Провальное начало: основные ошибки на старте нового бизнеса

23 March 2018
Автор: Руслан Плахутин

Открытие своего первого дела — всегда волнительный момент, особенно, если опыта в этом у тебя нет, а до этого ты несколько лет просиживал штаны в душном офисе. Как правило, больше всего начинающих предпринимателей пугает возможность «прогореть» и остаться ни с чем. И неважно, будь это «пивняк» во дворе или инновационный IT-стартап, любой бизнес, так или иначе, сталкивается с определенными трудностями, особенно в самом начале своего существования. При этом большинства проблем можно избежать, если не совершать банальных ошибок. О самых распространенных из них мы тебе сейчас расскажем.

Отсутствие четкого бизнес-плана

Да-да, мы в курсе, что «муж твоей сестры» арендовал в местном ТЦ точку по продажи хлама с AliExpress без всякого бизнес-плана и прочих условностей, но и большого ума для такого «дела», на самом деле, не надо. Если же в перспективе ты настроен на развитие своей компании и получение сверхприбылей, то без планирования определенно не обойтись. Главное помни, что лучше перегнуть палку с дополнительными деталями, чем чего-то не учесть. С развернутым бизнес-планом у тебя самого будет лучшее представление о своем же бизнесе, его структуре, вариантах развития и возможных рисках.

Поверхностный анализ своего рынка

Однако, одного (даже идеально составленного) бизнес-плана мало — тебе необходимо быть хорошо знакомым со всеми участниками рынка, начиная от основных конкурентов и заканчивая конечными потребителями. Поэтому анализируй все, что хоть как-то касается твоего продукта/услуги: маркетинговые стратегии аналогичных компаний, возможные бизнес-модели, схемы реализации, предпочтения целевой аудитории и т.д. — тебе нужно знать о своем рынке все.

Зацикленность на «глухих» направлениях

Если ты стучишься в одну и ту же дверь несколько раз, но толку никакого — это признак того, что пора что-то менять, ведь даже проверенные временем бизнес-модели часто оказываются неэффективны в условиях стремительно меняющегося рынка. И если выбранный курс какое-то время приносит ощутимые результаты, а затем по каким-то причинам его эффективность падает, то варианта обычно только два: найти причину изменений, устранить ее и продолжить идти уже по скорректированному пути, либо коренным образом изменить подход и выбрать новую модель ведения бизнеса. Конечно, не факт, что она будет лучше предыдущей, но стоять на месте в таком случае тоже нельзя.

Найм бесполезного персонала

В первую очередь необходимо четко понимать, какие сотрудники тебе действительно нужны и какова их стоимость на рынке. Далеко не каждому предприятию на начальном этапе нужен, к примеру, маркетолог, пиарщик или кадровик. Многие CEO крупных компаний вообще советуют нанимать этих специалистов только когда в организации будет хотя бы 10-15 сотрудников. Лучше сосредоточься на кадрах, без которых функционирование твоего бизнеса в принципе невозможно. Перед этим также полезно оценить и свои время и навыки, чтобы понять, какую деятельность, кроме управленческой, ты сможешь осуществлять самостоятельно, не привлекая дополнительных ресурсов.

Неоправданное распределение финансов

Не будем вдаваться в подробности, где ты возьмешь деньги на открытие своего первого дела, гораздо важней, как ты эти деньги распределишь. Многие молодые предприниматели рассчитывают на быструю прибыль, забывая о том, что бизнесу может потребоваться не один год, чтобы выйти хотя бы на самоокупаемость, а неоправданные вложения только приближают тебя к провалу. Иными словами, каждая твоя трата должна быть экономически оправдана, будь то найм нового сотрудника, приобретение необходимой оргтехники или запуск рекламной кампании. Всегда тщательно планируй свой бюджет, вноси в него корректировки по мере изменения текущей ситуации и не жди, что дело «выстрелит» с первых месяцев работы. Кроме того, помни, что бизнес всегда требует вложений для своего развития, поэтому не стоит после выхода на чистую прибыль покупать себе квартиру в центре города, Мазерати и домашнего крокодила — лучше подумай, как заставить эти деньги работать на твою компанию. Все остальное никуда не денется.

Отсутствие разделения долей

Если ты запускаешь проект с партнерами, распределять доли доходов следует на самом раннем этапе. Не имеет значения, насколько близко ты знаком с участниками и какие родственные или дружеские связи вас объединяют — деловые отношения всегда должны четко быть закреплены документально, начиная от прав и обязанностей сторон и заканчивая процентным соотношением получаемой прибыли между ними. Забудь о словесных договоренностях и обещаниях — они работают до первой прибыли. Деньги все меняют.

Излишняя самонадеянность

Тут все просто — не пытайся взять на себя слишком много. Если считаешь, что понимаешь что-то в юриспруденции только потому, что в универе у тебя был курс по правоведению — это еще не значит, что тебе стоит заниматься составлением документов для своей компании. Разбираешься в бухгалтерском учете? Молодец, но оставь лучше это дело профессионалам. То же самое касается и любой другой деятельности. При этом, ты все же должен понимать, что происходит в твоей организации и чем занят каждый сотрудник, но не стоит устанавливать над этим тотальный контроль — потеряешь в их эффективности.