История музыкального образования в России

23 August 2018

То, каким мы его знаем, оно появилось в нашей стране не сразу. Этому предшествовала череда событий, открытий и изменений в самой структуре образования.

Воспитание дошкольников до революции

Само понятие «дошкольное образование» появилось тогда, когда в стране стали открываться первые детские сады. За основу была принята идея немецкого психолога и педагога Фридриха Фребеля – автора теории дошкольного заведения, названия которого мы используем по сей день. Детский сад Фребеля (Kindergarten) получил свое название не просто так. Фребель сравнивал детей с цветами, за которыми нужно ухаживать так же бережно и кропотливо. Воспитателей Фребель называл «садовницами» - то же название было в обиходе в России.

В 1871 году в Петербурге открылось первое «Санкт-Петербургское Фребелевское общество содействия первоначальному воспитанию детей». Это учебное заведение – прототип педагогического ВУЗа, которое готовило «детских садовниц». Наряду с другими предметами в обязательную программу входило пение. Наличие музыкального слуха было не просто желательным, а обязательным требованием для абитуриентов общества, так как пение (обучение ему) входило в программу Фребельского дошкольного воспитания.

Педагог Ушинский не особо лестно отзывался о музыкальном воспитании детских садов Фребеля, отмечал в простых песнях чрезмерный дидактизм. Текст песен был наполнен моралью, что было совершенно бесполезно, учитывая слишком ранний возраст детей. Отмечал он, также, пассивную роль детей в воспитательном процессе, жалея маленьких воспитанников. Но начало было положено.

Революция в стране и в системе образования

Ощутимый толчок в системе образования пришел к нам после революции. Образование стало доступным для всех. Школы вместе с детскими садами открывали во всех деревнях и городах. Система нуждалась в модернизации в соответствии с новыми запросами социума.

1917 год. В.Шацкая создает первую методику дошкольного воспитания. Работа называлась «Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина, которая, впоследствии, была переиздана дважды. В своей работе Шацкая подробно описывает роль музыки в воспитании детей, предлагает приемы и методы, ставит задачи, прилагает репертуар с играми, песенками и произведениями для слушания.

В 1919 году вышло пособие «музыка в единой трудовой школе», в которой уже было подробно описано планирование и методика музыкальных занятий в детских садах. Целью дошкольного музыкального воспитания было «открытие ребенку мира звуковой красоты».

1938 год. Музыкальное образование потихоньку начинают выделять из общей системы дошкольного воспитания. Занятия музыки в детском саду проводятся в соответствии с графиком занятий – 2 раза в неделю, плюс ко всему, эта деятельность плавно интегрируется в повседневную жизнь детского сада (аккомпанемент для гимнастики, физических упражнений, сопровождение прогулки). Специальных преподавателей еще нет. Занятия ведут педагоги, прошедшие специальную подготовку.

После окончания войны, в 1945 году, музыкальное образование в детских садах начинает приобретать форму занятий. Роль педагога – формирование умений и навыков у воспитанников. Появляется должность «музыкальный работник». Требования, предъявляемые тогда, были, практически, те же, что сегодня – наличие специального образования. Для этого открываются новые кафедры педагогических университетов, готовящие будущих музработников – кафедры дошкольного образования. Теория и методика музыкального воспитания выделяется, как педагогическая наука. Пишутся книги, создаются методические рекомендации для студентов – будущих педагогов, которые поведут маленьких граждан большой страны в мир музыки, звуков, песен.

Современное музыкальное воспитание

Сегодня музыкальное воспитание дошкольников осуществляется по самым новым стандартам ФГОС. Педагоги обучаются в высших учебных заведениях, изучая теорию и методику. Самым распространенным пособием для студентов и музыкальных руководителей является книга «теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» современных авторов А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунской.

Полное и написанное ясным языком пособие состоит из трех частей:

  • Теоретические основы музыкального воспитания (современные идеи, философия детства, музыкальная деятельность с научной точки зрения)
  • Характеристика музыкального опыта ребенка в разных видах его музыкальной деятельности. Ребенок
  • Методика музыкального воспитания. Практические рекомендации по организации окружающей среды, образовательного процесса, педагогические технологии, мониторинг, тесты.

Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!