Как превратить идею в прибыльный проект: привлечение инвестиций

27 March 2018
Автор: Руслан Плахутин

Итак, у тебя уже есть идея, которую ты проработал вдоль и поперек, а вокруг собралась команда, готовая воплощать ее в жизнь — что делать дальше? А дальше задача твоего стартапа перейти в стадию seed и привлечь внимание первых инвесторов. Обо всем по порядку.

Подготовка

Все, чем ты занимался до этого, входило в стадию pre-seed — на этом этапе, помимо прочего, привлекаются инвестиции в саму идею, которая пока не имеет рабочий прототип (хотя иногда он разрабатывается и во время этой фазы). Часто первыми инвесторами выступают сами основатели стартапа, их родственники, друзья и знакомые, а также люди, по каким-то причинам заинтересовавшиеся проектом. Кстати, за рубежом у этой стадии закрепилось сокращение 3 F, описывающее первых вложившихся — family, friends, fools. Но сейчас не об этом.

Как правило, первая ступень в стадии seed — это разработка рабочего прототипа или MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт). Но перед этим тебе и твоей команде необходимо провести глубокий анализ рынка и скорректировать ваш курс. Да, ты уже делал SWOT-анализ, 10-секундный тест, тест первой мили и еще кучу всего, что помогло тебе лучше понять свою аудиторию, оценить рынок и взвесить шансы на успех, но всем этим ты занимался еще тогда, когда твой проект существовал только в виде идеи в твоей голове. Теперь же у тебя есть команда, которая поможет взглянуть на ситуацию под другим углом, с более практической стороны, ведь ее возможности ограничены навыками каждого участника. Проанализируйте вместе рынок еще раз, разработайте стратегию, используйте для этого различные методики, собирайте реальные данные, вносите изменения в бизнес-план — все это пригодится для презентации проекта инвесторам. После всего этого можете переходить к прототипированию. Об этом мы попросили более подробно рассказать Антона Власенко — разработчика мобильных приложений, принимавшего участие более чем в пяти успешных стартапах.

От прототипа до публичной беты

Антон Власенко
iOS-разработчик, Краснодар
12 лет опыта в сфере IT-технологий

Каждый стартап, как правило, проходит шесть этапов разработки продукта: прототип, альфа-версия, закрытая и публичная (открытая) бета-версии, релиз-кандидат и финальная версия. Конечно, такая классификация свойственна в основном IT-стартапам, однако и для других сфер, при должной адаптации, она вполне применима. Расскажу о каждом этапе подробнее:

Прототип. Так называют черновую модель продукта, обладающую минимальным набором характеристик, позволяющих в общем виде оценить перспективность его развития в полноценный проект. Прототип может быть представлен в виде схем, чертежей, макетов, да и всего того, что способно наглядно продемонстрировать его функционал. Вообще, на этом этапе полезно уже иметь MVP — минимально жизнеспособный продукт, который представляет собой продукт с очень ограниченным набором функций, но которых при этом достаточно для удовлетворения хотя бы одной потребности ЦА. Его создание помогает оценить, в верном ли направлении движется проект и есть ли на него потребительский спрос. Кстати, уже на этапе прототипа можно начинать привлекать инвестиции и запускать промо-кампанию.

Альфа-версия. После прототипа или MVP разрабатывается альфа-версия продукта, которая, по идее, должна соответствовать техническому заданию и иметь хоть какой-то рабочий функционал. Тестируется она командой разработки и за пределы стартапа обычно не выходит. На этом этапе вылезают наружу основные проблемы и недочеты начального продукта, после чего альфа-версия отправляется на доработку, и так по кругу. 

Закрытая и открытая бета-версии. После того, как продукт прошел тестирование внутри команды, он отправляется во внешний мир. При правильном подходе к продвижению, в это время у стартапа появляется круг заинтересованных в продукте людей, которые часто становятся участниками закрытого бета-тестирования (в ограниченном количестве). Его цель заключается в получении именно от конечных потребителей первых отзывов, комментариев и замечаний о проекте, которые затем используются для улучшения продукта. После того, как все критичные изменения внесены, продукт, который уже близок к окончательной версии, переходит на этап публичной беты — здесь уже каждый желающий имеет возможность протестировать его функционал. Цели все те же — залатать дыры. Нужно быть готовым к тому, что во время бета-тестирования (как открытого, так и закрытого), возможно, придется в корне пересмотреть видение своего проекта и существенно скорректировать бизнес-стратегию.

Релиз-кандидат и финальная версия. Как только ошибки, выявленные в ходе альфа- и бета-тестирования, исправлены, чаще всего появляется RC-версия продукта (от англ. release candidate). Это предфинальный вариант, цель которого — выявить мелкие недочеты, если они еще остались. Если таковых не находится, RC-версия становится финальной и продукт, наконец, официально выходит на рынок. Но это вовсе не означает, что он идеален — в течение всего жизненного цикла его еще не раз придется исправлять и совершенствовать. 

Привлечение инвестиций

Как мы уже говорили ранее, привлечением инвестиций можно начинать заниматься сразу после разработки понятного и простого прототипа — проверь, все ли окружающие способны уловить суть твоего проекта без разжеванных объяснений только с помощью него. А затем ищи инвесторов. Сделать это можно несколькими основными способами:

Стартап-акселераторы. Один из самых простых и популярных способов получения поддержки для своего проекта в виде финансирования, обучения, менторства и экспертного консультирования в обмен на долю в стартапе. Однако, не все разделяют мнение, что они полезны для стартапов. Решать, как всегда, тебе.

Плюсы: менторство; доступ к технологиям, офисному пространству и инновационному сообществу; начальные инвестиции; полезные знакомства; образовательные лекции.
Минусы: ограничение по времени (в среднем 3 месяца); инвестиции предоставляются только в обмен на долю в компании (иногда неоправданно высокую); необходимость переезда в район кампуса акселератора; много отвлекающих факторов (как правило, стартаперы работают в одной куче в open space).

Венчурные фонды. Представляет собой инвестиционный фонд, но заточенный под инновационные проекты и стартапы. Главное отличие — вложение финансов в предприятия, связанные со средними и высокими рисками с расчетом на сверхвысокие прибыли. К слову, около 70-80% вложений оказываются бесполезными, однако прибыль от оставшихся 20-30% все окупает. Главное условие — практическое воплощение идеи, т.е. наличие рабочего прототипа. 

Плюсы: высокие суммы инвестиций и, как следствие, ускоренный рост стартапа.
Минусы: сложность привлечения инвестиций — стартап должен потенциально принести 10-кратную прибыль в течение 4-6 лет, чтобы в него вложились; возможное вмешательство в деятельность; обязательное наличие прототипа; долгий процесс due diligence.

Бизнес-ангелы. По сути, это тот же венчурный фонд, только в лице частного предпринимателя или группы бизнесменов. За исключением некоторых очень важных отличий: во-первых, бизнес-ангелы имеют возможность вложить деньги в проект еще на стадии идеи, что делает их инвестиции еще более рискованными; во-вторых, чаще всего они финансируют стартапы, сфера которых хорошо им знакома, и поэтому оказывают начинающим проектам еще и экспертную поддержку; в-третьих, размер инвестиций на порядок меньше — исключения составляют суперангелы, капитал которых соизмерим с целыми фондами. 

Плюсы: возможность привлечь инвестиции на любой стадии проекта; требования к проектам чаще ниже, чем у фондов; экспертное сопровождение; быстрый процесс due diligence.
Минусы: суммы инвестиций ниже, чем у фондов; возможное вмешательство в деятельность.

Краудфандинг. Хороший способ привлечения инвестиций для проектов, направленных на массовую аудиторию. Со стартапами для b2b-сектора там делать нечего. Как правило, краудфандинговые платформы используют в качестве второстепенного источника финансирования, потому как они относительно редко привлекают крупные суммы. Условия размещения проектов везде разные, но чаще всего для запуска кампании по сбору денег необходим рабочий прототип.

Плюсы: хороший источник дополнительных инвестиций; обратная связь от целевой аудитории; вложения обычно безвозмездные.
Минусы: необходимость проведения дополнительной промо-кампании и работы со СМИ; часто обязательно наличие рабочего прототипа; риск не собрать всю сумму.

Конкурсы и гранты. Ежегодно в России и мире проводятся десятки конкурсов для стартаперов, где соревнуются проекты на самых различных стадиях готовности, начиная от идеи и заканчивая продуктом, готовым к выходу на рынок. Лучшим проектам обычно выделяют денежные гранты, предлагают полное финансирование или помогают продукту выйти на рынок. 

Плюсы: безвозмездное финансирование; предоставление денежных грантов; возможность попасть в популярные акселераторы.
Минусы: часто —необходимость предоставления отчетов о расходовании средств; большая конкуренция.

Государственные субсидии. Если любишь головную боль и бюрократию — этот способ для тебя. Государство может выделить на твой проект 300-400 (для регионов) или до 500 (для Москвы) тыс. рублей, но только если ты вложишь столько же своих денег, защитишь бизнес-план перед комиссией, подпишешь миллиард бумаг и потратишь кучу времени. Ах да, в случае получения субсидии ты будешь должен регулярно отчитываться об успехах и неудачах своей компании.

Плюсы: безвозмездное субсидирование.
Минусы: головная боль.

Чтобы не пропустить остальные статьи, подписывайся на наши соцсети: VKFacebookGoogle+ и Telegram