Советские представления о женском идеале: от Веры Холодной до «маленькой Веры»

Эталон женской красоты существовал во все времена. И в каждой эпохе были свои представления о том, какая она, идеальная женщина. Сформировались представления о женской красоте и в Советском Союзе, причем в разные периоды на первый план выходили то одни, то другие черты, создающие образ Прекрасной Дамы. Так или иначе, каждый идеал был связан не только с модными тенденциями, как на Западе, но и с событиями, происходящими в стране, отражая представления общества о красоте. И если до конца XIX века эти представления отражались в таких видах искусства как театр, живопись, скульптура, то с появлением кино образ идеальной женщины благополучно перекочевал на киноэкраны.

Одним из первых идеалов женской красоты в тогда еще советской России стала актриса Вера Холодная. Благодаря кино она очень быстро завоевала сердца миллионов, а ее имя стало синонимом безупречной красоты, женственности и особого, неповторимого шарма. За билетами на фильмы с участием Веры Холодной выстраивались многочасовые очереди, а афиши с ее фотографией моментально срывались поклонниками. Ангельским лицом и гордой статью Веры Холодной восхищались не только мужчины. Советские женщины, мечтая хоть на шаг приблизиться к этому величественно-загадочному образу, массово копировали не только прическу и одежду своего кумира, но и походку, мимику, жесты.

Шло время, и на первый план в молодой стране Советов вышел образ трудового человека, что не преминуло отразиться на эталоне женской красоты. Олицетворением молодой, энергичной, сильной, но в то же время необыкновенно женственной и безумно красивой женщины стала актриса Любовь Орлова. И хотя среди поклонников актрисы поговаривали, что этот образ был слеплен по стандартам Голливуда, назвать Орлову чьим-то усредненным стандартом было бы кощунством. Помимо яркой изысканной внешности в этой актрисе присутствовали природная элегантность, великолепный вкус и море самых невероятных талантов. Она обладала сильным и красивым голосом, прекрасно танцевала, а в фильмах, где того требовала роль, самостоятельно исполняла сложные акробатические трюки!  Неудивительно, что целых три десятилетия Любовь Орлова не только покоряла мужские сердца, но и была эталоном для миллионов советских женщин.

Постепенно советская страна залечила раны послевоенной разрухи, и людям, измученным войной, горем и лишениями, захотелось праздника. И он явился в образе юной, стремительной, необыкновенно красивой Людмилы Гурченко, которая буквально искрилась радостью и позитивом, влюбив в себя практически всех мужчин Советского Союза. Но идеалом и примером для подражания она стала в 1956 году, после премьеры легендарной комедии «Карнавальная ночь». Буквально за несколько дней миллионы советских женщин изменили прическу «а-ля Гурченко», затянулись в приталенные платья с широкими веерообразными юбками, а легкая новогодняя песенка «Пять минут» моментально стала хитом.

Настоящий культурный шок испытали советские мужчины в 68-м, когда в комедии «Бриллиантовая рука» появилась в купальнике роковая блондинка Светлана Светличная, сразив наповал не только простоватого Семен Семеныча, но и все мужское население Советского Союза. А для советских дам статная белокурая красавица моментально стала идеалом женской красоты. С этого времени в моду вошли длинные прямые распущенные волосы, яркий макияж с длинными «кошачьими» стрелками у глаз и томная игривость в обращении с противоположным полом. А знаменитая фраза «Не виноватая я! Он сам пришел!» стала расхожим женским афоризмом на все случаи жизни.

С того знакового момента раздеваться перед кинокамерой стало для актрис делом привычным. А красавицы, замеченные на экране в купальниках (а иногда и без оных), одна за другой становились для советских дам эталоном изящества, женственности и стиля. Таковыми в 70-х были знаменитая «спортсменка, комсомолка и просто красавица» Наталья Варлей, милая и обаятельная Елена Проклова, позднее, в 80-х – загадочная Ирина Алферова и поразившая всех особой, «несоветской» красотой Наталья Андрейченко. И каждой из них, пусть и на время, суждено было стать идеалом женской красоты, достойной не только поклонения, но и подражания.

В конце 80-х, в период ломки стереотипов и возведения в культ параметров 90-60-90 началась стремительная борьба советских женщин за стройность. Увлечение аэробикой превратилось в настоящий бум, а мода на диско распространилась не только на музыку, но и на стиль жизни. Привычные представления о женской красоте незаметно отошли в тень, уступив место нарядам из кожи и металла, агрессии в макияже и не менее агрессивному поведению. Дыхание перестройки неотвратимо накрывало страну; это, в частности, проявилось и в эталоне женской красоты. На пьедестал вознесли, безусловно, красивые, но грубоватые и хамоватые образы «интердевочки» и «маленькой Веры» в заурядных нарядах, с «боевой раскраской индейца» на лице – образы простых, «своих в доску» советских девчонок, с коими особо не церемонятся, и коих десятками можно было встретить в любом дворе.

Сегодня, спустя 25 лет после развала СССР, четко сформулировать образ Прекрасной Дамы сложно, уж слишком он размыт. Свобода и демократия в среде наших соотечественников настолько безгранично проявила себя во вкусах, взглядах и предпочтениях, что многие всерьез считают идеалом женской красоты и обаяния бородатую западную «красавицу» Кончиту Вурст. А посему не очень понятно, что ожидает эталон женской красоты в будущем: эволюция или деградация?

http://strana-sssr.net/