Система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского

3 September 2018

Имя Дмитрия Кабалевского знают даже те, кто к музыке не имеет ни малейшего отношения. Величайший педагог, композитор, почетный президент Международного общества музыкального воспитания ISME, он один из первых понял, что сухое, педантичное обучение музыки не приносит желаемых результатов, а лишь отталкивает подрастающее поколение от всего, что с ней связано. Он говорил о том, что музыка не должна быть оторванной от повседневной жизни. Отнюдь, она должна стать ее частью. Музыку нужно познавать, впитывать, а не учить по слогам, как грамоту.

Три кита в музыке – песня, марш и танец. Кабалевский считал, что на этих «китах» строится весь музыкальный мир. Именно эти три составляющие являются связью между сложным музыкальным искусством, и нашей обычной жизнью.

Еще одной важной мыслью учения Кабалевского стал принцип «добывания знаний». Не нужно рассказывать детям о чем либо. Нужно провоцировать их на то, чтоб они сами вас спросили. Побуждать интерес, стимулировать мышление, а не пичкать готовым продуктом (знаниями). Диалог, а не лекция должен стать основой музыкального занятия. Дети – активные участники процесса, а не пассивные слушатели. Музыка не должна обрушиться на них, как волна, они должны сами войти в нее, постепенно погружаясь все глубже и глубже, наслаждаясь процессом.