Отечественные системы музыкального воспитания

4 September 2018

Прошлый век для нашей страны ознаменовался небывалым ростом уровня образования населения. Воспитанию детей придавали огромное значение. Ведущие педагоги и психологи бросали все свои силы на разработку и систематизацию воспитательно-образовательных программ. Художественно-эстетическому воспитанию уделялось большее внимание, как основе развития полноценной личности. Музыкальное воспитание детей стало не роскошью, а необходимостью. Тем, что в нашей стране музыкальное воспитание доступно для детей от 2 лет, стоит гордиться – это большая редкость в мире.

Ранее мы уже писали про систему музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского. Сегодня расскажем еще про 2 отечественные системы музыкального воспитания и образования.

Система воспитания супругов Никитиных

Согласно методике этих активных и педагогически продвинутых родителей, воспитывать ребенка нужно «сразу, а не потом». Первый год жизни они называют «годом запуска». Многие наивно считают, что маленькие дети не способны воспринимать информацию, но это совершенно не так. Создать гармоничную развивающую среду вокруг маленького человечка, и он сам начнет брать оттуда то, что ему нужно и сколько нужно. Не мешать, а помогать – основа родительского воспитания.

Казалось бы, что к музыке методика Никитиных не имеет никакого отношения, но это не совсем так. Если взять их методику в контексте, то она вполне применима в музыкальном воспитании.

Павел Тюленев – раннее, самое раннее музыкальное воспитание

Идея методики Тюленева в том, чтобы начинать музыкальное развитие ребенка с самого рождения. За основу были приняты исследования института развития потенциальных возможностей человека (Филадельфия, США), которые подтверждают, что первые три года мозг ребенка развивается с огромной скоростью, поглощая такое количество информации, которое потом будет уже недоступно. Дети до трех лет подобны губке, которая вбирает максимум, поэтому начинать обучение нужно сразу. Павел Тюленев призывает учить ребенка музыке, как только он появился на свет.

  • Карточки с изображением нот. Яркие крупные карточки он советует прикреплять к стенкам кровати малыша таким образом, чтобы он мог их хорошо видеть. Изображение нот и частей фортепианной клавиатуры должны быть повсюду. Здесь срабатывает зрительная память, которая впоследствии поможет быстро освоить музыкальную грамоту;
  • Музыкальный инструмент в постоянной доступной близости. Инструмент (в этом случае, лучше всего синтезатор), Павел советует ставить в плотную к кроватке малыша, чтобы он мог свободно дотянуться до клавиатуры своими ручками. Трогая своими крохотными пальчиками клавиши пианино, он слушает его звучание, постепенно улавливает связь между своими действиями и звуком инструмента;
  • Дать ему возможность самому творить музыку. Для этого нужно, чтобы ребенок имел свободный доступ к музыкальным инструментам. Дети инстинктивно тянутся к музыке – это факт. Произвольно играя на инструменте, запоминают его звучание, познают соотношения звуков по высоте и длительности звучания. Они пробуют различную комбинацию и слушают. Это действует лучше, чем любые уроки теории в будущем;
  • Убрать все лишнее. Все то, что не имеет никакого смысла для развития ребенка – прочь с его поля зрения. Ничего не должно отвлекать – телевизор, ненужные «взрослые» вещи не должны засорять окружающую среду малыша.

Подписывайтесь если было интересно.