Как превратить идею в прибыльный проект: формирование команды

26 March 2018
Автор: Руслан Плахутин

HUSSLE продолжает цикл статей о том, как запустить свой проект и сделать его успешным. В предыдущем материале мы разбирались, как отшлифовать и усовершенствовать твою бизнес-идею так, чтобы не было стыдно показывать ее инвесторам и будущей команде, ну а сегодня мы как раз поговорим о том, как эту команду собрать.

Найти грамотных специалистов в проект, который находится только на стадии идеи, очень непросто. Совместно с директором рекрутингового коуч-центра GoHunter Алексеем Мироненко мы составил список рекомендаций, которые помогут собрать вокруг тебя правильных людей, готовых пройти за идею через любое адище-кошмарище, ожидающее вас на пути. 

Алексей Мироненко 
генеральный директор GoHunter, бизнес-коуч
15 лет опыта в сфере хэдхантинга

Нанимай по необходимости

Перед тем как приступить к набору сотрудников в команду, четко определи, кто именно тебе нужен и какие обязанности он будет выполнять. Всегда помни, что набор персонала должен быть обусловлен исключительно потребностями бизнеса, и это особенно касается стартапов. На первых порах задачи маркетинга, PR, рекламы, логистики, HR и т.д. можно распределить между уже нанятыми участниками команды. Также некоторые виды деятельности можно отдать на аутсорсинг, например бухгалтерию — на начальном этапе тебе вряд ли потребуется штатный бухгалтер, да и на более поздних, возможно, тоже. Кроме того, непостоянные, разовые и неприоритетные задачи, которые никто из команды решить не в состоянии, отдавай фрилансерам. 

Расширь зону поиска

Но перед этим составь грамотное описание вакансииЭто очень важный момент, ведь именно исходя из него соискатели принимают решение — откликнуться ли на вакансию или поискать что-то более подходящее. В нем обязательно должно быть детальная информация о проекте и его возможные перспективы в будущем, а также четкие требования к кандидату, перечень его задач и обязанностей. Избегай абстрактностей — пиши так, будто описываешь конкретного специалиста, а не ищешь группу людей с одинаковыми навыками. 

Настоятельно советую не ограничиваться во время поиска сервисами вроде HH или SuperJob (они не столь популярны у стартаперов) — используй профессиональные соцсети (Мой КругПрофессионалы.ru), тематические сообщества на Facebook и VK, форумы и блоги (SparkХабрахабр), специализированные фриланс-биржи (Фрилансим) и сервисы по поиску команды для стартапов (CofounditTeam FindingDevhuman). Бывают случаи, когда кандидатов ищут даже через Tinder. Если после самостоятельного поиска тебе не удалось найти никого подходящего, можешь попробовать обратиться в хантинговое агентство Pruffi и ему подобные — ребята занимаются как раз тем, что находят соискателей (особенно на редкие должности) через соцсети и мобильные платформы.

Многие советуют искать кандидатов среди знакомых и знакомых знакомых. Но имей ввиду, что из-за приятельских отношений между начальником и подчиненным могут возникнуть определенные проблемы (но об этом позже).

Научись вдохновлять 

Чтобы твои сотрудники по-настоящему верили в идею и успех проекта, в это должен верить ты сам. Если твой энтузиазм будет бить фонтаном из всех щелей — это неминуемо заразит и остальных. Очень важно подготовить понятную и красиво оформленную презентацию проекта и объяснить соискателю, какое место он будет в нем занимать. Помни, что даже самую скучную на первый взгляд идею можно преподнести интересно и уже на этапе собеседования вдохновить и мотивировать будущего сотрудника. Естественно, заданную атмосферу необходимо поддерживать и на протяжении всего времени работы над проектом, но первоначальное впечатление играет большую роль в организации дальнейшей работы, поэтому поработай над ним как следует.

Деньги не главное

Ищи тех, для кого деньги — не самый главный мотиватор. Твой потенциальный сотрудник должен заболеть идеей и быть заинтересованным в ее успешности не только с точки зрения возможных сверхприбылей в будущем, но и с позиции получаемого опыта, самосовершенствования и реализации своих профессиональных амбиций. 

В идеале тебе нужен тот, кто способен рисковать и делать сложный выбор, а также решать регулярно меняющиеся нестандартные задачи, причем проявляя в этом инициативность и самостоятельность. Сотрудники, которые приходят и уходят на работу точно по графику, выполняют ровно тот объем, который перед ними поставили, и при этом не стремятся сделать для проекта больше, если позволяет время и обстоятельства, тебе не совсем подходят. Понимаю, найти таких безумно сложно, но попробовать все же стоит. И еще один совет: оставь удаленщиков на крайний случай, особенно, если они претендуют на вакансии, завязанные на концепции твоего проекта — на расстоянии гораздо тяжелее прочувствовать атмосферу в коллективе и по-настоящему загореться идеей.

Не экономь на профессионалах

Несмотря на вышесказанное, «гореть» идеей — не самое главное для ее успешной реализации. Часто в стартапы берут неопытных соискателей, которые проявляют высокую заинтересованность и готовы учиться новому. И да, они действительно способны прилагать максимум усилий в работе, иногда даже в ущерб себе. Однако, это совсем не значит, что такой сотрудник будет эффективен. Гораздо разумней нанять профессионала на более высокую зарплату, чем, по сути, платить потенциально перспективному специалисту за процесс обучения в твоем проекте. Иногда сотрудникам в сжатые сроки приходится решать задачи, которые новичку, без соответствующего опыта или помощи специалиста, просто не под силу, а ведь время — очень ценный ресурс, особенно для стартапов, и терять его на воспитание нового кадра практически с нуля следует лишь в исключительных случаях. 

Оставь дружбу в стороне

Не бери в партнеры друзей и не нанимай их как сотрудников. Поверь опыту многих предпринимателей, в один голос заявляющих, что бизнес с друзьями — это мука смертная, которая может привести к краху как дружбу, так и само предприятие. Конечно, существует множество и противоположных примеров, но рисковать все же не стоит. 

Даже начиная дело с общими идеей и видением, спустя время у вас все равно могут возникнуть непримиримые разногласия, касающиеся будущего проекта. К тому же, стартап будет существенно зависеть от ваших взаимоотношений, а значит и остальные сотрудники тоже — вряд ли кто-то из них захочет работать в проекте, который может рассыпаться из-за банальной ссоры двух основателей — даже стартаперам, привыкшим к динамичности и постоянным изменениям, нужна стабильность. 

Если же ты нанимаешь друга в качестве подчиненного, то готовься к тому, что тебе будет сложно объективно оценивать компетентность такого сотрудника и принимать в его отношении какие-либо ключевые решения. Это наверняка породит предвзятость к нему со стороны коллег, что может вызвать агрессию и подпортить общую атмосферу в коллективе. Однако, если грамотно построить взаимоотношения в коллективе, такой проблемы не возникнет — тут все уже зависит от тебя. 

Чтобы не пропустить остальные статьи, подписывайся на наши соцсети: VKFacebookGoogle+ и Telegram