9 способов избежать выгорания сотрудников

7 May 2018
Автор: Руслан Плахутин

Если коротко, эмоциональное выгорание — закономерная реакция психики на регулярный стресс, вызванный рутинной работой в эмоционально напряженной атмосфере, и который в последствии может привести к психологических проблемам, начиная от потери личной и профессиональной продуктивности и заканчивая тяжелыми невротическими расстройствами и серьезными когнитивными искажениями. Звучит не очень приятно, особенно, если ты руководишь компанией, сотрудники которой потенциально могут столкнуться с подобной проблемой. Сегодня мы расскажем, что ты, как руководитель, можешь сделать, чтобы не допустить этого. Поможет нам в этом Сергей Дьяков — руководитель консалтинговой компании L&K Consulting, насчитывающей более 60 сотрудников, большинство из которых работают в ней более 5 лет и все еще не сошли с ума.

Сергей Дьяков
Руководитель L&K Consulting
Бизнес-тренер по лидерству и менеджменту

1. Расставляй приоритеты

Никогда не загружай сотрудника двумя и более ответственными задачами за раз, а если это крайне необходимо — определи ту, с которой необходимо начать в первую очередь. Многозадачность — это почти всегда плохо, особенно в профессиональной деятельности. По данным APA ( Американской психологической ассоциации — прим. ред.) постоянное переключение между несколькими задачами может отнимать до 40% продуктивного времени сотрудника, а это чревато повышением вероятности ошибки, падением эффективности и, как следствие, возникновением стресса из-за профессиональных неудач. Чтобы такого не случалось — расставляй приоритеты даже для мелких поручений. Возьми за правило пользоваться для этого сервисами вроде To-Do, Trello, TickTick и т.д. — они избавят от необходимости каждый раз лично назначать задачи и сэкономят кучу времени.

2. Хвали

Зачастую деньги — главный мотиватор для сотрудника, однако это не означает, что его энтузиазм продержится на зарплате вечно. Важно дать человеку понять, что он приносит пользу для организации и его за это ценят, поэтому регулярно напоминай об этом своим подчиненным. Многие компании для этих целей даже устраивают мотивационные совещания, на которых руководители публично рассказывают об успехах конкретных сотрудников. У нас в организации схожий подход: каждый раз, когда сотрудник чем-то отличился (например, дважды сделал план продаж) я собираю весь коллектив в самом большом офисе и на всех заказываю пиццу. Также не стоит забывать хвалить сотрудников лично — такая похвала воспринимается как более искренняя и способствует установлению более открытых отношений между начальством и подчиненными.

3. Разбавляй рутину

Даже творческая, но при этом монотонная работа способна вызвать эмоциональное напряжение и в последствии сорвать крышу. Чтобы такого не произошло, следует время от времени разбавлять задачи сотрудников новыми, но не в нагрузку, а взамен рутинных и наскучивших. Это поможет не только поддерживать в тонусе персонал, но и, возможно, откроет в ком-то неожиданные умения и навыки. Естественно, новые задачи не должны выходить за рамки возможностей работника, его специализации и, желательно, отдела, в котором он работает. Но бывают и исключения: так, в рамках экспериментов со сменами задач, наш SMM-щик оказался неожиданно хорош в SEO, а один из продажников — в копирайтинге. Тут важно, вовремя разглядеть потенциал, прислушиваться к интересам сотрудника и уметь его направить и подбодрить.

4. Сформируй атмосферу

Дружелюбная атмосфера в коллективе решает львиную долю проблем, приводящих к эмоциональному выгоранию. Тебе, как руководителю, с самого начала необходимо формировать представление у каждого сотрудника о том, что он попал не просто в организацию, где будет работать и зарабатывать на жизнь, а в настоящую команду, объединенную общими идеями и целями. И я не говорю о том, что человек должен идти на работу, фонтанируя лучами добра и счастья (хотя это тоже было бы не лишним), — ему, как минимум, должно быть комфортно на рабочем месте в физическом и эмоциональном плане. По возможности старайся сделать так, чтобы в штате не было деструктивных личностей, подрывающих моральных дух команды, а если они все же есть — тщательно работай над их поведением, либо избавляйся.

5. Устраивай корпоративы

И нет, под корпоративами я имею ввиду не только совместные попойки в канун основных федеральных праздников. Это может быть в принципе что угодно, начиная от чемпионатов по покеру, марафонов по настольным играм и сигарных вечеринок и заканчивая поездками на природу, соревнованиями по пейнтболу и совместному походу в кино. Желательно решение о проведении чего-то подобного принимать сообща — у нас, к примеру, принято устраивать анонимное голосование за дату и вид мероприятия в общем чате «Телеграма» с помощью Vote-бота. И небольшой совет: не разрешай сотрудникам приглашать на подобные мероприятия своих друзей и родственников — остальные будут себя чувствовать некомфортно.

6. Научи отдыхать

Практически в любой модели корпоративного и личного тайм-менеджмента, помимо прочего, большое внимание уделяется вопросу организации работы и отдыха. Рабочий процесс не должен представлять из себя непрерывную деятельность в течение всего дня с одним лишь перерывом на обед. Лучше всего разделять его на несколько равных этапов работы с небольшими промежутками отдыха. Многие пользуются «техникой помидора», но в L&K мы чаще применяем метод Тони Шварца — полтора часа интенсивной работы, затем 10-15 минут на перерыв. Конечно, здесь многое зависит от индивидуальной самоорганизации сотрудников, которые в принципе могут не понимать, зачем нужно такое разделение, поэтому важно провести нечто вроде тренинга и подробно рассказать, чем это может помочь организации и им в частности.

7. Развивай

Работая долгое время в одной организации и выполняя изо дня в день одни и те же поручения, любой сотрудник рано или поздно сталкивается с ощущением застоя и отсутствия какого-либо профессионального развития, которое в последствии может привести к эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не допустить, ты, как руководитель, должен обеспечивать профессиональный рост своих подчиненных — к тому же, это выгодно и тебе тоже. Регулярно отправляй подчиненных на курсы повышения квалификации, профессиональные тренинги, конференции и другие мероприятия, где они смогут научиться чему-то новому по своей специальности и дополнительно отвлечься от работы. Помимо всего перечисленного, я часто заказываю актуальную профессиональную литературу для сотрудников, которую предварительно читаю сам, а затем, если она заслуживает внимания, передаю в нужный отдел для ознакомления.

8. Умерь контроль

Само собой, система контроля за подчиненными — важная организационная составляющая любой компании, без которой она просто развалится. Но не переходи черту: одно дело, когда ты ставишь сотрудникам план, следишь за его выполнением и корректируешь ход работы, и совсем другое — когда ты бесконечно вмешиваешься в процесс, навязываешь свое мнение и комментируешь каждый шаг, не давая работнику проявить самостоятельность. Это сильно деморализует человека, заставляя его чувствовать себя бесполезным и ни на что не способным, хотя в большинстве случаев это вовсе не так. Оставь свою паранойю психотерапевту, вместо этого научись доверять своим подчиненным — только так они смогут раскрыться и вырасти профессионально.

9. Не будь тираном

Ничто так быстро не приводит к эмоциональному выгоранию, как регулярный прессинг подчиненного начальником, особенно, если это происходит в присутствии других сотрудников. Если ты видишь, что кто-то из персонала не справляется со своими обязанностями, проведи с ним личную беседу, выясни причины, а уже потом делай выводы. При этом не стоит тут же грозить ему увольнением (или намекать на это), ведь не для всех страх потерять работу является действенным мотиватором — чаще происходит как раз наоборот, и у человека просто опускаются руки. Постарайся быть открытым и дружелюбным со своими работниками и всегда оставляй право на ошибку (в разумных пределах, конечно).

Чтобы не пропустить остальные статьи, подписывайся на наши соцсети: VKFacebookGoogle+ и Telegram