Kickstopper: 5 перспективных, но провалившихся проектов

Автор: Руслан Плахутин

Идея, размер инвестиций, амбициозная команда профессионалов, маркетинг и PR — что из этого можно назвать главным составляющим успешного проекта? Что бы ты там ни думал, правильный ответ — ничего из перечисленного. Все должно работать в совокупности, как единый механизм. И если в нем что-то ломается — это нельзя игнорировать и надеяться, что остальные элементы вытянут его из беспросветной «клоаки». Сегодня мы расскажем тебе о пяти проектах, у которых был захватывающий старт, но разочаровывающий и в некоторых случаях позорный финиш. 

Juicero

Стабильный рост интереса к здоровому образу жизни и правильному питанию закономерно порождает десятки стартапов, призванных обеспечить тебе долгую счастливую жизнь без болезней, страданий и стресса лет так до 150-ти. Большинство из них закрывается сразу, как только люди понимают их полнейшую бесполезность, а некоторые оказываются вполне по вкусу «биохакерам» и поднимают миллионы. А бывают такие, как Juicero — невероятные порождения многомиллионных вложений, наивности инвесторов и грамотного, но бессовестного маркетинга.

Если коротко, то Juicero — это абсолютно бесполезная соковыжималка за $699, появившаяся на свет в 2016 году. Почему бесполезная? Ну, во-первых, с помощью нее сок можно получать только из специальных пакетиков с фруктовой и овощной смесью производства той же компании. При этом их цена составляет около $8 — гораздо выше среднестатистического фреша в любом ресторане. Напитки из свежих фруктов и овощей — это для нищих, если ты не знал. Во-вторых, чтобы выдавить сок из пакетиков, никакая соковыжималка в принципе не нужна — достаточно всего лишь твоих рук. Да, напитка получится немного меньше, но разница в 14 грамм точно не стоит потраченных $699 (или 400$ — после жалоб на высокую стоимость компания снисходительно снизила цену). Кстати, ради того, чтобы разоблачить этот факт, агентство Bloomberg проводило специальное расследование:

После скандала от компании отвернулись все инвесторы, вложившие в нее в общей сложности $120 млн., и в сентябре 2017-го она объявила о своем закрытии. При этом руководитель компании Джефф Данн очень обиделся на ребят из Bloomberg и даже отправил им гневное письмо. В нем он пожаловался на журналистов, заявив, что они раскрыли информацию, о которой и так все знали и которая совсем-совсем не интересовала их покупателей. По его словам, главной целью компании было создание умного устройства с качественной экосистемой аксессуаров. И тут Данн, возможно, впервые сказал правду: все составляющие Juicero были действительно сделаны из дорогих и надежных материалов, только вот какой в них был смысл все равно неясно.

Theranos

История грандиозного успеха и не менее громкого падения компании некогда самой молодой женщины-миллиардера была у многих на слуху еще каких-то пару лет назад. Theranos начинался как перспективный стартап, который должен был совершить существенный прорыв в медицине, представив революционную технологию анализа крови. 

Основательница компании — Элизабет Энн Холмс — уговорила вступить в совет директоров профессора Стэнфорда Чэннинга Робертсона и экс-госсекретарей США Джорджа Шульца и Генри Киссинджера, что сделало молодой стартап более привлекательным для инвесторов — всего компании удалось получить от них около $700 млн., а эксперты оценивали ее капитализацию в $9 млрд. Причем никаких реальных данных о результатах деятельности, за исключением устных заявлений, представлено не было, что заставило многих журналистов из авторитетных изданий усомниться в нескончаемом трепе Холмс об успехах ее компании. Независимо друг от друга они провели несколько расследований и выяснили, что достижения Theranos были очень далеки от заявленных. После этого последовали проверки и от официальных регуляторов из FDA (Food and Drug Administration), которые лишь подтвердили плачевное состояние дел у компании, и, помимо прочего, заявили об опасности использования тестов Theranos для человека. В это время журналисты Forbes провели детальную оценку стартапа с привлечением экспертов из различных областей и пришли к выводу, что его себестоимость равна примерно нулю. Состояние самой Элизабет по тем же оценкам также упало с $4,5 млрд. до нуля. 

Окончательный крах Theranos произошел 14 марта этого года, когда Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) признала Холмс виновной в «массовом мошенничестве» в результате выманивания у инвесторов $700 млн. под предлогом изобретения инновационной технологии анализа крови. Ей приписали выплатить штраф в размере $500 тыс., лишили всех акций, а также запретили занимать руководящие должности в публичных компаниях.

Secret

Secret зародился в то время, когда анонимность в сети начала по-настоящему волновать общественность, и по задумке создателей должен был стать тем местом, где люди могли быть по-настоящему самими собой. Первая социальная сеть для интровертов, где каждый может поделиться своим самым сокровенным секретом и не бояться быть раскрытым — именно так позиционировал свой стартап бывший сотрудник Google Дэвид Байтау. 

Приложение довольно быстро набрало популярность, и уже через через год после запуска им пользовалось более 15 млн. человек, которые оставляли анонимные записи о своей жизни и проблемах и просто делились своими мыслями. Стремительный взлет заставил многих инвесторов обратить внимание на Secret, что позволило привлечь в проект дополнительно почти $35 млн. В список вложившихся, кстати, входили основатель Reddit Алексис Оханьян, актер Эштон Катчер и венчурный фонд Google Ventures, а покупкой интересовался даже сам Facebook. 

Несмотря на это, совсем скоро соцсеть превратилась в большой сборник сплетен, клеветы, троллинга и кибербуллинга, и больше напоминала что-то вроде 4chan по версии Силиконовой долины. Многие СМИ обвиняли Secret в поощрении унижения и ненависти, что иронично — Дэвид Байтау знал, что всем анонимным платформам свойственны подобные проблемы, однако был уверен, что его детище они обойдут стороной. Именно поэтому команда Байтау была одержима внешним видом приложения, наивно полагая, что благодаря красивому дизайну пользователям просто не захочется писать всякие мерзости-гадости и высказывать свои извращенные мысли на тему «кто, кого и в какое место» . Но красота не всегда притягивает красоту, и сервис начал стремительно терять своих пользователей, большинство из которых были из России, Мексики, Бразилии и Индонезии, что очень оттолкнуло американскую публику. 

В Бразилии, к слову, сервис довольно быстро запретили — из-за предвыборной гонки в нем регулярно появлялись проплаченные посты с компроматом на кандидатов, и потому власти обязали компанию выплачивать ежедневный штраф в $9000 до тех пор, пока она не удалит приложение из App Store. Это был первый случай в истории Apple, когда она применила функцию Kill Switch — удаление приложения с телефона без подтверждения владельцем. Ситуацию также усугубляло появление серьезного конкурента в лице приложения Yik Yak, которое стало популярным даже быстрее, чем Secret — менее чем через год после запуска эксперты уже оценивали его в $350 млн. 

Позже стало известно, что руководители вывели из Secret $6 млн., что могло означать только одно — на приложение забили и развивать его больше не будут, даже несмотря на то, что в активах оставалось достаточно денег для нескольких пивотов. Судя по всему, Дэвид Байтау разочаровался в своей изначально светлой идее и решил оставить все попытки вдохнуть в нее новую жизнь.

Formspring

История провала Formspring очень напоминает таковую у Secret — здесь тоже все проблемы начались из-за анонимности. Но обо всем по порядку. Сервис анонимных вопросов появился в 2009 году как побочный продукт конструктора онлайн-форм Formstack, созданный Эйдом Олоно. Как и в случае с Secret, проект очень быстро нарастил аудиторию — уже за первый месяц на сайте зарегистрировалось около миллиона пользователей, а к 2011 году их число достигло 22 миллионов— к этому времени стартап привлек уже более $15 млн. инвестиций. В том же году бизнес-издание Fast Company поместило Formspring в десятку самых инновационных соцмедиа-проектов, а среди его партнеров к тому времени было множество популярных медиа, начиная от MTV и заканчивая The Huffington Post. Но наряду с невероятным успехом компанию преследовала и череда неудач. 

О проблеме кибербуллинга в Formspring знали практически с самого начала, однако, в отличие от Secret, здесь ситуация складывалась по-настоящему трагически. В 2010 году, после насмешек и издевательских комментариев, оставленных с помощью сервиса, покончил с собой 17-летний Уэст Ислип, а затем последовало еще несколько подростковых суицидов, спровоцированных аналогичными причинами. Компания отказалась раскрыть данные о лицах, участвовавших в травле, что вызвало широкое недовольство общественности и СМИ по всему миру. 

Сотрудники Formspring пытались реабилитировать репутацию проекта, участвуя в различных конференциях, посвященных кибербуллингу, и организовывая социальные конкурсы. Компания даже собиралась внедрить особый алгоритм, позволяющий по ключевым словам удалять сообщения, содержащие оскорбления, и блокировать их авторов. Однако, в жизнь эту идею так и не воплотили — в марте 2013 году сервис Formspring объявил о закрытии проекта из-за финансовых проблем. Правда, 31 числа того же месяца выяснилось, что это была всего лишь первоапрельская шутка (очевидно, с юмором у ребят были проблемы похуже, чем с кибербуллингом). В июле того же года компания провела ребрендинг, переработав дизайн и сменив название на Spring. Тем не менее, проекту это особо не помогло, и в 2015 году он был продан сервису знакомств Twoo. Кстати, в 2012 году сервис предлагали купить Павлу Дурову, однако тот отказался. 

Google Glass

Конечно, Google Glass нельзя назвать стартапом в привычном понимании этого слова, но, тем не менее, это один из самых показательных примеров того, как может налажать с перспективным проектом даже огромная транснациональная корпорация. Устройство было анонсировано как проект лаборатории Google X сооснователем компании Сергеем Брином еще в 2012 году, вызвав нервное перевозбуждение у IT-сообщества. Еще бы: девайсы, подобные этому, в то время видели разве что в кино, а компании, пытающиеся реализовать на практике эту разработку, не достигали и половины успеха. И вот за дело взялся великий и всемогущий Google — да что вообще могло пойти не так? Оказалось, очень даже многое. 

Попав в руки к ограниченному кругу журналистов и тестировщиков, устройство вызвало весьма неоднозначную реакцию, начиная от претензий к откровенно паршивому дизайну, «сырому» ПО и слабому аккумулятору и заканчивая непониманием того, для чего Google Glass вообще были созданы. И действительно, функционал девайса был существенно ограничен, а имеющиеся функции с успехом мог выполнять и обыкновенный смартфон — у конечных потребителей просто не было причин переходить на что-то другое, особенно на что-то менее практичное. Некоторые эксперты считают, что здесь Google допустил серьезную ошибку в позиционировании и анализе ЦА своих новых очков — куда больше они пригодились бы в более профессиональных сферах, где от скорости получения информации зависит эффективность рабочих процессов (об этом позже). Но это не единственная проблема. Многие люди оказались просто не готовы принять подобное изобретение, так как оно вызывало множество вопросов касательно безопасности и неприкосновенности частной жизни, а цена в $1500 окончательно похоронила все надежды компании на хоть какой-нибудь успех. В 2015 году, после нескольких анонсов и пресс-релизов, которые по задумке должны были оживить интерес к устройству, Google объявил о закрытии проекта. 

Однако, в 2017 году выяснилось, что в течение двух лет компания тестировала обновленную версию очков под названием Google Glass Enterprise Edition, целевой аудиторией которых на этот раз стал корпоративный сектор — наконец-то руководство прислушалось к мнению экспертов. Испытания прошли успешно, и в том же году Google объявил о готовности продукта для выхода на массовый рынок. Будем надеяться, что разработчики действительно провели тщательную работу над ошибками и девайс сможет наконец занять свою нишу. А пока будем наблюдать, что в итоге получится из «умных очков» от Intel, которые, по идее, должны стать тем, чем не стали Google Glass Explorer Edition.

Чтобы не пропустить остальные статьи, подписывайся на наши соцсети: VKFacebookGoogle+ и Telegram