынка оружия карманными пистолетами «Браунинг» калибра 6,35 мм и многочисленными их копиями, выпускавшимися в больших количествах испанскими производителями. Сегодня револьверы «Велодог» являются не только коллекционным оружием и символами оружейной моды конца ХIХ в., но и предметами ушедшей эпохи. Времени, когда вещи делались не только надёжными и долговечными, но и просто красивыми и изящными.

Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх! Впереди много интересного!