Основные нарушения прав заемщиков

В соответствии с п. 1 ст. 819 ГК РФ "по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. Согласно п. 2 ст. 935 ГК РФ "Обязанность страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по закону". П. 2 ст. 16 ФЗ "О защите прав потребителей" запрещает обуславливать приобретенние одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Это значит, что если заемщик не имел возможности получить кредит без страховки, то есть страховка была неотъемлемой частью кредитного договора, то ее можно признать вмененной услугой и взыскать с банка в судебном порядке. Однако в последнее время кредитные организации предусмотрительно размещают соглашение о страховке отдельным документом, что делает практически невозможным доказать вмененность услуги.

Согласно действующему законодательству РФ, предусмотрено, что кредитная организация обязана определять в кредитном договоре полную стоимость кредита, предоставляемого заемщику - физическому лицу. В принципе, заемщик обязан платить только проценты за пользование денежными средствами. Но кредитные организации, как правило взимают с заемщика различные платежи (платы и комиссии). Это требование также нарушает п. 2 ст. 16 ФЗ "О защите прав потребителей", а значит, такие платежи тоже могут быть взысканы в судебном порядке. Кредитные организации часто ссылаются на ст. 421 ГК РФ, которая предполагает свободу договора, говоря о том, что имеет возможность указать в договоре дополнительные платежи. Однако свобода договора не является абсолютной. Условия договора не могут противоречить действующему законодательству (п. 1 ст. 422 ГК РФ) В соответствии с п. 2 ст. 857 ГК РФ, заемщик или его представитель имеют право знать сведения обо всех операциях по своему счету, открытому в банке. Ст. 10 п. 2 ФЗ "О защите прав потребителей" обязывает кредитора предоставить эти сведения бесплатно.

Практически все должники испытывали на себе давление со стороны взыскателей и их представителей. В основном должника донимают звонками, требуют оплатить долг, нередко доходит до угроз и оскорблений. Бывает, что приходят домой и на работу. Звонят соседям, , коллегам, родственникам... Следует понимать, что сведения, содержащие банковскую тайну, не должны разглашаться третьим лицам, даже если было дано согласие на обработку персональных данных (далее субъект). Лицо, которое обрабатывает персональные данные, называют оператором персональных данных (далее оператор). Оператор вправе обрабатывать персональные данные субъекта с согласия последнего.
Субъект вправе отозвать ранее данное согласие на обработку персональных данных, однако согласно ст. 6 ФЗ "О персональных данных", оператор вправе продолжить обработку персональных данных до момента прекращения правоотношений с субъектом, но только в той степени, в которой необходимо для обеспечения исполнения обязательств сторонами. Оператор не вправе осуществлять звонки третьим лицам и тем более - разглашать информацию о наличии и состоянии долга субъекта.

Все документы в кредитные учреждения следует отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Все квитанции обязательно сохранять. Также можно отнести заявление непосредственно в банк, при этом важно составить два экземпляра, на одном из которых сотрудник кредитной организации должен будет поставить отметку о получении. Второй экземпляр с отметкой должен остаться у заявителя. Следует сказать, что любая организация обязана принять заявление гражданина, о чем бы оно ни было. На заявление организация может ответить отказом, это ее право, но принять заявление она обязана.